Ахтынскому району нужны перемены
08.10.2010 16:35Ахтынский район — один из крупнейших районов Дагестана, здесь проживает трудолюбивый и талантливый народ. В свое время район славился своими садами, ахтынцы становились известными учеными, общественными и политическими деятелями, теперь ничего этого нет. Сказывается не только перестроечная вакханалия, но и то, что районом в течение последних 14 лет руководит Сафидин Мурсалов.
Терпение народа не беспредельно, и в преддверии выборов в представительный орган Ахтынского района общественность района, члены различных партий, простые жители обсуждают между собой, на митингах, встречах с кандидатами в депутаты в местные законодательные органы ситуацию в районе, они предъявляют конкретные претензии Мурсалову и его команде. Действующего главу района обвиняют в коррупции. Благодаря «грамотному» распределению средств им построены два особняка с банями, саунами и бассейном в Ахты, дом в Дербенте, взяты в аренду на 49 лет знаменитые ахтынские бани и с боем отвоеван участок земли у детского кардиологического санатория, устроены все ближайшие родственники и друзья. Один из особняков Мурсалова построен на месте выхода природной лечебной грязи, грязь осушили, а лечебная вода теперь течет по канализационным трубам дома Мурсалова. Не стоит искать знаменитые ахтынские яблоки — их нет. Без поливной воды высохли сады, а ее нет, потому что много лет подряд не очищались канавы, хотя для этого нужен всего один трактор. Сырозавод, построенный еще в советские застойные годы, давно прогнил, консервный завод так и не был достроен. И при такой катастрофической обстановке Мурсалов вновь изъявил желание стать главой района. Понимая, что честным путем ему это сделать не удастся, Мурсалов напрямую нарушает закон «О муниципальных выборах в Республике Дагестан»: подкупы избирателей, угрозы оппонентам, широкое использование административного ресурса.
Согласно закону «О муниципальных выборах в Республике Дагестан» любой избиратель имеет право ознакомиться со списками избирателей за 20 дней до выборов, то есть на каждом участке в специальном помещении, оборудованном под участковую избирательную комиссию, должен находиться список избирателей. Сам участок должен быть открыт, и даже по воскресеньям там должен находиться дежурный и вывешен график дежурств. Но ничего этого в Ахтынском районе нет. Здесь списки избирателей за пять дней до выборов становятся секретным материалом, но те, кто добрался до них, обнаружат много интересного. В списках указаны умершие люди, дети, не достигшие 18-летнего возраста, но нет имен доброй четверти избирателей. Мурсалов также дискредитирует своих соперников путем распространения сведений, не соответствующих действительности. В частности, он везде рассказывает, что кандидат в депутаты районного собрания, член партии «Патриоты России», депутат Народного собрания Дагестана Рафик Асланбеков якобы забрал трубы для газопровода после проигрыша в выборах в 1999 году. Но жители Ахтынского района прекрасно знают, что Асланбеков никогда не делал этого. Сегодня Мурсалов ставит себе в заслугу все то, что делается в районе в рамках федеральных целевых программ, как возведение ФАПов, прочих лечебных и общеобразовательных учреждений. Но какое отношение к ним имеет Мурсалов? Жителей района также удивляет, что Мурсалова поддерживает вице-спикер парламента Дагестана Николай Алчиев, который в 2009 году печально прославился на всю России и республику открытым давлением на избирателей в период выборов мэра Дербента. Можно, конечно, сказать, что все вышеизложенное — частные мнения и частные инциденты, но о том, что претензии к конкретным руководителям возникают не на пустом месте, стало известно после возбуждения Следственным управлением Следственного комитета прокуратуры России по Дагестану уголовного дела по пункту «г» части 4 статьи 290 Уголовного кодекса России (получение взятки в крупном размере) в отношении Сафидина Мурсалова.
Процесс сегодня находится на особом контроле в управлении Генпрокуратуры России в СКФО, по делу проводятся все необходимые следственные действия, экспертизы, очные ставки. В ближайшее время фигуранту дела будет предъявлено обвинение и избрана мера пресечения.
Согласно статье 290 Уголовного кодекса России за получение должностным лицом взятки в крупном размере, предусмотрено наказание лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.
Также стало известно, что руководство Дагестана в курсе происходящего, так как информация по этому вопросу уже затребована секретариатом полномочного представителя президента России в Северо-Кавказском федеральном округе Александра Хлопонина. Скорее всего, уголовное дело станет одним из примеров более активной работы по борьбе с коррупцией в Дагестане, о которой говорил президент России Дмитрий Медведев на встрече с руководством Дагестана и СКФО. Напомним, что основанием для возбуждения самого уголовного дела стало заявление жительницы Ахтынского района Рабият Гильдиевой, согласно которому действующий глава Ахтынского района предложил, чтобы руководимое ею предприятие «Дагестанское предприятие по взрывчатым материалам и взрывным работам» выполнило определенные работы при строительстве водопровода «Ахты — Маза» с условием дачи Мурсалову в качестве взятки 20% от полученной суммы. Видеоролик «Ахтынский откат», в котором Гильдиева и Мурсалов обсуждают расчеты по этой коррупционной схеме, активно растиражирован в интернете.
Сегодня руководство страны и Дагестана хочет реформировать имеющуюся власть, в первую очередь, на муниципальном уровне, распрощаться с теми чиновниками, на которых заведены уголовные дела и которые запятнали свое имя неблаговидными делами. Президент России Дмитрий Медведев и президент Дагестана Магомедсалам Магомедов понимают, что только так можно добиться положительных результатов. Почин высокой власти находит всемерную поддержку: главное довести процесс до логического конца. Теперь слово самим жителям Ахтынского района — на суд читателя выносятся отдельные документы, относящиеся к теме.
Житель Зрыха, бывший учитель Велихан Магомедов:
«В населенных пунктах Джаба, Хкен, Гдым, Гдынк, Мичех, Зрых Сафидин Мурсалов не был ни разу. В администрации района нет равного представительства. За 14 лет ни одной проблемы моего родного селения Мурсаловым решено не было, в селении нет обычной воды, газа, плохие дороги, теперь мы не можем своевременно получить пенсии».
Руководитель ФГУ «Минмелводхоз» Аслан Гаджибеков:
«Из года в год возрастает потребность в поливной воде, ее нехватка тормозит развитие сельского хозяйства, гибнут урожаи, ухудшается плодородие почвы. С чем связана эта проблема? С недостаточным вниманием со стороны руководства района и плохим финансированием. Впрочем, дело даже не в том, что денег нет, их просто неправильно и недальновидно используют. Один только пример. Вместо того чтобы потратить деньги на ремонт и очистку уже имеющихся каналов, приобретаются роскошные служебные машины, начальники ремонтируют свои кабинеты».
Житель селения Ахты Керим Палчаев:
«Мурсалов оказывает давление на оппонентов посредством сотрудников частного охранного предприятия, куда глава района берет только своих сторонников. В условиях тотальной безработицы они получают неплохую зарплату, единственное, что от них требуется, — сбор по первому призыву Мурсалова. В последнее время этим же занимаются судебные приставы, которыми руководит сын Мурсалова — Рамидин Мурсалов».
Житель селения Курукал, кандидат в депутаты районного собрания от регионального отделения КПРФ Ахтынского района Шарафидин Мухуров:
«Мой земляк Манкули Ламазов 1 октября был сильно избит только за то, что он является моим доверенным лицом, а я — конкурентом Мурсалова по избирательному округу. В избиении подозревают судебных приставов, один из них уже допрошен. Через два дня федеральный суд Ахтынского района на основании надуманных предлогов счел, что меня в качестве кандидата зарегистрировали незаконно, подобными методами Мурсалов хочет вывести меня из предвыборной борьбы, но ничего у него не получится, я не привык нарушать закон, в отличие от Мурсалова. Он считает район своей вотчиной, где может творить все, что угодно. В частности, буквально на днях был уволен с должности заместителя директора по внеклассной работе Ахтынской школы №2 Низам Насруллаев. Учитель, много лет проработавший за пределами Дагестана, благодаря которому в 2010 году ахтынские дети получили бесплатные путевки в международный лагерь «Артек», остался без работы. Официальная причина — сокращение штата, хотя все знают, что старшему Мурсалову и его команде не нравилось, что Насруллаев является сторонником кандидата в депутаты районного собрания, члена партии «Патриоты России» Рафика Асланбекова. Похожая ситуация сложилось и у тренера по тяжелой атлетике Халила Мирзоева, чьи воспитанники входят в состав сборной России. Его зарплата по прихоти Сафидина Мурсалова сокращена до двух с половиной тысяч рублей, а денег на закупку необходимого инвентаря и вовсе не дают. Мирзоев не является политиком, но он всегда говорил правду, а она не в цене у районной власти. Сторонники семьи Мурсаловых угрожали физической расправой другому стороннику Асланбекова — Феликсу Гаджиметову».
После публикации статьи «Предвыборное обострение» Магомеда Асадулаева («НД» №39 от 01.10.2010 года) глава района Сафидин Мурсалов отрицает, что митинг сторонников партии «Патриотов России» был сорван по его вине, и считает это раздуванием конфликта.
Кандидат в депутаты районного собрания, член партии «Патриоты России», депутат Народного собрания Дагестана Рафик Асланбеков решил внести ясность:
— У нас шел митинг сторонников. На него явились сторонники Мурсалова с флагом «Единой России», даже не сторонники, а сотрудники ЧОПа, молодые ребята, которым негде работать. Вот они за 7—8 тысяч на него и работают. Они толпой пришли на митинг, встали у стенки, выкрикивали реплики, мешали людям выступать. Видя, что на них никто не реагирует, они, видимо, решили обратить на себя внимание, пошли на сцену, как стая волков, человек сорок. Наши охранники выстроили оцепление вокруг сцены, потом, чтобы не вышло провокаций, свернули аппаратуру, и все. А в газетах пишут, что, мол, там чуть ли партия на партию не пошла. Не было такого.
— Какие у Вас есть претензии к действующему главе Сафидину Мурсалову?
— Очень много. В районе не хватает детских садиков, детских площадок и спортивных залов, не оплачиваются больничные листки, газопровод до сих пор не проложен, хотя деньги были заложены в республиканский бюджет и выделены району. Водопровод не достроен, вода подается по часам, зато в дом Мурсалова и на его земли вода поступает бесперебойно. Еще летом 2009 года было принято решение открыть детский сад в селе Луткун. Определили помещение, но, не получив еще всех документов, администрация района занялась распределением мест. Не за просто так. Сколько стоило место заведующего, сколько стоило место воспитательницы, нянечки, уборщицы — все в районе знают. Но прошел год, а детский сад не открыт. Глава села Ялак Рагимбек Агабеков угрожает председателю участковой избирательной комиссии уволить его с основного места работы, если не победит родственник Мурсалова, семидесятипятилетний Рамазан Мурсалов. Не нашлось более молодого и действительно перспективного кандидата? Увольнение грозит каждому оппоненту Мурсалова. И такое происходит повсеместно. В районе нет рабочих мест? Но всегда найдется штатная единица для близкого родственника, друга и сторонника Мурсалова. Все ведущие должности в районе занимают они, хотя ни один проект, начатый ими, не доведен до конца.
— В рядах Ваших сторонников находится Абдул Палчаев. Об их отношениях с главой района Сафидином Мурсаловым тоже разное говорят…
— Абдул Палчаев в свое время, по его словам, потратил 3 млн долларов на благотворительность, спортивные мероприятия в Ахтынском районе. Мурсалов проводил их как районные мероприятия, а деньги клал себе в карман. Палчаев построил спортивный зал и обратился к Мурсалову с просьбой включить функционирование спортзала в бюджет района, это вполне законное дело. Мурсалов года через два заявил, что полтора миллиона он уже перечислил на эти цели и потребовал вернуть 1 млн 300 тысяч. В итоге Палчаеву пришлось отдать cвои деньги. А когда пришел срок вторых выборов, Мурсалов опять обратился к нему за поддержкой, сказав, что на этот раз он не подведет. И снова ему помогли занять это кресло. Когда Палчаев выставил свою кандидатуру на выборах от партии «Патриотов России», Мурсалов его не поддержал, хотя мог. Даже если на него давили сверху, могли пройти оба кандидата и от «Единой России», и от «Патриотов России». Нам всегда власть ставит препоны в выборной деятельности, оказывает на нас давление. Муху Гимбатович в свое время тоже говорил открытым текстом, что наша партия не пройдет, и предлагал перейти в «Единую Россию». Но как я могу после стольких вложенных усилий бросить свою партию? На прошлых парламентских выборах, по нашим подсчетам, мы взяли 25% голосов, но после грубых подтасовок, переписываний наших голосов на единороссов, у нас забрали почти все голоса.
— Каков Ваш прогноз на сегодняшний день? Сколько голосов Вы рассчитываете взять?
— Сегодня все, кто поддерживал Мурсалова на прошлых выборах, — на моей стороне. У него остался только административный ресурс: директора школ, работники госучреждений, множество его родственников и так далее. Народ его ненавидит, но боится. Я общаюсь с людьми и вижу этот страх в их глазах. Если он кем-то недоволен, он начинает его потихоньку выживать: с работы уволит, и не только его, но и его родственников, паутиной обмотает человека, поэтому боятся люди идти против него. А что касается ресурса республиканской поддержки, то я заранее встретился со всеми в Махачкале, в том числе и с президентом, обозначил, что хочу выставить свою кандидатуру. Дело не в том, что меня что-то не устраивало на прежнем месте депутата, просто я не могу больше смотреть, что делается в районе. Может, это пафосно звучит, однако это так. Не построена ни одна школа, нет поливной воды. Он провел водопровод в нижнюю часть села, где находятся его кошары, несколько тысяч овец, свои чабаны. Вот там вода есть. А в верхней части села — нет. Хотя сделать это несложно, нужно очистить тот поливной канал, который есть. И средств на это много не нужно.
— А почему оппоненты называют Вас чужаком в районе?
— Просто по роду своей деятельности и по родственным отношениям я связан с людьми другой национальности. На данный момент я возглавляю Совет директоров ОАО «Даггаз». Но сам-то я коренной ахтынец и всегда чем мог поддерживал своих земляков. Готов в случае моего избрания постоянно жить в районе. На выборах 99-го года, когда я баллотировался в депутаты НС РД, я помог с газификацией района, потому что со стороны «Газпрома» в Дагестане мне была обещана поддержка. И должен заметить, если бы я был избран, то эта газификация была бы давно закончена. И не только газификация. Здесь столько проблем надо решить. Надо возрождать район.
Обращение к президенту Республики Дагестан Магомедсаламу Магомедову
Уважаемый президент Республики Дагестан Магомедсалам Магомедалиевич!
Мы, депутаты, члены фракций в Народном собрании Республики Дагестан от политических партий — «Коммунистическая партия Российской Федерации», «Патриоты России», «Справедливая Россия», а также кандидаты в депутаты представительного органа муниципального образования «Ахтынский район», вынуждены обратиться к вам из-за напряженной обстановки, складывающейся в районе накануне выборов в районное собрание.
17 сентября у нас была назначена встреча с избирателями в Ахтынском районе. По плану она должна была состояться в здании районной администрации, но на наш запрос поступил немотивированный отказ, поэтому мероприятие пришлось провести на открытом воздухе. Как только началась встреча с многочисленными избирателями, к месту ее проведения стали подтягиваться молодые люди. Некоторые из них были пьяны, а кто-то вооружен. Это были сотрудники частного охранного предприятия, которые трудоустроены в структуру исключительно с дозволения главы Ахтынского района Сафидина Мурсалова. Молодые люди стали провоцировать участников митинга и выступающих на противоправные действия, некоторые охранники стали размахивать оружием. Случайный выстрел мог полностью вывести ситуацию из-под контроля, поэтому мероприятие пришлось свернуть.
С целью представить ситуацию в ином свете Мурсалов в тот же день связался с отдельными чиновниками из Махачкалы, где вину за срыв митинга полностью возложил на его участников, в числе которых находились и депутаты Народного собрания Дагестана. В последующем пошли письма в адрес вышестоящих инстанций, в которых конкретные претензии к самому Мурсалову были спекулятивно переведены в плоскость критики «Единой России». 29 сентября на заседании президентского совета представитель администрации Ахтынского района заявил, что кандидатам от «Единой России» поступали угрозы от «Патриотов России». Ответственно заявляем: обвинения беспочвенны, а кто кому угрожает, стало понятно 2 октября, когда сторонники Мурсалова избили Манкули Ламазова — доверенное лицо кандидата в депутаты районного собрания Ахтынского района от регионального отделения КПРФ Шарафидина Мухурова. Он с переломами ребер, рваной раной на голове, множественными ушибами, сотрясением мозга проходит амбулаторное лечение.
В ходе избирательной кампании в Ахтынском районе выявлены и другие нарушения закона «О муниципальных выборах в Республике Дагестан».
Так, в девяти участковых избирательных комиссиях, которые должны были начать свою работу за 20 дней до выборов, не осуществляется никакая предвыборная работа — нет вывесок о местонахождении избирательных участков, списков кандидатов в представительный орган власти, графика дежурств членов комиссии, также не опубликована в местной газете «Новый мир» информация о формировании участковых избирательных комиссий.
Об этих и других нарушениях извещены заинтересованные структуры, но пока никакой реакции не последовало. До сих пор республиканской избирательной комиссией не решен вопрос о включении в состав избирательных комиссий по Ахтынскому району представителей ряда парламентских партий.
Уважаемый президент Республики Дагестан Магомедсалам Магомедалиевич, убедительно просим вас отреагировать на факты нарушений в ходе проведения избирательной кампании в Ахтынском районе.
Депутат Народного собрания Дагестана, член фракции регионального отделения политической партии «Справедливая Россия» в парламенте Дагестана Камиль Давдиев;
Депутат Народного собрания Дагестана, член фракции регионального отделения политической партии «Патриоты России» в парламенте Дагестана Эдуард Хидиров;
Депутат Народного собрания Дагестана, член фракции регионального отделения политической партии «КПРФ» в парламенте Дагестана Ахмед Изилов;
также подписи других членов региональных и районных отделений партий (письма аналогичного характера направлены в адрес Председателя центральной избирательной комиссии России Владимиру Чурову и председателю избирательной комиссии Дагестана Магомеду Дибирову).
Оплачено из фонда партии кандидата
Муху Алиев: нужна политическая модернизация
"Это не ко мне вопрос, но я хочу вам сказать, что это плохо"
05.11.2025 08:40У главы Дагестана самая низкая оценка политической устойчивости
считают эксперты Минченко консалтинг
18.08.2025 10:38