
В Дагестане преследуют местных депутатов вопреки позиции Федерального закона и "Единой России"
08.10.2019 14:23В октябре сайт прокуратуры Дагестана разместил информацию о том, что по указанию районных прокуроров за непредставление деклараций о доходах были досрочно прекращены полномочия:
двух депутатов в сельсовете Артлухский Казбековского района,
депутата сельсовета Карасувский Ногайского района
депутата села Аймаки Гергебельского района
Однако, в 2017 году ввели в действие п.7.2 и 7.3 ст.40 ФЗ «О местном самоуправлении в Российской Федерации» согласно которым проверку в отношении депутата инициирует высшее должностное лицо субъекта. И в случае обнаружения нарушения законодательства глава субъекта обращается с требованием о лишении полномочий депутата.
В 2019 году ряд депутатов под руководством лидера фракции «Единой России» внесли законопроект, которым предложили дифференцировать нарушения порядка отчёта о доходах муниципальными депутатами.
Как пояснил соавтор законопроекта, Первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» Виктор Кидяев,
При этом в пояснительной записке к законопроекту было обращено внимание, что
«90 процентов депутатов представительных органов муниципальных образований работают на непостоянной основе и сталкиваются с серьезными затруднениями при заполнении большого пакета декларационных документов, нередко допускают ошибки и неточности. В результате есть множество примеров, когда по итогам проверки деклараций органы прокуратуры инициируют массовые сложения полномочий муниципальных депутатов по формальным основаниям, что, по сути, парализует работу органов местного самоуправления.
В Омской области в 2018 году органы прокуратуры внесли представления рассмотреть вопрос о сложении полномочий почти 300 муниципальных депутатов, что составляет около 7% от общего числа депутатов органов местного самоуправления в области. …»
В итоге Федеральным законом от 26 июля 2019 года были внесены поправки в ст.40, которыми установлены ещё 5 видов ответственности за нарушения подачи деклараций.
1) предупреждение;
2) освобождение депутата, члена выборного органа местного самоуправления от должности в представительном органе муниципального образования, выборном органе местного самоуправления с лишением права занимать должности в представительном органе муниципального образования, выборном органе местного самоуправления до прекращения срока его полномочий;
3) освобождение от осуществления полномочий на постоянной основе с лишением права осуществлять полномочия на постоянной основе до прекращения срока его полномочий;
4) запрет занимать должности в представительном органе муниципального образования, выборном органе местного самоуправления до прекращения срока его полномочий;
5) запрет исполнять полномочия на постоянной основе до прекращения срока его полномочий.
Поправки в 131-ФЗ вступили в силу с 1 сентября 2019 года, но с оговоркой
«7.3-2. Порядок принятия решения о применении к депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления мер ответственности, указанных в части 7.3-1 настоящей статьи, определяется муниципальным правовым актом в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.»
Следовательно, для того чтобы в Дагестане федеральный закон начал работать Народное Собрание Дагестана обязано внести изменения в Закон республики, а затем в каждом муниципальном образовании будет утверждён порядок привлечения депутатов к ответственности по ст.40 131-ФЗ.
Однако, Дагестан далеко отстал от политики «Единой России».
На сентябрьской сессии приняли законопроект Моложёного парламента, о внесении изменений в Закон о реестре муниципальных должностей, приравняв депутатов на непостоянной основе к депутатам занимающим должности в муниципальном представительном органе и получающим заработную плату.
Причём, в отличие от думских единороссов, дагестанский молодёжный парламент в пояснительной записке пропагандировал дух преследования муниципальных депутатов и указывал, на недосягаемость для главы Дагестана депутатов.
«В силу того, что республиканским законом к муниципальным должностям отнесены только депутаты представительного органа, осуществляющие полномочия на постоянной основе ограничивает права Главы Республики Дагестан в представлении ему сведений о доходах всех депутатов представительных органов муниципальных образований Республики Дагестан, осуществления им проверки достоверности и полноты указанных сведений, и возможности инициирования досрочного прекращении полномочий лица, замещающего муниципальную должность, при несоблюдении депутатами ограничений, предусмотренных антикоррупционным законодательством (часть 4.2. ст. 12.1. Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).»
Из содержания сайта Народного собрания следует, что депутаты пока не внесли изменения, которые предложила «Единая Россия».
Зато прокуратура продолжает требовать лишения статуса депутатов не смотря на то, что это политическая прерогатива Главы Дагестана согласно ч.7.2 и ч.7.3 ст.40 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации».
В итоге в Дагестане сложилась странная ситуация, с одной стороны республика часть единого правового пространства, а с другой стороны местные депутаты находятся на много в худшем положении, чем декларирует партия власти и Федеральный закон.
В 2020 году в Дагестане пройдут очередные выборы в местные органы власти, в том числе в махачкалинских депутатов.
Однако, уже сейчас все депутаты, начиная от самого отдаленного села в Ногайском районе до горного аула в Рутульском районе должны решить, смогут ли они выдержать такую бюрократическую нагрузку и выполнить все требования закона по декларациям о доходах.
Курганские депутаты сдают мандаты из-за нежелания заполнять декларацию о доходах
Фактически, речь идет о системной угрозе местному самоуправлению в Дагестане.