Февральская антикоррупционная

10.02.2018 12:05
Коллаж: Евгений Костин/"Новое дело"

5 февраля 2018 года может войти в учебники по истории Дагестана — массовых задержаний чиновников такого высокого ранга в республике еще не было. Под арестом находятся уже бывшие премьер-министр Абдусамад Гамидов, два его заместителя — Раюдин Юсуфов и Шамиль Исаев, а также отстраненный в декабре министр образования и науки Шахабас Шахов. Следствие обвиняет их в хищении около ста миллионов рублей. Сами задержанные своей вины не признают. Как проходили аресты и что, по мнению экспертов, они означают — в материале «Нового дела».

С утра пораньше

С раннего утра в дом врио председателя правительства Дагестана Абдусамада Гамидова и двух его заместителей, Раюдина Юсуфова и Шамиля Исаева, пришли сотрудники ФСБ. Она провели обыски, после чего чиновников задержали.

По данным источника «Нового дела» в правоохранительных органах, приход силовиков «стал полной неожиданностью» для чиновников и «они долго не могли прийти в себя». Но никто из них «никакого сопротивления не оказал, поскольку все было сделано в рамках правового поля». «У них не было оснований возмущаться. Осознав это, они просто оделись и полностью подчинялись законным требованиям сотрудников правоохранительных органов», — отметил собеседник.

Руководителей правительства в наручниках посадили в «Газель» и увезли в здание Управления ФСБ Дагестана. Среди задержанных был и бывший министр образования и науки Шахабас Шахов. В операции принимали участие несколько десятков оперативников центрального аппарата ФСБ и МВД, а также следователи Следственного комитета России.

В тот же день всех четверых самолетом доставили в Москву. По прибытии их прямо из аэропорта сразу отвезли в СКР для допроса.

Версия следствия

В отношении высокопоставленных дагестанских чиновников возбуждено уголовное дело по части 4 статьи 159 (мошенничество в особо крупном размере). Дело находится в производстве Главного управления по расследованию особо важных дел Следственного комитета России. Чиновники подозреваются в хищении бюджетных денег, выделенных на реализацию социальных программ.

По сообщению официального представителя СКР Светланы Петренко, в ходе обысков у Гамидова изъят золотой пистолет ТТ, пистолеты «Беретта», ПМ и два автомата Калашникова, а также боеприпасы. Всем четверым чиновникам предъявлены обвинения.

Источник РБК в МВД России сообщил, что задержанных могут также обвинить в организации преступной группировки (ОПГ). «У следствия уже достаточно материалов, чтобы возбудить уголовное дело по ст. 210 УК России (организация преступного сообщества). В состав ОПГ входили чиновники самого высокого уровня, а также сотрудники правоохранительных органов», — пишет РБК со ссылкой на собеседника.

Эпизод первый

Следствие полагает, что Гамидов вместе с Шаховым приобрели по завышенной стоимости здание под детский сад в селе Халимбекаул Буйнакского района. Шахов подготовил документы для приобретения здания. Гамидов включил его в перечень объектов, планируемых к строительству (приобретению) в 2014 году за счет средств федерального и республиканского бюджетов. При этом, считает следствие, он знал, что все расходы (стоимость здания бывшего ресторана «Шуринка», земельный участок и стоимость реконструкции) составляют примерно 12 миллионов рублей, но на все это из бюджета было потрачено 31,8 миллиона рублей.

Эпизод второй

По версии следствия, при участии Гамидова и Юсуфова и иных лиц на счет ООО «Гранд-Строй» был перечислен 41 миллион бюджетных рублей на основании «фиктивных актов о приемке выполненных работ и затрат». Следователи считают, что был проведен формальный открытый аукцион в электронной форме по реконструкции здания под размещение спецучреждения для временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства. Но все необходимые работы по реконструкции здания были выполнены наемными рабочими за наличный расчет. Перечисленные средства, отмечает СКР, были присвоены группой чиновников.

Эпизод третий

В вину Исаеву следователи вменяют то, что он присвоил 35 миллионов рублей. Эти деньги, по версии следствия, он получил путем необоснованного завышения сметной стоимости работ по созданию инженерной инфраструктуры в турбазе «Орлиное гнездо». Эта турбаза, считают следователи, находится в фактической собственности Исаева, который передал ее ООО «Маяк», но осуществляет руководство через назначенного им же подконтрольного директора.

«Кампанейщина»?..

Эти аресты не понравились бывшему главе Дагестана Рамазану Абдулатипову. В беседе с корреспондентом РБК, он назвал их «кампанейщиной» и сравнил с предложением Владимира Жириновского оцепить Северный Кавказ «колючей проволокой».

«Это политически сейчас неверно, идут президентские выборы, и в этот момент фактически дискредитируется вся власть республики, — цитирует РБК Абдулатипова. — Это не нужно делать, еще раз подчеркиваю, борьба с криминалом в Дагестане шла не менее активно и до моего ухода, правоохранительные органы [тогда] очень многое сделали для того, чтобы очистить Дагестан. Я поменял 26 глав районов, два раза поменял правительство. И фигуранты были соответствующим образом привлечены к ответственности, но я еще раз говорю, мы не превращали это в кампанию».

«Дагестан и дагестанцы изменились, а мнение о дагестанцах в Москве не изменилось. К сожалению, отсюда и идут эти вопросы», — заявил Абдулатипов.

«…не думаю»

После высказывания Абдулатипова задержание высокопоставленных чиновников в Дагестане прокомментировал пресс-секретарь президента страны Дмитрий Песков. Он сказал, что президенту «докладывают о действиях правоохранительных органов в отношении таких высокопоставленных представителей (региональных властей)». И при этом он привел слова главы государства, что это «не «кампанейщина», а последовательная целенаправленная и системная работа», проводимая по всем регионам, где необходимы такие действия.

Вину не признали

6 февраля Басманный суд Москвы рассмотрел ходатайства следователей, которые просили заключить под стражу всех задержанных дагестанских чиновников.

Первым было рассмотрено ходатайство об аресте Шахова. Он отметил, что не имеет никакого отношения к предъявленному обвинению.

После обеденного перерыва суд приступил к избранию меры пресечения Абдусамаду Гамидову. На суде бывший глава кабинета министров заявил, что его дело «шито белыми нитками».

«Я как бывший министр финансов республики, хочу спросить: если деньги похищены, то как сделали ремонт, построили садик?» — цитирует вопрос экс-чиновника РИА «Новости». Он также добавил, что у него «свои полномочия, у строителя свои полномочия, у вора свои полномочия».

Как передает «Интерфакс», Гамидов на суде сообщил, что заранее знал о предстоящем задержании: «Я за день знал, что ко мне придут с обысками, что меня хотят задерживать. Я для этого даже отправил жену с маленькими детьми в другой город».

Защита Шамиля Исаева просила отпустить обвиняемого под домашний арест, так как состояние бывшего чиновника резко ухудшилось. «У его сыновей две квартиры в Москве. Они готовы предоставить эти квартиры для отбывания домашнего ареста, обеспечивать его лекарствами и заботиться о нем, — сказал в Басманном суде Москвы адвокат, слова которого приводит РИА «Новости». Кроме того, защитник уверил суд, что за Исаева готовы поручиться «деятели науки, искусства, даже космонавт из Дагестана».

«Я готов сотрудничать со следствием, дам ответы на все интересующие вопросы», —приводит слова Исаева информагентство.

Последнему мера пресечения была избрана Раюдину Юсуфову.

Всех четверых обвиняемых суд заключил под стражу до 5 апреля.

По информации РИА «Новости», адвокат Гамидова Руслан Сулейманов не собирается обжаловать решение Басманного суда Москвы: «Учитывая сложившуюся практику, мы приняли решение не обжаловать постановление суда».

Возможный эпизод

Вечером 7 февраля появилась информация, что в дежурную часть МВД Дагестана поступил рапорт о злоупотреблении должностными полномочиями министром строительства, архитектуры и ЖКХ республики Ибрагимом Казибековым и председателем правительства Абдусамадом Гамидовым. В рапорте говорится, что Казибеков и Гамидов, пользуясь должностными полномочиями, из личной заинтересованности подготовили и приняли изменения в правительственное постановление «Об утверждении республиканской адресной программы переселения граждан из аварийного жилья» и необоснованно завысили стоимость квадратного метра с 25 450 рублей до 34 850 рублей, тем самым допустив расход бюджетных средств в размере 386,2 миллионов рублей.

Официально МВД Дагестана данную информацию не подтверждает и не опровергает, однако наш источник в ведомстве сообщил, что рапорт действительно поступил в министерство.

Всем стоять, не уезжать

7 февраля появилась информация, что дагестанские чиновники смогут выезжать за границу только после согласования поездок с главой региона. Об этом сообщило РИА «Новости» со ссылкой на источник в администрации правительства республики.

Ранее в СМИ появилась информация, что дагестанским чиновникам всех уровней запретили выезд за рубеж. Отмечалось, что мера будет действовать, пока в регионе работает спецкомиссия по декриминализации.

Напомним, что в середине января в Дагестан по личной инициативе врио главы республики Владимира Васильева прибыли 38 прокуроров Генпрокуратуры России из разных регионов страны в сопровождении 40 экспертов и консультантов. Они на местах проверяют деятельность республиканских органов власти.

В этот же день, 7 февраля, ряд СМИ со ссылкой на источник в правоохранительных органах сообщил о масштабных обысках и выемках во всех ведомствах республики. Однако эту информацию опровергли министерства, в которые «НД» обратилось за комментариями. В этом убедился и корреспондент «Нового дела», который объездил несколько учреждений и не обнаружил в их дворах ни сотрудников правоохранительных органов, ни их спецтехники.

Дела предыдущие

19 января был задержан мэр Махачкалы Муса Мусаев. Его обвиняют в превышении должностных полномочий. По версии следствия, Мусаев незаконно распорядился республиканской землей, предоставив ее по заниженной в 80 раз стоимости. Градоначальника заключили под стражу, он сейчас находится в СИЗО Владикавказа. Ессентукский городской суд временно отстранил его от должности мэра.

В конце прошлой недели под стражу был заключен и главный архитектор Махачкалы Магомедрасул Гитинов, также подозреваемый в превышении должностных полномочий. Адвокат Гитинова обжаловал арест.

О том, что означают задержания высокопоставленных чиновников Дагестана, является ли это системной работой или же все закончится на арестах ведущих фигур, а также какими могут быть масштабы деятельности в этом направлении и чего от нее ждать, мы попросили высказаться политиков, политологов и общественных деятелей.

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях:
Смотрите также

Въездная арка с именем арестованного главы Кизилюрта

архитектурно-политическая акция

10.01.2024 00:20

Властям Махачкалы пора заняться политикой

"главным урбанистом стала полиция"

17.08.2023 00:00

В Дагестане идет самоудушение капиталом

интервью д.э.н. Сергея Дохоляна

28.07.2023 00:37