В Дагестане узаконят дублёра главы республики

19.05.2023 13:44

19 мая парламент Дагестана опубликовал законопроект «О Государственном секретаре Республики Дагестан». Как ранее сообщало «НД» законопроект подготовлен в Правительстве и внесён главой республики. 

 

Должность госсекретаря появилась в Конституции Дагестана с поправками 2006 года для оформления статуса Тагибат Махмудовой, курировавшей с 90-х годов в руководстве Дагестана социальную сферу. После назначения в январе 2013 года Рамазана Абдулатипова вместо Махмудовой госсекретарём назначен Шахабас Шахов. В сентябре 2013 года он был назначен министром образования РД и место госсекретаря оставалось вакантным. В ноябре 2020 года врио главы Дагестана Сергей Меликов назначил на эту должность ушедшего с кресла главы Дербента Хизри Абакарова. После избрания Абакарова в Государственную Думу, в ноябре 2021 года госсекретарём Дагестана назначен Магомед-Султан Магомедов, отказавшийся от мандата депутата Народного собрания Дагестана. 

 

Не смотря на то, что госсекретарь упоминается в Конституции Дагестана и в Законе о Конституционном собрании, а также в Законе о перечне государственных должностях, его деятельность регулировалась Положениям принятым в декабре 2020 года после назначения Абакарова и с мартовскими поправками 2022 года после назначении Магомедова. 

 

Внесённый законопроект практически полностью повторяет положение о госсекретаре за некоторыми исключениями. При этом повышение статуса госсекретаря, обостряет вопрос о необходимости такого института в Дагестане, тем более что в других регионах нет такой должности. 

 

Пояснительная записка состоит из трёх абзацев. Авторы не объясняют какое место в органах исполнительной власти занимает государственный секретарь и насколько эта должность соответствует новому Федеральному закону о публичной власти в регионах? Почему налогоплательщики должны содержать госсекретаря?

 

С одной стороны у госсекретаря нет властных и распорядительных полномочий. Закон указывает только один документ, который подписывает госсекретарь – письмо на бланке. Слов «участвует» употребляется 7 раз, а «содействие» 4 раза. При этом не понятно, как госсекретарь не имя каких-то властных полномочий может выполнить норму в которой фактически описана работа главы Дагестана:

«3) содействие в обеспечении исполнения правовых актов и поручений Главы Республики Дагестан органами исполнительной власти Республики Дагестан  (далее – органы исполнительной власти) и органами местного самоуправлениямуниципальных образований Республики Дагестан (далее – органы местного самоуправления);».

Фактически госсекретарь от имени главы республики будет говорить с органами власти. При этом госсекретарю дано право:

«5) информировать Главу Республики Дагестан об исполнительской дисциплинепри исполнении правовых актов и поручений Главы Республики Дагестан;».

То есть если какой-то чиновник вздумает противоречить госсекретарю, то информацию о его «подвигах» пойдут к работодателю по самому короткому каналу.

 

Госсекретарь становится оком главы Дагестана, т.к. имеет право «участвовать в заседаниях, совещаниях и других мероприятиях, проводимых Правительством Республики Дагестан, коллегиях органов исполнительной власти;». 

 

Законопроект предусматривает случаи, когда госсекретарю дают важные поручения. Например, госсекретарь:

«рассматривает по поручению Главы Республики Дагестан предложения Правительства Республики Дагестан по вопросам административно-территориального устройства Республики Дагестан».

Эта норма показывает, что в указанных территориальных отношениях госсекретарь выше чем Правительство Дагестана. При этом не указано что после рассмотрения предложения Правительства должен делать госсекретарь. То есть здесь у него нет каких-то конкретных государственных обязанностей, нов опрос для Дагестана явно важный.

 

В торой пример ещё более серьёзный. Государственный секретарь имеет право:

«4) представлять по поручению Главы Республики Дагестан интересы Республики Дагестан в федеральных органах государственной власти».

Круг вопросов по которым госсекретарь будет представлять Дагестан не ограничен, разве что нормой о задачах:

«1) содействие в обеспечении реализации государственной политики в экономической и социальной сферах;»

 

Интересно, что закон немного ущемил госсекретаря по сравнению с действующими положениями, в котором указано:

«8. Организационное обеспечение деятельности Государственного секретаря осуществляет самостоятельное подразделение Администрации Главы и Правительства Республики Дагестан.».

В законе есть аналогичная норма, но без выделения самостоятельного подразделения. 

Это важно, т.к. в администрации было создано целое управление по обеспечению деятельности госсекретаря.

 

В итоге если кратко описать госсекретаря Дагестана, то это дублёр главы республики без права назначения должностных лиц издания нормативных актов.

 

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях: