Суд не дал властям увеличить цену мусорных полигонов на 12 млрд рублей
16.08.2024 17:07Арбитражный суд Дагестана опубликовал решение суда, которое вскрывает масштаб проблемы с реализацией мусорной реформы в республике и показывает нехватку 10 млрд рублей на строительство мусорных полигонов.
Сложившаяся ситуация
8 февраля текущего года ООО «Республиканский экологический оператор» обратился с иском к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Дагестан.
Само наличие спора между указанными лицами уже демонстрирует проблему. Как ранее рассказывалось «НД», созданный в 2021 году Республиканский экологический оператор хоть и коммерческое лицо, но принадлежит властям республики: 99,99% АО «Корпорация развития Дагестан» и 0,000051% республиканское ООО «Каспийское автотранспортное предприятие». Сейчас уставной капитал РЭО почти 2 млрд рублей. Эти средства выделены из бюджета Дагестан для участия ООО РЭО в строительстве мусороперерабатывающих комплексов и полигонов.
В 2022 году власти Дагестана подписали три концессионных соглашения со своим же ООО о строительстве на бюджетные средства комплексов: в Дербентском, Карабудахкентском, Кумторкалинском районе и в Хасавюртовском районе.
В апреле 2023 года глава Дагестана заявил, что к концу 2024 года заработает новая система отходов. осенью того же года Игорь Гетманов уходит с поста гендиректора ООО и новым руководителем становится Иван Морозов, у которого был бизнес в Нижегородской области.
3 июня «НД» узнало, что РЭО не хватает на строительство полигонов около 1,3 млрд рублей. После этого выходит распоряжение.
4 июня министр природных ресурсов Александр Зимин ушёл в отставку.
5 июня врио премьера Манвел Мажонц
подписал распоряжение №254-р, которым разрешил изменить концессионные соглашения с ООО, заключённые в 2022 году:
«на условиях по результатам проведения предусмотренных законодательством Российской Федерации процедур согласования изменений с концессионером, включая переговоры и судебное рассмотрение».
25 июня на сессии Народного собрания глава Дагестана Сергей Меликов заявил:
«Поэтому не все решается одним росчерком федерального пера. И не все решается в объёме республики. Этот вопрос предстоит решать еще и в муниципалитетах. Сейчас с завершением этого строительства, которое мы планировали к концу 2024 года, но вероятней всего, говорю как есть, это будет I квартал 25-го»
5 августа выходит материал РИА Новости, где приводится позиция Роспортребнадзора, утверждающая, что новая система утилизации мусора в Дагестане заработает только к 2026 году.
Суть претензий РЭО
Резолюция решения Арбитражного суда Дагестана была объявлена ещё 1 августа, но в целом решение на 35 страниц подписано судьёй только.
Как следует из решения к участию в дело были привлечены: Правительство Республики Дагестан,
Министерство финансов Республики Дагестан,
Управление Федеральной антимонопольной службы по РД и Федеральная антимонопольная служба,
Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура.
ООО "Республиканский экологический оператор" обратилось с исковым заявлением к Минприроды РД об урегулировании разногласий при согласовании условий дополнительных соглашений к концессионных соглашений от 18 декабря 2023 года на постройку комплексов в Хасавюртовском, Карабудахкентском, Кумторкалинском и Дербентском районах.
Суть разногласий в том, что РЭО захотело взять кредит в 10 млрд рублей и переложить на бюджет погашение долга. Ежеквартальные выплаты из республиканского бюджета на погашение основного долга и процентов будут составлять порядка 450 млн. руб. В общей сложности переплата по кредитным договорам составит около 12 млрд. руб. Такое предложение РЭО направило после того, как ее руководителем стал Морозов.
Минприроды РД, которое на тот момент возглавлял Александр Зимин ответило РЭО, что «представленные дополнительные соглашения в предлагаемом формате являются необоснованно обременительными и их заключение представляется нецелесообразным».
В декабре 2023 года Минприроды согласовало РЭО другие условия дополнительных соглашений, но не указанные финансовые условия.
РЭО обратилось в суд к Минприроды с требованием согласовать остальную часть допсоглашений.
В обоснование исковых требований ООО "РЭО" указало, что после заключения концессионных соглашений существенно изменились обстоятельства, а именно: выросла ключевая ставка ЦБ, что привело к удорожанию кредитных продуктов банков, произошел существенный рост стоимости курсов валют, а также снижение финансового участия концедента в реализации проекта. Сохранение концессионных соглашений в первоначальном виде нарушает права и охраняемые законом интересы истца в форме возложения на концессионера дополнительных затрат, которые не могли быть учтены при заключении концессионных соглашений.
Суд установил, что по расчётам РЭО произошло увеличение стоимости строительства объектов:
в Карабудахкентском и Кумторкалинском районах увеличивается на 2,4 млрд рублей, с 5,75 млрд руб. до 7,35 руб.,
в Дербентском районе на 1,62 млрд рублей, с 2,38 млрд руб. до 4 млрд руб.,
в Хасавюртовском районе на 1,9 млрд рублей, с 3,2 млрд руб. до 5,1
Суд, как прикрытие.
Ознакомление с текстом решения показывает, что власти Дагестана запустили судебную процедуру, чтобы:
получить исполнительный лист,
на основание которого внести изменения в бюджет
для выплат РЭУ ежеквартальной субсидии почти 450 млн рублей,
которые пойдут в банк.
Однако в самом Правительстве мало кто решился брать прямую политическую ответственность на 12 млрд рублей, поэтому произошло следующее.
4 апреля 2024 года на совещании у первого заместителя Председателя Правительства РД Руслана Алиева Минфину РД поручено рассмотреть возможность заложить лимиты в республиканском бюджете в случае утверждения мирового соглашения, а Минприроде РД и Минюсту РД поручено в случае утверждения мирового соглашения.
В решении суда находим:
«В судебном заседании представители истца, ответчика и Правительства РД просили утвердить мировое соглашение от 09.04.2024.
В судебном заседании представитель Минфина РД оставил на усмотрение суда разрешение возникшего спора.
В судебном заседании представитель прокуратуры пояснил, что считает возможным утвердить мировое соглашение от 09.04.2024.»
В решении частично раскрывается суть этого мирового соглашения:
«от истца и ответчика поступили заявления об утверждении мирового соглашения от 09.04.2024, подписанного генеральным директором ООО "Республиканский экологический оператор" Морозовым И.Ю. и министром Минприроды РД Зиминым А.В., которым вносятся существенные изменения в концессионные соглашения от 13.09.2022, заключенные между Правительством РД (концедент) от имени которого выступает Минприроды РД и ООО "РЭО" (концессионер).»
Из условий следует, что Минприроды Дагестана, а следовательно Минфин и Правительство согласились на ещё большее увеличение стоимости строительства:
в Карабудахкентском и Кумторкалинском районах с 5,75 млрд руб. до 8,92 млрд руб. (+ 3,17 млрд руб.)
в Дербентском районе с 2,38 млрд руб. до 5,94 млрд руб. (+3,56 млрд руб.)
в Хасавюртовском районе с 3,2 млрд руб. до 8,15 млрд руб. (+4,95 млрд руб.)
Всего увеличение более чем на 11,68 млрд рублей.
Как указано выше, только 5 июня врио премьера Манвел Мажонц, выпустил очень осторожное распоряжение, которым давал согласие на изменение дополнительного соглашения, а не на подписание мирового соглашения, и только «на условиях по результатам проведения предусмотренных законодательством Российской Федерации процедур согласования изменений с концессионером, включая переговоры и судебное рассмотрение».
3 июля ФАС России сообщило Арбитражному суду, что ООО "РЭО" и Минприроды РД не обращались в ФАС России в порядке, установленном Правилами предоставления антимонопольным органом согласия на изменение существенных условий концессионного соглашения (утвержденными Постановлением РФ от 24.04.2014 No368), с заявлением и с приложением мирового соглашения от 09.04.2024.
Суд не стал крайним
Однако судья Арбитражного суда Х.В. Оруджев не стал крайним в этой игре.
Суд обвинил стороны в попытке обойти ФЗ о концессионных соглашениях, т.к. допсоглашение «по существу направлено на обход процедур, предусмотренных Федеральным законом от 21.07.2005 N 115-ФЗ для внесения существенных изменений в концессионные соглашения, в том числе процедуры согласования вносимых существенных изменений в концессионные соглашения с антимонопольным органом, что прямо запрещено статьей 10 Гражданского кодекса Российской Федерации».
На этом же основании суд отказал в утверждении мирового соглашения, т.к. оно противоречит Федеральному закону.
Предварительные выводы.
Фактически судебным актом установлено нехватка у РЭО более 10 млрд рублей на завершение строительства всех трёх мусороперерабатывающих комплексов.
Если эти средства не достанут, то строительство указанных полигонов провалится.
Другой вопрос в том, почему власти Дагестана не знали что надо обращаться в антимонопольный орган? Нет ли здесь какой-то другой скрытой информации или мотива?
Дагнаследие ведет работу по установке границ охраны объектов культурного наследия
В реестре нормативных актов появились десятки документов устанавливающих границы охраны ...
07.11.2024 17:41Трое погибли в лобовом столкновении двух автомобилей в Дербентском районе
Три человека стали жертвами автоаварии в Дербентском районе, где произошло ...
07.11.2024 14:33