Обида и взаимопомощь

30.09.2017 14:48

Если мы не ответим тому, кто ругает или оскорбляет нас, то мы сможем получить с него этот долг в ахыра. Если же мы, поддавшись шайтану, ответим еще большими оскорблениями, то в этом случае наш оппонент получит с нас свой долг в ахыра, так как мы ответили не в том же объеме, а в гораздо большем. Но если мы ответим в том же объеме, то будет считаться, что мы возместили свои права. Однако в этом случае перед нами встает запрет наносить кому-либо оскорбления.

Оскорбление — следствие гнева

Оскорбление мусульманином мусульманина является харамом вне зависимости от того, первым ли он наносит оскорбление или же отвечает на него. Тот, кто первым оскорбляет своего брата, становится совершившим «большой» грех. Сообщается, что, давая определение мусульманству, посланник Аллаха сказал: «Мусульманин — это тот, кто не наносит вреда другим, ни языком, ни руками» (Рийадус-Салихин). В одном из хадисов посланник Аллаха сообщает, что «оскорбление мусульманина» станет причиной большого убытка человека, несмотря на совершенные им намазы, посты и другие виды поклонений (Рийадус-Салихин). Оскорбления являются следствием сильнейшего гнева. Все зло, гнет и несправедливость являются плодами этого гнева. Сообщается, что посланник Аллаха сказал: «Бойся Аллаха, где бы ты ни был. Сделав что-то плохое, сразу же сделай что-то хорошее, чтобы оно стерло плохое. Хорошо обращайся к людям» (Джамиус-Сагыр). «Страшись Аллаха! Не принижай никакого добра. Даже если это будет всего лишь глоток воды для жаждущего или улыбка брату мусульманину». «Остерегайся носить одежду, края которой волочатся по земле. Так как это признак высокомерия. А Аллах не любит высокомерных». «Если кто-то станет ругать тебя и стыдить теми недостатками, которых у тебя нет, то ты не стыди его теми недостатками, которыми он обладает. Покинь его в таком состоянии, когда твое вознаграждение остается тебе, а его грех остается ему. Никогда никого не оскорбляй» (Джамиус-Сагыр). Еще в одном хадисе посланник Аллаха говорит: «Верующий раб Аллаха никому не причинит вреда в гневе. Никогда не пойдет на грех ради любимого человека. Никогда не проявит вероломства в отношении того, что дано ему на хранение. Никогда не станет завидовать. Не посягнет на достоинство другого. Никого не оскорбит. Не станет никому давать плохих прозвищ. Он смиренен в намазе. Он выплачивает закят без задержек. В изобилии он благодарен. Он довольствуется тем, что имеет. Он никогда не присвоит себе того, что ему не принадлежит. Он никогда не станет мстить другим. Он общается с людьми, чтобы узнать что-то новое. Столкнувшись со злом и несправедливостью, он проявляет терпение, пока Аллах Всевышний сам не отомстит» (Джамиус-Сагыр). «Устное посягательство на честь мусульманина является большим грехом. Отвечать на оскорбление еще большим оскорблением — большой грех» (Джамиус-Сагыр).

Важность взаимопомощи

Ислам можно смело назвать религией взаимопомощи. Ни одна религия до ислама и ни одно мировоззрение после не уделяли такого внимания этому вопросу. Аллах Всевышний говорит в Коране: «Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде» (аль-Маида 5/2). Если принять, что благочестием является каждое благое дело и доброе слово, то станет ясно, что взаимопомощь поистине безгранична. Взаимопомощь охватывает собой как имущественные, так и чувственные отношения. Иногда эта взаимопомощь может носить обязательный характер, как, например, выплата закята и садака, а также полностью добровольный характер. Взаимопомощь становится причиной появления следующих изменений в человеке и в обществе:

1) Благодаря взаимопомощи защищаются интересы неимущих. Материальная помощь, оказываемая им, удерживает их от воровства и совершения прочих зол.

2) Благодаря помощи возникает любовь между помогающим и тем, кому эта помощь адресована, а общество может избавиться от таких пороков, как взаимная ненависть, вражда, зависть.

3) Посланник Аллаха указывал на то, что мусульманам следует быть теми, кто оказывает помощь другим, а не теми, кому оказывается помощь. Тот, кто в трудный момент видел помощь, понимание и любовь мусульман, преодолев эти трудности, сам станет тем, кто будет оказывать помощь другим.

4) Такие виды материальной помощи, как закят и садака, являются одной из важнейших причин возникновения единства в мусульманском обществе, а также устраняют разрыв между богатым и бедным, между сытым и голодным, и способствуют возникновению взаимной любви и уважения.

5) В обществе, где распространена взаимопомощь, узы дружбы и братства становятся очень крепкими, а бедность и приходящее с ней попрошайничество исчезают.

При оказании помощи следует обращать внимание на следующие моменты:

1) Помощь должна оказываться только ради Аллаха, а не ради показухи или корыстной выгоды.

2) Помощь должна оказываться действительно нуждающимся и бедным.

3) Нельзя отдавать в качестве помощи плохое, некачественное или бесполезное имущество.

4) Ни в коем случае нельзя попрекать оказанной помощью, в противном случае эта помощь будет лишена вознаграждения.

5) Нельзя принижать и пренебрегать любым видом помощи.

6) Помощь должна оказываться своевременно. Несвоевременно оказанная помощь теряет свой смысл.

7) При оказании помощи следует придерживаться принципа анонимности.

Тот факт, что люди нуждаются друг в друге, делает необходимым проявление взаимопомощи, ведь взаимопомощь является следствием проживания человека в обществе.

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях:
Смотрите также

"...удары по лицу и телу — это только часть проблемы"

Восток как «дикий Запад» Джабраил Хачилаев Представьте себе на минуточку ...

29.01.2023 21:52

Российским мусульманам разрешили покупать и продавать акции

при определенных условиях

31.12.2022 00:01

В.Путин утвердил традиционные ценности

указ президента

09.11.2022 23:29