Нож в спину—2?

22.09.2018 09:14

После почти 12-часовой паузы Минобороны РФ возложило вину за уничтожение российского самолета РЭБ в Сирии на Израиль. Именно маневры израильских F‑16 привели к попаданию ракеты сирийских комплексов ПВО по Ил‑20 с 15 военнослужащими. Каким образом израильские летчики подставили российский самолет под удар и какие последствия может вызвать эта трагедия?

Самолет ВКС России Ил-20 над Сирией был сбит средствами ПВО САР по вине Израиля, сообщили в Минобороны РФ. «В результате безответственных действий израильских военных погибли 15 российских военнослужащих»,— заявили в ведомстве. Командование российской авиабазы Хмеймим организовало поисково-спасательную операцию.

Самолет упал в 27 км западнее населенного пункта Баниас в Латакии. Российская авиабаза Хмеймим потеряла связь с ним накануне около 23 часов по московскому времени. Самолет находился над акваторией Средиземного моря у побережья Сирии и возвращался на базу.

Ил-20 — самолет радиоэлектронной разведки и РЭБ на базе Ил-18, оборудованный РЛС бокового обзора, инфракрасным сканером, оптическими датчиками, системой спутниковой связи для обмена данными в режиме реального времени. По данным СМИ, самолет базировался в Подмосковье на военном аэродроме Кубинка, кроме летчиков и штурманов в его экипаж входили специалисты радиотехнической разведки.

Как сообщили в Минобороны РФ, 17 сентября около 22:00 четыре F-16 ВВС Израиля нанесли удар управляемыми авиационными бомбами по сирийским объектам в районе города Латакия. Заход на цели осуществлялся на малой высоте со стороны Средиземного моря. При этом израильские средства управления авиацией и летчики F-16 не могли не видеть российский самолет, так как он заходил на посадку с высоты 5 км.

Сирийская армия ответила на удар огнем систем противовоздушной обороны. «Прикрываясь российским самолетом, израильские летчики подставили его под огонь средств ПВО Сирии. В результате Ил-20, у которого эффективная отражающая поверхность на порядок больше, чем у F-16, был сбит ракетой комплекса С-200»,— подчеркнули в военном ведомстве России.

Сложно сказать, как такое могло произойти, отметил в своем комментарии начальник зенитных ракетных войск ВВС РФ с 2000 по 2008 год генерал-лейтенант Александр Горьков. «Эти истребители пристроились к Ил-20, а затем рассыпались, оставили его одного? Взяли в «клещи». Не представляю, как это возможно. Но нужно делать выводы и запрещать одиночные полеты. Теперь надо идти с прикрытием истребителя»,—полагает Горьков.

Как израильтяне могли прикрыться Ил-20, объяснил бывший замглавкома ВВС России по вопросам Объединенной системы ПВО СНГ генерал-лейтенант Айтеч Бижев. «Технически зенитно-ракетные комплексы так устроены, что головка самонаведения ракеты ловит более сильный сигнал. У Ил-20 отражающая поверхность гораздо больше, чем у истребителя. Естественно, ракета хватает более сильный сигнал и идет на него»,—заявил он «Интерфаксу».

Что же касается системы распознавания «свой-чужой», эксперт отметил: «Если ВВС Израиля совершали опасные маневры возле нашего Ил-20, израильские самолеты отвечали на сигнал «я чужой», и средства ПВО, запрашивая самолеты, которые находятся в районе нашего самолета, естественно, получали сигнал «чужой». Для средств ПВО Сирии это является нарушением границы и дает право на открытие огня».

В армии Сирии отметили, что комментариев по инциденту у них пока нет. Сотрудница пресс-службы Армии обороны Израиля после вопроса о причастности Израиля к пропаже российского военного самолета взяла паузу для консультации с начальством, после чего заявила, что в ведомстве не комментируют «сообщения из-за рубежа». И даже после заявления Минобороны РФ об обстоятельствах гибели Ил-20 израильское посольство отказалось комментировать ситуацию.

Бывший глава израильской спецслужбы «Натив» Яков Кедми назвал действия израильских военных непродуманными и непрофессиональными. «Умные люди не попадают в такие ситуации, из которых потом надо выкручиваться»,— заявил он в интервью журналу «Коммерсантъ». «Сам факт обстрела объектов, находящихся вблизи российских войск или российских баз, является, на мой взгляд, безответственным и непродуманным. И какие бы цели там ни были — они не оправдывают этого неосторожного и непрофессионального обстрела»,—подчеркнул Кедми.

Заслуженный летчик-испытатель РФ генерал-майор авиации в отставке, Герой России Магомед Толбоев прокомментировал инцидент со сбитым российским самолетом Ил‑20.

Инцидент с самолетом Ил-20 ВКС России, который был сбит сирийскими средствами ПВО из-за действий израильских военных, будет иметь как дипломатические, так и военные последствия.

По словам эксперта, «у экипажа Ил-20 не было шанса спастись». «Ракета комплекса С-200 бьет точно и смертоносно»,— отметил Толбоев.

Он предположил, что в ответ на провокационные действия Израиля российская сторона введет бесполетную зону для израильских ВВС, а также займется подготовкой сирийских расчетов противовоздушной обороны.

«Возможно, сирийцы поторопились с пуском. Но это ни в коей мере не снимает ответственности с израильских летчиков»,— добавил Толбоев еженедельнику «Звезда».

Особую странность случившемуся придает то, что между РФ и Израилем еще с 2015 года существуют договоренности по предотвращению инцидентов и существует «горячая линия» для консультаций военных ведомств. Однако, как объяснили в Минобороны РФ, о планируемой операции Израиль не предупреждал, а уведомление по «горячей линии» поступило менее чем за одну минуту до удара, что не позволило вывести российский самолет в безопасную зону.

Как подчеркнул заслуженный военный летчик первого класса, участник боевых действий, генерал-майор Владимир Попов, «включить систему опознавания и оповещения за минуту до удара было практически невозможно — хотя бы поднять трубку и передать координаты, куда наносится удар. Такое информационное обеспечение со стороны Израиля уходит в песок. Это такая хитрость, которая граничит с человеческой совестью»,— считает он.

«Исходя из заявлений Минобороны, я ожидаю конкретные шаги», — заявляет директор Центра изучения Ближнего Востока и Центральной Азии Семен Багдасаров.

«Во-первых, это закрытие воздушного пространства для израильских самолетов в небе над Сирией. Во-вторых, это поставки комплексов С-300, которые мы давно обещали сирийцам, но не поставляли по просьбе Нета‑ ньяху»,— указал он.

Эксперт добавил, что обычно израильтяне никогда не извиняются. «Возможно, в данном исключительном случае принесут свои извинения, но я не думаю, что после этого все будет продолжаться по-старому»,— заключил Багдасаров.

Дальнейшее развитие российско-израильских отношений будет зависеть от позиции Израиля, заявил газете «Взгляд» главный редактор журнала «Национальная оборона», военный эксперт Игорь Коротченко. Многое будет зависеть от того, выразит ли Израиль готовность провести расследование и наказать виновных, подтвердит ли свою вину и захочет ли «компенсировать уничтожение самолета и выплатить компенсации семьям погибших летчиков и членов экипажа», объяснил он.

Граждане России гибли в войнах с Израилем и раньше

Между Россией и Израилем немало противоречий в области политики на Ближнем Востоке, но в целом их отношения можно было назвать дружественными — вплоть до сегодняшнего дня, когда в небе над Сирией погиб Ил-20. Впрочем, это далеко не первый военный инцидент с участием Израиля, приведший к гибели наших граждан. Об этом напоминает даже дата.

Атака на Сирию, в ходе которой был сбит российский Ил-20, осуществлена в Иом-кипур, или Судный день,— главный праздник иудаизма. Кроме того, почти 45 лет назад, 6 октября 1973 года, началась война Судного дня, в ходе которой советские и израильские военные также смотрели друг на друга через прицелы (тут стоит пояснить, что иудейские праздники, как и мусульманские, рассчитываются по лунному календарю, поэтому их даты отличаются от года к году).

Разница в том, что 45 лет назад не Израиль напал на Сирию, а Сирия совместно с Египтом внезапно нанесла удары по израильским позициям. Тогда египтяне форсировали Суэцкий канал, а сирийцы атаковали израильтян на Голанских высотах.

Сирийский фронт считался более важным ввиду его близости к главным городам Израиля. Первые два дня удача сопутствовала арабам. Но затем израильтяне мобилизовались и переломили ход войны в свою пользу, не только вернув потерянные вроде бы территории, но и перейдя на территорию противника. При помощи Ирака и Иордании сирийцы сумели остановить израильскую армию только в 40 километрах от Дамаска. До Каира ЦАХАЛ (Армия обороны Израиля) оставалось порядка 100 километров.

Боевые действия фактически прекратились 24 октября после заявления Леонида Брежне‑ ва, а перемирие было заключено при посредничестве США и СССР уже в следующем, 1974-м, году.

Одним из сражений этой недолгой, но имевшей серьезные политические и экономические последствия войны стал морской бой при Латакии. Его начало было внезапным, и предупредить гражданские корабли никто не успел. В результате были уничтожены греческий «Циментархос» и японский «Ямаширо Мару». А 12 октября израильские ВМС атаковали сирийский порт Тартус, в котором находилось несколько советских гражданских судов. Теплоход «Илья Мечников» был уничтожен в результате ракетного удара, но пострадавших, к счастью, не было.

Однако в ходе войны были убиты как минимум трое советских граждан — это военные советники подполковники Александр Сипаков и Вячеслав Головкин, а также заведующая курсами русского языка при культурном центре в Дамаске Александра Калинычева.

Израиль принес Советскому Союзу извинения из-за уничтожения теплохода и разрушения культурного центра, но приняты они не были. В заявлении ТАСС от 13 октября 1973 года, в частности, говорилось:

«Советский Союз не может безучастно относиться к преступным актам израильской военщины, в результате которых имеются жертвы и среди граждан, находящихся в Сирии и Египте, и требует немедленного прекращения бомбардировок мирных городов Сирии и Египта, строгого соблюдения Израилем норм международного права, в том числе в отношении свободы судоходства. Продолжение преступных действий Израиля поведет к серьезным последствиям для самого Израиля».

Советские, а затем российские военные советники оставались в Сирии вплоть до 2012 года и участвовали в большинстве военных конфликтов, в основном с все тем же Израилем. В 1982 году в ходе Ливанской войны также были жертвы среди советских военных советников, помогавших сирийской армии остановить израильские танки.

Прямых боестолкновений между израильскими и российскими летчиками на сирийском направлении не было, но в Израиле очень гордятся операцией «Римон-20», в ходе которой над Синаем были сбиты пять советских истребителей МиГ-21. Это произошло в 1970 году, за три года до войны Судного дня, в ходе так называемой «войны на истощение».

В Египте по просьбе президента Гамаля Абдель Насе‑ ра был размещен советский 135-й истребительный авиационный полк, который поначалу прикрывал Каир и промышленные объекты и не участвовал в боестолкновениях с израильскими ВВС. В июле 1970 года после ряда инцидентов израильский генштаб решил спровоцировать воздушный бой с участием советских ВВС. 30 июлягруппа израильских самолетов вошла в воздушное пространство Египта и заманила поднявшиеся на перехват советские МиГи в ловушку, где их атаковали 12 истребителей. В результате этой атаки были сбиты пять советских самолетов, четыре летчика погибли.

Теоретически Советский Союз мог ответить на эту атаку, но это могло привести к прямому столкновению с США, поэтому советские летчики больше не принимали участие в воздушной войне с Израилем.

Таким образом, погибшие в результате крушения Ил-20 российские военнослужащие — далеко не первые жертвы израильско-арабских войн. Другое дело, что у СССР после 1967 года не было дипломатических отношений с Израилем, а впервые они были разорваны еще в 1953- м — всего через пять лет после того, как Советский Союз первым в мире признал Израиль и обменялся с новым государством послами.

Как гибель ИЛ‑20 скажется на отношениях России и Израиля

Как только стало понятно, что российский самолет Ил-20 был сбит сирийскими ПВО из-за проходившей одновременно с его посадкой атакой израильских ВВС, Москва резко осудила Тель-Авив.

Министр обороны Сергей Шойгу в телефонном разговоре с главой израильского военного ведомства Либерманом заявил, что вина за сбитый российский самолет и гибель экипажа полностью лежит на израильской стороне. Шойгу напомнил, что Москва не раз призывала Израиль воздерживаться от ударов по Сирии, которые угрожают российским военным — а теперь безответственность израильских ВВС стоила жизни 15 нашим военным. Россия оставляет за собой право на ответные шаги в отношении Израиля, сообщил министр обороны.

Спустя несколько часов Вла‑ димир Путин поддержал заявление Минобороны, уточнив, что нынешнюю трагедию все-таки не стоит сравнивать с ноябрем 2015-го, когда Турция уничтожила наш Су-25.

«Тогда турецкий истребитель сознательно сбил наш самолет. Здесь скорее это похоже на цепь трагических случайных обстоятельств, потому что израильский самолет не сбивал наш.

Безусловно, мы должны в этом серьезно еще разобраться, а наше отношение к этой трагедии изложено в заявлении Министерства обороны Российской Федерации, которое со мной было согласовано.

Что касается ответных действий, то они будут направлены, прежде всего, на дополнительное обеспечение безопасности наших военнослужащих, наших объектов в Сирийской Арабской Республике. И это будут такие шаги, которые заметят все».

Израильский премьер Нетаньяху позвонил Путину и возложил ответственность на Сирию. То есть повторил то, что ранее заявил официальный представитель израильской армии:

«Режим Асада, чьи военные сбили российский самолет, полностью несет ответственность за этот инцидент. Израиль считает, что за происшедшее также ответственны Иран и террористическая организация “Хезболла”».

То есть Израиль отказывается признавать свою ответственность и даже извиняться за произошедшее.

В России уже стали предлагать различные меры наказания Израиля— вплоть до разрыва дипломатических отношений. Понятно, что израильскому руководству не нужен был конфликт с Россией, но из-за абсолютно провокационных действий своих военных оно, по сути, поставило под удар отношения двух стран. Россия не будет рвать с Израилем, но последствия гибели Ил-20, конечно, будут. Что вообще нужно сейчас России от Израиля—и Израилю от России?

Из 70 лет существования государства Израиль почти четверть века между нашими странами не было даже дипломатических отношений, однако в постсоветские годы установились достаточно тесные и разнообразные связи. А после начала сирийской операции российской армии Израиль и вовсе стал демонстрировать свое стремление установить как можно более тесные контакты в военной и разведывательной сферах, потому что понял, что Россия становится ключевым игроком в Сирии и значительно укрепляет свои позиции на Ближнем Востоке в целом.

За эти годы Нетаньяху стал куда более частым гостем в Москве, чем в Вашингтоне, что, однако, не означало отказа от фундаментального для еврейского государства принципа «нерушимого блока США—Израиль». Свое сближение с Россией Израиль объяснял исключительно заботой о собственной безопасности — вот, нас окружают враги, и нам важно, чтобы окончание войны в Сирии не привело к их усилению.

Для Москвы Израиль называл своими врагами ИГИЛ (организация, запрещенная в РФ), ливанскую «Хезболлу» и Иран, требуя от Москвы права на защиту своих интересов на территории других стран. То есть, говоря по-простому, на право бомбить сирийскую и ливанскую территорию, нанося удары по всем тем, кто кажется им врагом Израиля.

Понятно, что терпеть такое можно было только в ситуации всеобщего хаоса, отсутствия контроля сирийского правительства над всей территорией страны и ее границами. Точно так же было понятно, что как только сирийское государство восстановится, Израиль будет вынужден или прекратить свои агрессивные действия, или получить ответный удар.

Но был еще один фактор, который позволял Израилю бить по Сирии,— и он был самым главным. Россия была вынуждена терпеть израильские действия, потому что успешный ход операции по разгрому антиасадовских сил в Сирии был возможен только при координации и учете интересов трех главных заинтересованных внешних сил. То есть Турции, Ирана и Израиля. Россия балансировала между их интересами—потому что операция осуществляется крайне ограниченными силами, преимущественно ВКС, и нет намерения размещать в Сирии полноценную военную группировку, наличие которой только и позволило бы игнорировать претензии Турции и Израиля.

Но тот факт, что Россия до поры до времени соглашалась с ударами Израиля по тем или иным объектам на территории Сирии, был воспринят в Тель-Авиве не как временное исключение, а как должное, следствием чего и стала атака израильских F-16, спровоцировавшая гибель российского Ил-20. Объяснения Израиля —что они ударили по «объектам инфраструктуры сирийской армии, которые производили оружие массового поражения для террористической организации «Хезболла», и это оружие предназначалось для использования против Израиля» — совершенно его не извиняют.

Россия не считает «Хезболлу» террористической организацией — это политическая и военная организация ливанских шиитов, представляющая интересы 40% населения этой дезинтегированной страны, по сути «государство в государстве». У нее масса претензий к Израилю, который несколько раз нападал на Ливан, в том числе с целью уничтожить военный потенциал «Хезболлы». Отряды «Хезболлы» воюют в Сирии на стороне Асада, что является совершенно законным и естественным, тем более что само разделение Леванта на Сирию и Ливан достаточно условно.

Является ли «Хезболла» угрозой для Израиля? Только в той мере, в какой сам Израиль является угрозой для «Хезболлы», то есть для Ливана, на который он последний раз нападал в 2006 году

Израилю не нужны сильные соседи — и он делает все, чтобы ослабить их. Война в Сирии была выгодна Израилю, потому что арабы, не простившие ему ни захват палестинских земель, ни оккупацию Восточного Иерусалима, были заняты самоуничтожением.

Но эта война, если судить по заявлениям официальных лиц, подходит к концу, и Израилю, если он действительно хочет сохранить шансы на какое-то подобие мира, нужно привыкать к тому, что ему придется соблюдать территориальный суверенитет своих соседей. И для начала придется перестать атаковать цели в расположенной более чем в полутысяче километров от границ Израиля приморской сирийской провинции Латакия, где находится российская военная база Хмеймим, для усиления защиты которой Путин пообещал принять меры, «которые заметят все».

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях:
Смотрите также

Въездная арка с именем арестованного главы Кизилюрта

архитектурно-политическая акция

10.01.2024 00:20

Властям Махачкалы пора заняться политикой

"главным урбанистом стала полиция"

17.08.2023 00:00

В Дагестане идет самоудушение капиталом

интервью д.э.н. Сергея Дохоляна

28.07.2023 00:37