Полицейский апгРЕЙД

27.11.2015 23:27

Котровская мечеть обострила внутриконфессиональные разногласия


Хрупкий мир между официальным духовенством республики и неподконтрольными ему салафитскими общинами был нарушен в прошлую пятницу неожиданным «наступлением» первых на мечеть по улице Котрова в Махачкале. После ставших привычными пятничных посещений силовиков в эту пятницу мечеть посетила другая сила и объявила об установлении нового порядка. За пять дней в этой мечети два раза сменился имам, но компромисса до сих пор не достигнуто. Тяжелая ноша миротворца пока возложена на Магомедрасула Саадуева.


Вежливые задержания

В этот день, 20 ноября, в мечетях на махачкалинских улицах Котрова и Венгерских Бойцов после пятничной молитвы произошли задержания прихожан. И та, и другая мечети были неподконтрольны официальному духовенству. Поэтому подобные рейды полицейских для прихожан этих мечетей являются привычным делом. Более того, по словам прихожан и самих полицейских, в этот день никого не били и не толкали, правоохранители вели себя достаточно корректно. Ближе к вечеру того же дня в мечеть на Котрова зашли представители официального духовенства в сопровождении группы поддержки из крепко сложенных спортивных молодых людей. Сначала перед публикой, которая в том числе состояла из вновь прибывших, выступил заместитель муфтия Дагестана Ахмад-хаджи Кахаев. Он сообщил, что с «этого дня в мечети будет порядок, который будет установлен муфтиятом Республики Дагестан».

Далее он представил нового имама — Давуда-хаджи Тумалаева, сообщив, что он, как и предыдущий имам Гасан-хаджи Гасаналиев, является лакцем. «Мы не говорим, что Гасан-хаджи был плохой. Он пожилой, иногда на намаз не может приходить. Он сделал всё, что мог делать… С сегодняшнего дня за эту мечеть перед муфтиятом будет отвечать Давуд-хаджи», — отметил Кахаев, а собравшиеся подтвердили его слова громким «Аллаху Акбар!». Гасан-хаджи Гасаналиев сказал, что не против смены имама, если джамаат не против, и обратился к собравшимся. Те приветствовали новое назначение. С криком, что он «против», выступил лишь один из прихожан мечети, но на него стала напирать толпа молодых людей, после чего он вынужден был успокоиться. Гасаналиев сделал дуа за мир и покой во всем Дагестане. В мечети в это время находились и несколько сотрудников полиции. (Речь идет о полицейских, которые были в форме.)

Выступавший перед собравшимися имам Центральной мечети Махачкалы Магомедрасул Саадуев отметил, что на такой шаг пришлось пойти, потому что мечеть была под угрозой закрытия, а также чтобы «снять с мечети дурную славу». «Я не могу рассказывать обо всех деталях, которые касаются отношений духовенства и государства. То, что сегодня было сделано, — было сделано, чтобы спасти эту мечеть. Мы хотим, чтобы отсюда никого никуда не уводили, хотим предотвратить замок на дверях этой мечети», — сообщил Саадуев. После утверждения имама и в течение всех последних дней в мечети постоянно пребывает достаточно большое количество прихожан «нового призыва», и, по некоторым данным, дежурства передаются от одного района к другому. В субботу и воскресенье проезд по улице Котрова был запрещен, у входа постоянно дежурили сотрудники полиции. Временами происходили мелкие стычки между людьми, но полиции удавалось предотвратить более серьезные противостояния. В последующие дни проезд по улице разрешили, но полиция продолжает дежурить.

Компромиссная фигура?

Во вторник, 24 ноября, Магомедрасул Саадуев, который представляет официальную позицию муфтията республики, выступил с заявлением по пятничным событиям на Котрова. Имам вновь говорил об «ультиматуме силовиков». Причиной, по которой культовое сооружение могло быть закрыто, по мнению имама, стало то, что именно в этой мечети происходила вербовка молодых людей в ряды незаконных вооруженных формирований. Об этом якобы сообщили сотрудники силовых структур, заявив, что готовы предоставить этому доказательства. На вопрос, будет ли муфтият таким же образом «брать под контроль» и другие салафитские мечети в республике, имам заверил, что такого не будет. «Муфтий Дагестана успокоил молодых людей, которые готовы были на такие акции. У нас мечетей предостаточно, даже есть лишние», — подчеркнул он. Корреспондент «НД» задал вопрос, готов ли Саадуев сам возглавить мечеть на Котрова, если ему предложат. Тот ответил, что если муфтий республики скажет — он готов пойти и сторожем в этой мечети.

Правда, сторожем пойти туда ему не пришлось. Буквально через два часа после этого разговора его назначили имамом мечети на Котрова. Отметим, что салафиты более лояльно относились к Саадуеву (на фото), в Центральной мечети Махачкалы всегда можно увидеть много прихожан с бородой «длиннее обычного». В этом плане его фигура многими была воспринята как компромиссная, которая должна была снизить накал противостояния между старым и новым приходом. В разговоре с нашим корреспондентом имам сказал, что он будет совмещать работу в Центральной мечети и на Котрова. Однако, судя по всему, ему не удастся в полной мере объединить всех прихожан мечети. Часть салафитов уже заявила, что они не согласны с его кандидатурой. Чтобы лучше понять, почему так происходит, необходимо рассказать, что же на самом деле представляли собой до прошлой недели мечеть на Котрова и ее прихожане.

«Котровцы» были разобщены

Мечеть «Ан-Надирийа» на улице Котрова была в свое время построена на средства и при поддержке Надира Хачилаева, бывшего депутата Госдумы от Дагестана и лидера лакского национального движения. Мечеть и названа в его честь. Здание мечети и участок под ним оформлены на физических лиц, а именно на родственников Надира Хачилаева. Последние несколько лет имам мечети Гасан-хаджи Гасаналиев, который в свое время был поставлен туда при поддержке Хачилаева, фактически не занимался своими прямыми обязанностями, болел, а по некоторым данным, даже был отстранен от работы советом мечети (шурой). Его обязанности все время выполнял его заместитель Курбан Аскендаров. В мае текущего года Аскендаров был задержан по подозрению в хранении оружия и позже осужден на три года условно. По данным его близких, оружие имаму было подкинуто. Все это время имамы сменяли один другого. Судя по всему, совет мечети не приходил к единому мнению относительно того, кого поставить имамом. Сам же совет состоит примерно из 10—15 человек, в число которых входят и члены семьи Хачилаевых. В частности, в шуру входит Муртазали Хачилаев — сын Надира Хачилаева, а также близкий к их семье Мута Каллаев. В последний момент все же было решено вернуть Гасаналиева имамом. Он только один раз провел пятничную молитву, и в этот же день произошли известные события.

При согласовании кандидатуры Саадуева на должность имама мечети представители муфтията разговаривали в основном с представителями семьи Хачилаевых, которые вынуждены были пойти на компромисс, чтобы снять напряжение. В частности, на представителей муфтията, по нашим данным, с предложением назначить Саадуева вышел Джабраил Хачилаев — младший брат Надира Хачилаева. В разговоре с нами Муртазали Хачилаев заявил, что крайне недоволен произошедшим, а именно тем, как произошла смена имама. А кандидатура Саадуева на данный момент является компромиссной — за ним многие готовы молиться. 26 ноября несогласие с данной кандидатурой высказали представители Ассоциации ученых «Ахлю Сунна». В частности, их позицию высказывает представитель Ассоциации Зияудин Увайсов, который сам некоторое время выполнял роль имама мечети на Котрова и выражает мнение определенного количества прихожан этой мечети. В заявлении говорится, что с кандидатурой Саадуева согласен лишь один из членов совета мечети, Мута Каллаев, и члены семьи Хачилаевых и что остальные — против. «В сложившейся ситуации мы снимаем с себя какую-либо ответственность за происходящее в мечети и видим невозможным участие в урегулировании конфликта. Джамаат мечети волен сам решать судьбу имама мечети…», — говорится в обращении.
Таким образом, мы видим, что единства джамаата на Котрова не было и до прошлой пятницы, что и стало, на наш взгляд, одной из главных причин «смены власти». Каково будет дальнейшее развитие событий в этой мечети, не будет ли предпринята попытка прежних прихожан вернуть ее и не приведет ли это к столкновениям, пока трудно сказать. Учитывая поддержку новой администрации мечети властью в лице силовиков, такой сценарий маловероятен.

Была ли угроза или всё спланировано?

Пятничные события вызвали широкий резонанс в обществе, и в течение недели это стало самой обсуждаемой темой в Дагестане. Салафиты сразу же поспешили обвинить муфтият в «рейдерском захвате» мечети, а тот, в свою очередь, вменял в вину «котровцам» симпатии к терроризму и то, что много прихожан из этой мечети уехали воевать на стороне ИГИЛ (запрещенная в России террористическая организация).

Была ли на самом деле такая острая необходимость в подобной акции и смене имама? Один из представителей официального духовенства сообщил нам, что перед выбором их поставило МВД: якобы в этой мечети вербуют молодых людей в террористические группировки, в связи с чем ее могут закрыть. Однако в МВД нам не подтвердили эту информацию, сообщив, что сотрудники полиции в этом вопросе всего лишь обеспечивали общественный порядок.

Ничего не знали об угрозе закрытия мечети и необходимости срочной смены руководства и официальные власти республики. По крайней мере, в комитете по свободе совести и взаимодействию с религиозными организациями «Новому делу» сообщили, что они узнали о произошедшем постфактум. «У нас церковь отделена от государства по закону, и светские власти не вмешиваются в дела религиозные, в частности в деятельность мечетей. Силовые структуры также к нам не обращались с вопросами относительно этой мечети», — сообщил нам зампредседателя комитета Расул Гаджиев.
Удивляет то, что на такое резонансное событие не последовало реакции официальных властей. По истечении почти недели мы обратились в администрацию главы и правительства республики с просьбой прокомментировать произошедшее. Однако на момент выхода газеты в печать реакции от председателя АТК (Антитеррористическая комиссия) и председателя Совбеза Дагестана Рамазана Абдулатипова так и не последовало.

Даже если силовики собирались закрыть эту мечеть, процедура эта согласно закону должна проходить достаточно долго и никакой срочности здесь быть не может. Согласно законодательству религиозные организации могут быть ликвидированы либо по решению их учредителей, либо по решению суда. Иные способы не предусмотрены законодательством РФ. В данном случае учредители не могли это сделать, решения суда тоже не было. Вносить в суд представление о ликвидации мечети могут только органы прокуратуры РФ, Минюст и органы местного самоуправления. Если такое обращение действительно было, непонятно, почему силовые структуры обращаются в муфтият республики, а не в суд.

На фото: В «Ан-Надирийа» новый имам и новый приход

Фото: Руслан Алибеков
Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях:
Смотрите также