Решение суда по делу экс-госсекретаря показало риски для руководства Дагестана
15.09.2025 01:56Дело об экспроприации завода и имущества экс-госсекретаря Дагестана не пойдёт в апелляционную инстанцию.
При этом суд опубликовал решение, которое может повлечь должностные и политические последствия для Администрации главы и правительства Дагестана, а также Народного собрания.
Напомним, что в июне Советский районный суд г. Махачкалы поставил рекорд по рассмотрению антикоррупционного иска генеральной прокуратуры к госсекретарю Дагестана Магомед-Султану Магомедову, его сыну депутату Народного собрания Магомеду Магомедову, членом их семьи и юридическим лицам. На третий день после регистрации на сайте суда дела было вынесено решение о возврате государству нефтезавода и ряда имущества. Иск экс-прокурора Дагестана, а ныне заместителя генерального прокурора Игоря Ткачова был удовлетворён после признания требований со стороны Магомедовых, которое последовало на следующий день после масштабных обысков, проведённых ФСБ.
Однако 15 июля на решение суда была подана апелляционная жалоба, что ставило под сомнение скорое вступление государства во владение нефтезаводом.
Как следует из карточки дела, 1 августа, поступило ходатайство об отмене обеспечительных мер. 4 августа вынесено определение о подготовке заседания по заявленному ходатайству.
Однако 6 августа ФСБ опубликовало видео обысков в доме Магомедова, его задержания и других оперативно-следственных мероприятий, проведённых в рабочем кабинете в администрации главы Дагестан, а также на территории нефтезавода.
После этого, 10 сентября, в карточке дела на сайте суда появилась отметка о том, что апелляционная жалоба возвращена. Соответственно решение вступило в силу.
В подтверждение этого в карточке дела появился текст вынесенного решения с удалением некоторых сведений, как обычно публикуют решение в судах общей юрисдикции.
Текст решения содержит интересные утверждения. Например, о том, что власти Дагестан присвоили федеральный завод.
«Из иска следует, что Магомедовым М.-С.Б. инициировано принятие постановления Совета Министров Дагестанской ССР от ДД.ММ.ГГГГ №, которым Дагестанское государственное объединение по обеспечению нефтепродуктами «Дагнефтепродукт» переименовано в Дагестанское государственное предприятие по перевалке и обеспечению нефтепродуктами «Дагнефтепродукт».
Тем самым он искусственно вывел предприятие из-под действия Указа Президента Российской Федерации от 17.11.1992 № 1403, на основании которого оно подлежало акционированию в порядке, установленном для предприятий нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности.
Далее, по утверждению истца, Магомедов М.-С.Б. пролоббировал принятие Президиумом Верховного Совета Республики Дагестан постановления от ДД.ММ.ГГГГ о включении предприятия в состав региональной собственности. При этом Правительство Российской Федерации решение о передаче предприятия в ведение субъекта не принимало.
В 2001 году оно было реорганизовано в Республиканское государственное унитарное предприятие по перевалке и обеспечению нефтепродуктами «Дагнефтепродукт» (далее – РГУП «Дагнефтепродукт»).
В последующем Магомедов М.-С.Б., как руководитель предприятия достоверно зная, что оно относится к исключительной федеральной собственности, используя положение во власти, инициировал включение РГУП «Дагнефтепродукт» в Прогнозный план (программу) приватизации государственного имущества Республики Дагестан на 2004 год, утвержденный постановлением Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ №…
Установленные обстоятельства, по мнению истца, свидетельствуют о том, что ответчик Магомедов М.-С.Б., являясь депутатом Народного Собрания Республики Дагестан, совершил коррупционное правонарушение…»
Важная часть для российской судебной практики по аналогичным делам, в форме вины других ответчиков:
«Другие ответчики – Магомедов М.М.-С., Магомедова С.М., Исмаилова Г.М., Алпанаева Х.М., Исмаилова М.Б., ООО «МСБ Холдинг» и ООО «Транс Тек» совершили самостоятельное коррупционное правонарушение, поскольку не приняли мер по предупреждению коррупции, действовали в интересах и по поручению Магомедова М.-С.Б., не обладая фактической самостоятельностью, выполняли техническую роль владения его активами, в том числе ОАО «Дагнефтепродукт»».
То есть прокуратура признала, что юридические лица тоже совершают коррупционные правонарушения.
Учитывая изложенное, истец просит привлечь ответчиков к гражданско-правовой ответственности за совершение актов коррупции, применив к ним положения пп. 8 п. 2 ст. 235 ГК РФ и обратить в доход Российской Федерации 100 % долей в уставных капиталах ООО «Каспетролсервис», ООО «МСБ Холдинг», ООО «Дагестанские новые технологии», ООО «Нефтепродуктснаб», а также объекты недвижимости, зарегистрированные на ООО «Транс Тек».
Ответчики и их представители
«явились в судебное заседание, подтвердили изложенные в иске обстоятельства, поскольку они соответствуют действительности, требования прокурора полностью признали и согласились с правовой квалификацией их действий как коррупционных правонарушений. Представили письменные заявления о признании иска, в которых просили суд удовлетворить исковые требования в полном объеме и обратить в доход Российской Федерации спорное имущество, обязались добровольно передать его государству».
Интересно, что в мотивировочной части решения суда даётся коррупционная оценка действиям Магомед-Султана Магомедова не только в бытность депутата Народного собрания, но и во время работы госсекретарём Дагестана.
«Таким образом, на Магомедова М.-С.Б. в период с 1995 г. по настоящее время в силу возложенных полномочий представителя народа и занимаемых должностей распространялись запреты и ограничения, направленные на пресечение коррупционных проявлений...
Вместе с тем из представленных сторонами и исследованных в судебном заседании доказательств следует, что приведенные требования Магомедов М.-С.Б. не соблюдал…
На момент избрания депутатом Народного Собрания, как установлено судом, Магомедов М.-С.Б. являлся генеральным директором Дагестанского государственного объединения «Дагнефтепродукт» (назначен с 25.11.1991).
Получив мандат, он полномочия руководителя предприятием не сложил и продолжил управлять государственным имущественным комплексом…
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что Магомедов М.-С.Б. использовал учредителей ООО «Дагестаннефтепродукт» в качестве номинальных владельцев долей в уставном капитале,…
В связи с избранием Магомедова М.-С.Б. Председателем Народного Собрания Республики Дагестан в апреле 2010 г. он сложил полномочия генерального директора ООО «Дагестаннефтепродукт». Новым руководителем общества назначен его брат ФИО122, а с 2013 г. – сын ФИО123
В последующем в результате совершенных между родственниками Магомедова М.-С.Б. сделок с 03.11.2020 100 % долей в уставном капитале ООО «Дагестаннефтепродукт» стали принадлежать его детям - Магомедову М.М.-С. (<данные изъяты> %), Магомедовой С.М. (<данные изъяты> %), Алпанаевой Х.М. (<данные изъяты> %), Исмаиловой Г.М. (<данные изъяты> %). Названные лица иск признали и пояснили, что права на доли в уставном капитале они получили от родственников на безвозмездной основе.
Вместе с тем фактическим бенефициаром ООО «Дагестаннефтепродукт» продолжал оставаться Магомедов М.-С.Б., ему же была полностью подконтрольна его финансово-хозяйственная деятельность. При этом, как ранее установлено судом, руководство предприятием он совмещал с замещением публично значимых должностей…»
Фактически, при подаче генеральной прокуратуры, Советский районный суд г. Махачкалы установил, что Администрация главы и правительства Дагестана, частью которой был Магомедов не выявила коррупционные связи Магомедова с нефтезаводом. Данный юридический факт, установленный вступившим в законную силу решением суда может, как минимум, повлечь, должностную ответственность работников Администрации главы и правительства РД, обязанных проверять достоверность сведения, а как максимум – политические решения в отношения высших должностных лиц.
Напомним, что глава Дагестана Сергей Меликов объявил об отставке Магомедова с поста госсекретаря спустя 5 дней после официального сообщения о решении суда и признании иска Магомедовым. При этом основания для увольнения так и не были озвучены, а сам акт не опубликован.
Кстати, обращает внимание, что решение суда может повлечь принятие решения о лишении мандата депутата Народного собрания Дагестан сына экс-госсекретаря – Магомеда Магомедова, который признал иск. Суд в решении установил:
«…увеличение доходов Магомедова М.М.-С. с 2008 г., Магомедовой М.С., Алпанаевой Х.М. и Исмаиловой Г.М. с 2011 г. находилось в прямой причинно-следственной связи с неправомерным завладением Магомедовым М.-С.Б. финансово-материальными ресурсами ОАО «Дагнефтепродукт», поскольку прибыль от его деятельности и эксплуатации имущественного комплекса, в том числе созданными на его базе компаниями, поступала в распоряжение данных ответчиков…
При нахождении Магомедова М.-С.Б. на должности народного избранника и Государственного секретаря Республики Дагестан подконтрольная ему группа компаний стала крупнейшей сетью Республики Дагестан по переработке нефтепродуктов и продаже топлива, значительно увеличив капитализацию, что явилось в том числе результатом лоббирования Магомедовым М.-С.Б. интересов собственных структур и задействования его авторитета и связей.
Депутатский статус обеспечивал неприкосновенность как самому Магомедову М.-С.Б. и членам его семьи, так и подконтрольным организациям, которые принимали участие в незаконном обогащении, уклонении от уплаты налогов и акцизных сборов, а также в иных нелегальных схемах…»
В 2017 году «НД» рассказывало интересный эпизод, о том как прокурор направил в Народное собрание представление, указав на скрытую Магомед-Султаном Магомедовым квартиру. В парламенте республики оправдали уважаемого депутата:
«Представитель по доверенности депутата Магомедова представил в Комиссию дополнение к ранее представленной объяснительной супруги депутата, в которой указано, что весной 1998 года в присутствии близких родственников её родители передали ей в дар 97 200 000 рублей и всё фамильное золото и драгоценности. В ноябре 2015 года она купила квартиру в Москве за эти деньги.»
В выводах суда есть мнение об экономической ценности нефтезавода во взаимосвязи с морским портом:
«ООО «Каспетролсервис» является единственным оператором по перевалке нефти, поступающей в морской торговый порт «Махачкала». Его услугами пользуются системообразующие нефтедобывающие предприятия.
В то же время согласно материалам дела имущественный комплекс бывшего государственного предприятия активно распродается»
К сожалению из-за правил публикации решений суда, в резолютивной части не приводятся цифры изъятого имущества. Это не даёт возможность также понять какую сумму госпошлины наложил суд на семью Магомедовых и других ответчиков.
Из решения суда следует, что в пользу государства перешли доли и имущество ООО «Каспетролсервис», ООО «МСБ Холдинг», ООО «Дагестанские новые технологии», ООО «Нефтепродуктснаб» и ООО «Транс Тек».
Как следует из решения оно вступило в силу сразу, т.к. указано «обратить настоящее решение к немедленному исполнению…».
Напомним, что правоохранительные органы не сообщали сми об уголовно-процессуальных последствиях проведённых обысков и вступления в силу решения суда по антикоррупционном уделу в отношении семьи экс-спикера Народного собрания и экс-госсекретаря Дагестан Магомед-Султана Магомедова.
ШОП возглавил сын госсекретаря Дагестана
Руководство Дагестана напоминает Кремль в период Ельцина и Черномырдина
Учётом земли займётся топ-менеджер из команды госсекретаря Дагестана
Магомед-Султан Магомедов назначен госсекретарем Дагестана
Хизри Шихсаидов нашёл достойную замену
Выше гор — только любовь
завершились съемки сериала «Гордость» для Wink от создателей «Актрис», «Балета» и «Психа»
08.12.2025 16:31Минэнерго предлагает 60 млн рублей за новую схему газоснабжения Дагестана
госзакупки
08.12.2025 01:05