Спор Чечни и Дагестана это конституционная ошибка федеральных властей уровня 2 класса

06.06.2020 14:05

В истории оформления границы между Чечнёй и Дагестаном обе республики оказались сторонами одной большой федеральной системной ошибки уровня учеников 2 класса.

 

Статус Парламента ЧР.

  4 июня сайт grozny.tv. сообщает: "Парламент Чеченской Республики обращается к Главе Республики Дагестан Владимиру Абдуалиевичу Васильеву с предложением возобновить с 6 июля 2020 года работу по координатному описанию местоположения границы между Чеченской Республикой и Республикой Дагестан", - заявил Председатель Парламента ЧР.

  По состоянию на утро 6 июня глава Дагестана не ответил на данное обращение. Какие могут быть причины для игнорирования подобного обращения?

 Возможно, что Парламент ЧР не направил официального обращения по государственной связи. Отвечать в социальных сетях по таким важным вопросам руководство Дагестана, возможно,  считает не правильным. Хотя в том же Инстаграм у главы, правительства и их администрации три разных официально подтверждённых акаунта и проблем с ответом может и не быть. 

 Вторая причина – субординация. К главе Дагестана обратился председатель законодательного органа, а не сам глава Чеченской Республики.  Возможно, в купе с вышеизложенным отсутствием официального обращения, руководство Дагестан считает это нарушением протокола. Однако, возникает вопрос, если было бы письменное обращение парламента, оно ценилось бы выше или ниже по рангу по сравнению с обращением главы Чечни?  Ответ на этот вопрос обращает внимание на яркую деталь, которая может заинтересовать дагестанцев.

 Дело в том, что формально, Чеченская Республика по сравнению с Дагестаном является более парламентской. Согласно ст.5 Конституции ЧР

«1. Государственную власть в Чеченской Республике осуществляют Глава Чеченской Республики, Парламент Чеченской Республики, Правительство Чеченской Республики, суды, а также иные органы государственной власти Чеченской Республики, образуемые в соответствии с настоящей Конституцией.».

 Дело не в названии законодательного органа. Аналогичная норма есть в ст.8 Конституции Дагестана, где указано Народное Собрание РД. Но согласно ст.46 Конституционного закона ЧР «О системе органов исполнительной власти в ЧР»

«Парламент Чеченской Республики даёт согласие Главе Чеченской Республики на назначение Председателя Правительства Чеченской Республики, заместителей Председателя Правительства Чеченской Республики, а также министров, осуществляющих полномочия в сфере финансов, экономики, промышленности и сельского хозяйства.».

 До 2017 года Парламент давал согласие также на назначение руководителя Администрации Главы и Правительства ЧР. Следует особо подчеркнуть, что в Парламенте ЧР получает согласие на назначение указанных чиновников глава, который избирается всенародно.

 Народное Собрание Дагестана даёт согласие только на назначение  председателя Правительства.

 Если зайти на сайт Парламента ЧР и посмотреть повестку 99 заседания, то можно увидеть, что под №1 стоит вопрос «О даче согласия Главе Чеченской Республики Рамзану Ахматовичу Кадырову на назначение Усмаева Вахита Абубакаровича на должность заместителя Председателя Правительства Чеченской Республики.» Кроме того, в повестке дня значится ряд вопросов, которые практически неизвестны дагестанцам – 17 проектов федеральных законов. В отличие от Народного собрания РД, в Парламенте ЧР депутаты открыто обсуждают и голосуют за вопросы согласования федеральных поправок, а дагестанские депутаты даже не принимают участие в реализации своих прав. В Дагестане согласование федеральных законов происходит письмами руководства НС РД.  Если кто-то думает, что это нам не нужно и депутаты проголосуют как скажут, то вспомните с каким шумом в парламенте Дагестана проходило согласование поправок к Конституции РФ.

 В итоге следует признать, что по формальному политическому весу Парламент Чечни больше значит внутри Чечни, чем Народное Собрание в Дагестане. 

 Третьей причиной молчания руководства Дагестана возможно, является то, что  председатель Парламента ЧР обратился одновременно к вышестоящему начальству – федеральной власти в лице полпреда СКФО, представляющего Администрацию Президента России и к руководителю Росреестра. Учитывая что Владимир Васильев не избирался всенародно и даже не проходил по политическим спискам на выборах Народного собрания Дагестане, он является частью федеральной вертикали и без указания с Администрации Президента, никаких самостоятельных шагов в этом вопросе Владимир Васильев не сделает. 

  Скорее всего это понимают и в Чечне, поэтому обращение к председателя Парламента ЧР на самом деле не к Владимиру Васильеву, а к руководству страны. В Чечне скорее всего понимают (или точно знают), что конфликт из-за оформления границы продолжается из-за позиции Кремля, а не по воле Владимира Васильева.  

 

 Условия задачи

 Суть проблемы в принце изложена в обращении Магомеда Даудова: 

«В рамках реализации распоряжений Правительства РФ от 30 ноября 2015 года № 2444-р и от 31 января 2017 года № 147-р, а также по инициативе Главы РД Владимира Абдуалиевича Васильева были начаты землеустроительные работы по координатному описанию местоположения границы между ЧР и РД...

Установление границы между ЧИАССР и ДАССР осуществлялось в 1959 году посредством согласования листов-документов на картах (М1:100 000), которые были согласованы в советский период уполномоченными органами государственной власти ЧИАССР и ДАССР. При этом ряд проблемных участков границы в районе г. Кизляр (лист-документа К-38-10) и с. Чайри (лист-документа К-38-56) были согласованы позже, в 1961 – 1962 гг. и 1961 – 1965 гг. соответственно…»

 То есть речь идёт о том, что границы теперь переписываются на новом техническом языке. 

 После того, в начале июня 2019 года на окраине г.Кизляра вспыхнул конфликт из-за землеустроительных и дорожных работ со стороны Чеченской Республики, в «НД» был дан подробный анализ истории проблемы и рассказано про Закон Дагестана 20120

года, где границы описывались не по современным координатам (широта, долгота) а с помощью точек межевание и углов направления. Причём, в районе Кизляра пропали точки описания. 

Кизлярский урок. 15.06.2019 

  «НД» ранее сообщалось о споре республик, который  перешёл и в судебную плоскость. Сложный и закрытый судебный спор между Чечнёй и Дагестаном сначала проходил в Арбитражном суде Чечни, а затем в Верховном суде Дагестана. Сначала г.Кизляр выиграл суд одновременно и у Чечни и у Дагестан. Кстати,  в решении была продемонстрирована уникальная техника определения границ по цвету

«Из исследованной судом Карты границ населенных пунктов городского округа «<адрес>», утвержденной Собранием депутатов ГО «<адрес>» от <дата>, следует, что земли категории «земли лесного фонда» (обозначены зеленым цветомне вошли в границы населенных пунктов городского округа «<адрес>» (границы обозначены синим цветом), на Карте красным цветом обозначена границагородского округа «<адрес>». …

С участием сторон и заинтересованных лиц судом сопоставлены указанные графические материалы и установлено, что земли лесного фонда Кизлярского участкового лесничества и Бороздинского участкового лесничества не входят в границы населенных пунктов городского округа «<адрес>».»

Но затем Верховный Суд России в апеляции отменил решение дагестанского суда, т.к. первоначальный истец, Агентство лесного хозяйства РД не имело полномочий на обращение с иском о защите интересов федеральных лесов, которые находились на указанном участке между Чечней и Дагестаном.  

 Однако, указанные чеченской стороной участки в итоге были записаны в Росреестр за территорией Чеченской Республики. 

 Новый виток споров возник на этой неделе уже на границе Гумбетовского района, где были обнаружены специальные метки, которым обозначают границы участка. 

 РИА Дербент сообщило. Во вторник, 2 июня, в райцентре Гумбетовского района, в селении Мехельта прошла совместная рабочая встреча дагестанской и чеченской сторон для обсуждения установленных чеченской стороной пограничных колышек вдоль границы Ножай-Юртовского района  Чечни и Гумбетовского района Дагестана.

В ходе встречи выяснилось, что дагестанским подрядчиком на сегодняшний день топографическая работа по Гумбетовскому району не проделана. Однако представитель фирмы, выигравшей тендер, не объяснил причину, по которой не проводилась работа, отметил источник агентства.

Через два дня после этой встречи появилось информация об обращении председателя Парламента ЧР к Главе Дагестане. 

 

Техническая и конституционная ошибки.

Проблему двух Высоких договаривающихся сторон может продемонстрировать любой ученик начальных классов. Чтобы начертить линию обычно школьник берет ОДИН карандаш или ручку. А здесь федеральная власть поставила субъекты в такую ситуацию, когда ОДНУ линию надо начертить ДВУМЯ КАРАНДАШАМИ. В итоге у нас должно получиться в лучшем случае две параллельные линии или это будет одна жирная линия, потому что на одни и те же государственные действия будут дважды потрачены бюджетные средства. 

Обратите внимание, что произошло на границе с Гумбетовским районом. Простой подрядчик, вне политики, выиграв тендер, объявленный властями Чеченской Республики,  выполняет свою работу и вносит координаты в кадастровую карту. При этом по тем же границам и тем же линиям в ту же самую кадастровую карту должен внести координаты другой подрядчик, который выиграл тендер, объявленный Минимуществом Дагестана. То есть бюджет платит дважды за одни и те же точки?

Сайт Госзакупок. 

Как это произошло? Если открыть упомянутое  председателем Парламента ЧР распоряжение Правительства РФ № 2444-р 2015 года, то увидим, что федеральные власти руководствовались благими намерениями, т.е. внесение в кадастровый план точных границ участков субъектов должно было повысить инвестиционную привлекательность. Согласно утверждённому комплексному плану регионы получали средства для уточнения границ муниципальных образований.

Первая ошибка: так как субъекты состоят из сел, объединённых в районы, а  также из городов, границы указанных муниципалитетов образовывают и границу субъектов. Спор о границах г.Кизляра перешёл в спор между Дагестаном и Чечнёй. 

Вторая ошибка: мнение заинтересованных сторон должно быть учтено, но им нельзя передавать право самим определять границы своих территорий.

Третья ошибка, конституционная: согласно пункту «р» статьи 71 Конституции РФ 

«В ведении Российской Федерации находятся:

р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;» 

Правительство РФ не должно было передавать субъектам полномочия, а тем более федеральные средства для решения вопросов картографии. Федеральный орган власти, Росреестр сам или через подрядные организации должны устанавливать границы и «колышки», но при согласовании с субъектами границы. 

Амбиции регионов, подкреплённые федеральными средствами не могли не вылиться в споры о границах, тем более между Чечнёй и Дагестаном после постоянных изменений территорий двух республик во времена СССР. 

 

Вместо выводов.

Непосредственно спор между Чечнёй и Дагестаном об определении границ больше лежит в области политики и зависит от позиции кремля. 

Однако, этот кейс имеет важное значение для всей страны.

Если 1 июля вступят поправки в Конституцию, то в новой редакции сохраняется за федеральной властью полномочия по картографии (п. «р» ст.71). Правительство России опираясь на указанный кейс должно пересчитать свои затраты и пересмотреть расходы на определение границ субъектов. 

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях:
Смотрите также