Чрезвычайные мэры

05.07.2015 16:33
На этой неделе эпопея вокруг должности мэра Махачкалы вновь стала самой обсуждаемой темой в республике после неожиданного возвращения в информационное поле и.о. мэра Магомеда Сулейманова. Такая активность стала несколько неожиданной после публичного «наезда» главы республики и спикера парламента. Тем не менее, по нашим данным, Сулейманов в ближайшее время складывает с себя полномочия. Пока в Белом доме думают, кого выдвинуть на его место, «Новое дело» спросило экспертов, кто же нужен Махачкале на данном этапе. 

Воскресение


30 июня Магомед Сулейманов сделал заявление через соцсети о том, что он продолжает работать в прежнем режиме. Махачкалинцы ожидали более жесткого публичного ответа от градоначальника на столь серьезные обвинения, но Сулейманов в данном конфликте предпочел виртуальную перепалку с экранов молчаливых мониторов. В тот же день он провел оперативное совещание, в котором раскритиковал работу городских служб по санитарной очистке города и обеспечению газом, электроэнергией и водой. 

Неожиданное оживление градоначальника вызывало как минимум удивление. Особенно учитывая то, что днем ранее не состоялась сессия депутатов Горсобрания, на которой должны были выразить ему недоверие. А депутаты просто не пришли на сессию и не захотели участвовать в этом процессе. Как сообщил нам руководитель аппарата Горсобрания Хизри Закарьяев, сессия перенесена на неопределенный срок. Но если даже и было бы выражено недоверие, это не вызывало бы никаких юридических последствий и не означало бы отстранения от должности Магомеда Сулейманова. Городское собрание может отстранить его, только если есть прописанные законодательно очень серьезные нарушения в работе.

Впрочем, легко отстранить Сулейманова не смог бы и глава республики. Как прописано в Уставе Махачкалы, высшее должностное лицо субъекта может сделать это согласно статье 73 ФЗ-131, если: 1) глава муниципального образования издал правовой акт, противоречащий закону, если противоречия установлены судом и должностное лицо в течение двух месяцев не сделал ничего для их устранения; 2) действия главы муниципального района влекут нарушения прав человека, носят угрозу целостности страны, приводят к нецелевому расходу субвенций из бюджета, если это установлено судом и указанное должностное лицо не приняло мер по исполнению решения суда. Как известно, о таких фактах в действиях Сулейманова нигде не упоминается. А выражение недоверия с помощью городского собрания означает не что иное, как попытку оказать политическое давление. Однако, если верить нашему источнику в Белом доме, Магомед Сулейманов уже написал заявление об уходе с должности с 10 июля. Это, пожалуй, единственный политически целесообразный шаг в данной ситуации, учитывая, что долго противиться республиканской власти при нынешней политической системе практически невозможно. Усилившаяся вертикаль власти и изменения в выборном законодательстве не оставляют шансов кандидатам, претендующим на кресло мэра против воли Белого дома. 

Кто и когда?


Судя по всему, вопрос о том, кто же сменит Сулейманова на этом посту, все еще остается открытым. Пока еще ни один из возможных и обсуждаемых в СМИ и блогосфере кандидатов не высказал желания возглавить столицу. В ближайшей перспективе возможны несколько вариантов развития событий. 

Вариант 1. Республиканское руководство до 10 июля определится со своей кандидатурой на эту должность. Сулейманов назначит его своим первым заместителем и уйдет, передав ему полномочия градоначальника. 

Вариант 2. 10 июля Сулейманов подает в отставку, а исполняющим обязанности главы города станет один из его первых заместителей: Абусупьян Гасанов или Рафик Бутаев. Это в том случае, если в Белом доме не определятся с кандидатурой. А когда будет ясно, кто он, по той же схеме назначат заместителем и передадут власть. Проблем с избранием в сентябре он испытать не должен, опять же учитывая систему выборов. Точнее, отсутствие прямых выборов. 

Вариант 3. Самый маловероятный. Сулейманова оставят на должности до сентября, чтобы тогда выдвинуть подходящего и «проходимого» кандидата. Однако и.о. мэра уже успел напугать республиканскую власть прямотой и нежеланием пойти на уступки. Такой вариант был бы крайне нежелательным для Белого дома, учитывая еще и возможные имиджевые потери, если он останется на посту после такого откровенного «наезда» первых лиц. Впрочем, исключить такое нельзя. Мы уже были свидетелями того, как некоторые чиновники после оправданной критики со стороны главы республики все же оставались на должности. 

Стоит отметить, что затягивание с определением кандидатуры может привести к серьезному обострению борьбы. А это часто отражается на жизни горожан. Как только власть чувствует себя временной, появляются странные, порой абсолютно незаконные постановления и распоряжения, сделанные лишь с целью личного обогащения перед уходом с должности. Вспомним хотя бы историю с утерей печати администрации города после ареста Саида Амирова. Если судить по количеству поступающих жалоб на действия городских властей, вопрос комфорта горожан обычно не учитывается в высоких кабинетах. 

На то, кто же придет на должность мэра, могут частично пролить свет партийные списки «Единой России» по районам Махачкалы, которые находятся на согласовании в региональном политическом совете партии. Напомним, именно эти списки стали причиной конфликта между Хизри Шихсаидовым, возглавляющим президиум регионального совета партии, и Магомедом Сулеймановым, захотевшим видеть в списках своих близких. Стоит отметить, что по новой системе потенциальному кандидату на должность градоначальника не обязательно участвовать в выборах, он может подать документы в конкурсную комиссию уже на последней стадии.

Как мы уже отмечали в предыдущих номерах, за кресло мэра кулуарно борются три группы, сконцентрированные вокруг главы республики, спикера парламента и председателя правительства. По нашим данным, окружение Абдулатипова хочет видеть в должности мэра министра промышленности, торговли и инвестиций Юсупа Умавова или заместителя руководителя администрации главы и правительства Алексея Гасанова. Оба кандидата не амбициозны и, вероятнее всего, не станут вести самостоятельную политику.

На то, кто должен возглавить столицу, серьезно влияет и спикер парламента Хизри Шихсаидов, через которого проходят списки кандидатов от «Единой России». Поддержку он, судя по нашим данным, оказывает депутату Госдумы Мураду Гаджиеву. А другой обсуждаемый кандидат, министр строительства и ЖКХ Муса Мусаев, как известно, является креатурой председателя правительства Абдусамада Гамидова. Заметно активизировалась в последние дни и группа поддержки другого обсуждаемого кандидата на должность мэра столицы, руководителя Пенсионного фонда РФ по РД Сагида Муртазалиева. Активность проявляет и команда депутата Госдумы Умахана Умаханова, который, судя по некоторым данным, может оказаться в кресле столичного градоначальника. Отметим, что окончательное слово остается за главой республики и от его решения будет зависеть, кому стать мэром.

Лояльность или эффективность?


Абстрагируясь от фамилий кандидатов и переставая гадать «кто?», мы спросили у экспертов, какой же все-таки градоначальник нужен сейчас для Махачкалы на данном этапе. По мнению политолога из «Политической экспертной группы» Константина Калачёва, республиканской власти надо искать не лояльного, а эффективного градоначальника. «Городу нужен сильный, профессиональный, честный человек, и неважно — даргинец он, аварец или кумык. Человек, способный, конструктивно взаимодействуя с главой республики, отстаивать интересы ее столицы. Опираться надо на то, что сопротивляется. Главе республики важно, чтобы это был управляемый человек, свой, проверенный. К сожалению, везде главы ставят удобных людей, которые в принципе не могут составить им конкуренцию. Лояльность ставится во главу угла. Эффективность задвигается в системе приоритетов на последние места», — отметил Калачёв. 

Старший научный сотрудник РАНХиГС Денис Соколов считает, что сейчас надо думать не над фамилией кандидата, а над правилами игры. «Фамилию кандидата в последнюю очередь надо смотреть, важно работать, к примеру, над децентрализацией управления городом. Какие-то вопросы, например распоряжение землями или множество других важных задач, надо передать внутригородским районам. Поэтому мне кажется, что вопрос, кто возглавит город, надо ставить на второй план, выдвигая вперед выстраивание качественной системы управления. Вот над чем надо думать республиканской власти», — подчеркнул эксперт. 

Главный редактор портала «Кавказская политика» Максим Шевченко отметил, что руководителем дагестанской столицы принципиально не надо ставить политика. «Главное — это жители Махачкалы, которые живут в ужасных условиях ЖКХ, соответствующих периоду 50-летней давности. Им не нужен политик, им нужен менеджер, хозяйственник. Надо отбросить все политические, финансовые или тухумные предпочтения и сделать ставку на качественного управленца», — отметил Шевченко.

На фото: На публичные обвинения со стороны республиканской власти Магомед Сулейманов ответил виртуально

Фото: Евгений Костин
Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта n-delo@mail.ru
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях:
Смотрите также

Муху Алиев: нужна политическая модернизация

"Это не ко мне вопрос, но я хочу вам сказать, что это плохо"

05.11.2025 08:40

У главы Дагестана самая низкая оценка политической устойчивости

считают эксперты Минченко консалтинг

18.08.2025 10:38

Для чего могут назначить врио главы Дагестана

1-июльский рубеж

30.06.2025 11:15