
В Дагестане узаконят дублёра главы республики
19.05.2023 13:4419 мая парламент Дагестана опубликовал законопроект «О Государственном секретаре Республики Дагестан». Как ранее сообщало «НД» законопроект подготовлен в Правительстве и внесён главой республики.
Должность госсекретаря появилась в Конституции Дагестана с поправками 2006 года для оформления статуса Тагибат Махмудовой, курировавшей с 90-х годов в руководстве Дагестана социальную сферу. После назначения в январе 2013 года Рамазана Абдулатипова вместо Махмудовой госсекретарём назначен Шахабас Шахов. В сентябре 2013 года он был назначен министром образования РД и место госсекретаря оставалось вакантным. В ноябре 2020 года врио главы Дагестана Сергей Меликов назначил на эту должность ушедшего с кресла главы Дербента Хизри Абакарова. После избрания Абакарова в Государственную Думу, в ноябре 2021 года госсекретарём Дагестана назначен Магомед-Султан Магомедов, отказавшийся от мандата депутата Народного собрания Дагестана.
Не смотря на то, что госсекретарь упоминается в Конституции Дагестана и в Законе о Конституционном собрании, а также в Законе о перечне государственных должностях, его деятельность регулировалась Положениям принятым в декабре 2020 года после назначения Абакарова и с мартовскими поправками 2022 года после назначении Магомедова.
Внесённый законопроект практически полностью повторяет положение о госсекретаре за некоторыми исключениями. При этом повышение статуса госсекретаря, обостряет вопрос о необходимости такого института в Дагестане, тем более что в других регионах нет такой должности.
Пояснительная записка состоит из трёх абзацев. Авторы не объясняют какое место в органах исполнительной власти занимает государственный секретарь и насколько эта должность соответствует новому Федеральному закону о публичной власти в регионах? Почему налогоплательщики должны содержать госсекретаря?
С одной стороны у госсекретаря нет властных и распорядительных полномочий. Закон указывает только один документ, который подписывает госсекретарь – письмо на бланке. Слов «участвует» употребляется 7 раз, а «содействие» 4 раза. При этом не понятно, как госсекретарь не имя каких-то властных полномочий может выполнить норму в которой фактически описана работа главы Дагестана:
«3) содействие в обеспечении исполнения правовых актов и поручений Главы Республики Дагестан органами исполнительной власти Республики Дагестан (далее – органы исполнительной власти) и органами местного самоуправлениямуниципальных образований Республики Дагестан (далее – органы местного самоуправления);».
Фактически госсекретарь от имени главы республики будет говорить с органами власти. При этом госсекретарю дано право:
«5) информировать Главу Республики Дагестан об исполнительской дисциплинепри исполнении правовых актов и поручений Главы Республики Дагестан;».
То есть если какой-то чиновник вздумает противоречить госсекретарю, то информацию о его «подвигах» пойдут к работодателю по самому короткому каналу.
Госсекретарь становится оком главы Дагестана, т.к. имеет право «участвовать в заседаниях, совещаниях и других мероприятиях, проводимых Правительством Республики Дагестан, коллегиях органов исполнительной власти;».
Законопроект предусматривает случаи, когда госсекретарю дают важные поручения. Например, госсекретарь:
«рассматривает по поручению Главы Республики Дагестан предложения Правительства Республики Дагестан по вопросам административно-территориального устройства Республики Дагестан».
Эта норма показывает, что в указанных территориальных отношениях госсекретарь выше чем Правительство Дагестана. При этом не указано что после рассмотрения предложения Правительства должен делать госсекретарь. То есть здесь у него нет каких-то конкретных государственных обязанностей, нов опрос для Дагестана явно важный.
В торой пример ещё более серьёзный. Государственный секретарь имеет право:
«4) представлять по поручению Главы Республики Дагестан интересы Республики Дагестан в федеральных органах государственной власти».
Круг вопросов по которым госсекретарь будет представлять Дагестан не ограничен, разве что нормой о задачах:
«1) содействие в обеспечении реализации государственной политики в экономической и социальной сферах;»
Интересно, что закон немного ущемил госсекретаря по сравнению с действующими положениями, в котором указано:
«8. Организационное обеспечение деятельности Государственного секретаря осуществляет самостоятельное подразделение Администрации Главы и Правительства Республики Дагестан.».
В законе есть аналогичная норма, но без выделения самостоятельного подразделения.
Это важно, т.к. в администрации было создано целое управление по обеспечению деятельности госсекретаря.
В итоге если кратко описать госсекретаря Дагестана, то это дублёр главы республики без права назначения должностных лиц издания нормативных актов.

За неуплату 400 тысяч рублей алиментов 10 суток ареста
долг лишением свободы красен?
04.07.2025 00:58