Пиар должен быть экономным и не искусственным

08.06.2015 14:01
Представители трех думских фракций разработали законопроект, который запрещает губернаторам тратить бюджетные средства на информирование граждан о своей деятельности. Нарушители могут быть наказаны даже тюремным заключением. Опрошенные «Новым делом» эксперты приводят свои аргументы «за» и «против» такой инициативы. 

Именем сахалинского губернатора


На этой неделе законопроект направлен на заключение премьер-министру Дмитрию Медведеву и председателю Верховного суда Вячеславу Лебедеву. В случае одобрения проект закона будет немедленно внесен в Госдуму. Авторами документа стали депутат от «Справедливой России» Александр Бурков, от ЛДПР Михаил Дегтярев и коммунист Александр Ющенко. Поддержала его и сопредседатель Общероссийского народного фронта единоросс Ольга Тимофеева. Документ не позволяет региональным властям осуществлять прямо или косвенно расходы на информирование о деятельности органов государственной власти субъектов РФ, за исключением случаев, связанных с оказанием государственных услуг, и случаев, прямо установленных федеральными законами, передает «РБК». Издание со ссылкой на собеседника, близкого к Госдуме, также сообщает, что законопроект имеет высокие шансы на поддержку и может быть принят до конца весенней сессии. 

Законопроект предусматривает и наказания, которые могут последовать в случае нарушений. Так, за крупные траты в размере от 1,5 млн до 7,5 млн руб. чиновников могут наказать штрафом от 100 тыс. до 300 тыс. рублей, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо двухлетним лишением свободы. За траты более 7,5 млн рублей предусматривается штраф до 500 тыс. рублей или тюремный срок, который может достигать пяти лет. Как сообщил «НД» один из авторов законопроекта Александр Бурков, такая инициатива в стенах Госдумы родилась после того, как стали известны подробности нашумевшего дела против губернатора Сахалинской области Александра Хорошавина. По словам Буркова, губернатор тратил на самопиар огромные бюджетные средства. Так, был выявлен госзаказ Хорошавина по статье «Улучшение имиджа губернатора» на 680 млн рублей в течение трех лет. 

«Данный законопроект не запрещает финансирование региональных СМИ, он лишь запрещает прославлять глав регионов. Почти каждый губернатор заключает со СМИ контракты на освещение его деятельности, которое потом, по сути, превращается в банальный пиар первых лиц. Мы предлагаем ограничить такую практику и тем самым предотвратить лишний расход бюджетных средств», — подчеркнул Бурков. 

Общероссийский народный фронт давно поднимал вопрос излишних трат губернаторов на пиар в СМИ. Так, эта тема обсуждалась на форуме ОНФ в декабре 2013 года и в апреле текущего года. Активисты Фронта обратили внимание Владимира Путина на траты в Якутии и на Сахалине, на что президент отметил, что расходы должны быть «максимально прозрачными». ОНФ даже выступил с заявлением, что поручения президента не исполняются. Траты на СМИ в регионах не только не сократили, но и увеличили. В сообщениях от Народного фронта в феврале текущего года сообщалось, что общая сумма запланированных расходов на СМИ со стороны местных и региональных властей в этом году составляет 36 млрд 235 млн рублей, тогда как в прошлом году объем финансирования составлял 33 млрд. Лидером среди регионов оказалась Москва, которая потратит на СМИ 13,6 млрд рублей. На втором месте — Ямало-Ненецкий автономный округ с 1,8 млрд рублями. Однако после критики ОНФ в округе обещали сократить расходы до 200 млн рублей. 

Отделить пиар от освещения деятельности


По мнению заместителя министра информации и печати Республики Дагестан Зубайру Зубайруева, бесконтрольный пиар первых лиц все-таки стоит контролировать. Но в то же время нельзя ограничивать работу по освещению деятельности органов власти, информированию населения о происходящих процессах. В первую очередь, по его мнению, стоило бы доносить до населения полезную информацию. 

«Вот, к примеру, государство оказывает услуги населению в электронном виде. Есть портал госуслуг, где можно оформить практически все документы. Однако многие люди об этом не знают. Почему бы СМИ не информировать население о том, что есть такая услуга и им не стоит встречаться с чиновниками, потакать их капризам? Все можно сделать абсолютно прозрачно, сидя дома. Не хотелось бы думать, что этот законопроект предполагает запрет освещения такой работы, — отметил Зубайруев. — Если же закон будет принят с целью экономии средств, то начинать надо с другого. Надо ограничить покупку машин, техники, ремонт, командировки и траты на различные бессмысленные мероприятия. Не сокращать людей, как обычно у нас делается, а сокращать расходы. Что касается излишних расходов на СМИ, я бы сказал, что в Дагестане они даже недостаточно финансируются. Средний бюджет таких компаний, как РГВК, в других регионах составляет 400—500 млн рублей в год, а у нас — 60 млн с лишним. То же РИА «Дагестан» является довольно мощным информационным ресурсом, но тратится на него лишь 10—12 млн. Вообще, на СМИ из республиканского бюджета тратится примерно 320—340 млн рублей. Сравните эти деньги с расходами других регионов. Другое дело, что некоторые из этих СМИ неэффективны. Тогда надо менять структуру финансирования, отдавая мало денег неэффективным».

Запах популизма


По мнению политолога Сергея Маркедонова, закон попахивает популизмом, но имеет шанс быть принятым Госдумой. 

«Многие инициативы наших законодателей попахивают популизмом. Авторы законопроекта как бы хотят показать, как они ставят на место губернаторов. Конечно же, тех губернаторов, кого они могут. Так пусть попробуют поставить на место Рамзана Кадырова. Ведь многие вещи, которые он делает, трудно назвать соответствующими российскому законодательству. Но законопроект этот все-таки может быть принят. Ведь много принимали таких законов, о которых помнят только их авторы. Или же этот закон может быть использован для очередной пиар-акции и вмешательства в деятельность регионов со стороны федеральной власти. К сожалению, я в этом не вижу системного подхода к информационной политике. Вижу только пиар», — отметил политолог. 

Как привлекать инвестиции?


Секретарь Союза журналистов России Ирина Цветкова считает, что такая инициатива может поставить в трудное положение СМИ в условиях уменьшения рекламы, которая является дополнительным источником доходов. 

«У меня отношение к этой инициативе депутатов неоднозначное. С одной стороны, надо экономить бюджетные средства. И, конечно же, не допускать личный пиар губернатора. С другой стороны, как быть с материалами, связанными с привлечением инвесторов? Будут ли у регионов какие-либо другие инструменты по информированию потенциальных инвесторов о своих инвестиционных возможностях, достижениях? 

Ведь и сейчас деньги на освещение в СМИ деятельности госорганов власти идут не в карман кому-то, а через совершенно прозрачные схемы, через торги, поступают в бюджеты изданий, идут на их поддержку. А что же будет с самими СМИ после этого, когда рекламный рынок обрушился?» — задается вопросом Цветкова. 

Член Общественной палаты, представитель Общероссийского народного фронта и известный журналист Алик Абдулгамидов считает, что закон должен положить конец такой практике, когда регионы официально выделяют деньги федеральным СМИ на создание положительного имиджа. 

«Если речь идет о деньгах, за счет которых обычно покупают время на федеральных каналах или площади на газетах, я считаю, что такая мера оправдана. Есть ли такое сейчас, я не могу судить, но несколько лет тому назад были случаи, когда по 60—80 тысяч рублей платили официально через Минпечать за материал в федеральных газетах. Такая политика практикуется везде. Я не думаю, что, например, в Краснодарском крае настолько все хорошо, как об этом пишут в федеральных СМИ, там просто умеют договариваться. Что касается трат на СМИ, я бы сказал, что у нас много средств тратится впустую по таким статьям, как «борьба с экстремизмом» или «укрепление межнациональных отношений». Следовало бы направить больше средств на информационную поддержку социально значимых мер», — отметил Абдулгамидов.

На фото: История Александра Хорошавина спровоцировала запретительные меры против губернаторов
Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта n-delo@mail.ru
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях:
Смотрите также

Муху Алиев: нужна политическая модернизация

"Это не ко мне вопрос, но я хочу вам сказать, что это плохо"

05.11.2025 08:40

У главы Дагестана самая низкая оценка политической устойчивости

считают эксперты Минченко консалтинг

18.08.2025 10:38

Для чего могут назначить врио главы Дагестана

1-июльский рубеж

30.06.2025 11:15