Путь к сердцу Васильева

01.12.2018 11:00
Фото: president.e-dag.ru

На этой неделе налоговики республики подводили итоги работы за десять месяцев. Впервые в новейшей истории Дагестана на мероприятие пришел не курирующий ведомство вице-премьер, как это случалось ранее, а лично глава республики. Больше того. Выступая перед собравшимися, Владимир Васильев назвал их коллегами. Никакой оговорки, все верно. По факту именно Васильев сегодня является главным налоговиком Дагестана, определяющим как политику ведомства, так и основные направления работы и степень ее интенсивности.

С наведения порядка в налоговой сфере начинали все главы республики. Но их активность на этом направлении быстро сходила на нет и воспринималась не как попытка коренным образом изменить ситуацию, а скорее как дань традициям, обязательное протокольное мероприятие, отказаться от которого никак нельзя. Васильев же в отличие от предшественников занялся этой работой крайне системно и поэтому сумел добиться вполне реальных результатов — за десять месяцев налоговые доходы и сборы выросли на 7,7%, а прибавка к бюджету составила 2,1 млрд рублей. Больше того, выступая на коллегии в УФНС РФ по Дагестану, глава республики сказал о том, что это только самое начало работы, которая будет усиливаться с каждым днем.

А теперь давайте на время отвлечемся от налогов и поговорим о наших министрах, которым судьба подбросила такого нестандартного главу. Как показывает практика (с примерами обратного порядка до сих пор встречаться не приходилось), главной задачей каждого дагестанского министра до недавнего времени являлось вовсе не выполнение собственно «министерских» обязанностей, а создание условий, обеспечивающих доброе отношение главы. В этой системе отношений косой взгляд начальства воспринимался как выговор, а публичный разнос — как приговор.

С приходом Васильева эта система потребовала срочной перенастройки. Не потому, что поменялись базовые подходы к оценке эффективности работы высших чиновников, тут все ожидаемо осталось по-прежнему. Перестали приносить дивиденды привычные приемы, помогающие министрам добиваться благосклонности главы.

Все эти наработанные речевки прошлых лет, в которых менялись только имена — «Мудрость и талант Магомедали Магомедовича, Муху Гимбатовича, Магомедсалама Магомедалиевича, Рамазана Гаджимурадовича…» — в одночасье оказались невостребованы и перестали работать.

Васильев с первых дней работы четко дал понять, что примитивная лесть по отношению к нему не работает, а эффективность каждого министра будет оцениваться по результатам работы его министерства.Поэтому поначалу многие наши министры впали в ступор, поскольку работать не очень умели и при этом абсолютно не понимали, как следует выстраивать политику отношений с новым главой.

Но постепенно все прояснилось. Оказалось, что эффективность работы, по мнению Васильева, определяется двумя базовыми параметрами: бережным отношением к бюджетным средствам (в идеале их максимальная экономия) и темпами роста собираемости налогов.

В позапрошлом номере «НД» мы писали о том, как министр строительства и ЖКХ Малик Баглиев, незадолго до этого публично раскритикованный Васильевым, изящно разрулил ситуацию и, более того, обеспечил на долгое время благосклонность главы, сообщив о том, что намерен сэкономить около 8 млрд рублей в ходе реализации проекта «Расширение реконструкции (2-я очередь) канализации в Махачкале». И не важно при этом, что на деле ни о какой экономии речи не идет. Главное, что произнесли то, что хотел бы услышать Васильев. Не примитивную лесть в свой адрес, а информацию о том, что один из его министров проникся его идеями и не щадя живота борется за экономию бюджетных денег. Не сомневаюсь, что опыт Баглиева в ближайшее время будет растиражирован и министры наперебой начнут докладывать главе о найденных внутренних резервах.

Сразу предупрежу тех из них, кто решится идти по этому опасному пути. В обязательном порядке привлекайте для подсчетов специалистов, чтобы тактическая победа впоследствии не обернулась стратегическим поражением. Васильев — человек дотошный, вполне может обратиться к специалистам в области ЖКХ и попросить еще раз предметно обсчитать проект, о котором доложил министр. После чего ему станет ясно, что сэкономленные 8 миллиардов рублей могут оказаться всего лишь красивыми цифрами. О том, как Васильев отреагирует на это сообщение, нам говорит печальный опыт ныне арестованного первого вице-премьера Рамазана Алиева, добавившего виртуальный миллиард к реально собранным тремстам миллионам рублей дополнительных налогов. Так что использование этого приема достаточно чревато.

Есть и второй путь. На мой взгляд, он представляется менее рискованным и при этом, уверен, будет работать весьма и весьма эффективно. Министрам следует забыть о производственных показателях, планах текущей работы и работы на перспективу. Вместо этого все силы аппарата должны быть брошены на главное направление — увеличение сбора налогов. Это им может показаться верным путем к сердцу и телу главы. Но готов ли Васильев в обмен на дополнительные налоги закрыть глаза на то, что на остальных направлениях в министерстве наблюдается полный завал?

Вот и пример. На коллегии УФНС, с рассказа о которой мы начали этот разговор, глава ведомства Газинур Апсалямов доложил о работе по обелению строительной отрасли Дагестана и, в первую очередь, дорожного строительства. По его словам, «при значительном сокращении выручки налогоплательщиков (на 1695,4 млн рублей или на 22,71%) в этом году объем задекларированных налогов к уплате здесь увеличился на 221,82 млн рублей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года».

Лицо Васильева в этот момент выражало откровенную радость, чуть ли не восторг — шутка ли, работа только началась, а бюджет получит более двухсот миллионов дополнительных рублей. Создавалось впечатление, что при этом глава пытался подсчитать, сколько дополнительных школьных автобусов и машин скорой помощи можно приобрести за эти деньги и сколько ветхих школ в Дагестане наконец дождутся капитального ремонта.

Бьюсь об заклад, что в этот момент глава не почувствовал привкуса солидной ложки дегтя, содержащейся в информации, озвученной Апсалямовым. Дело в том, что сокращение выручки более чем на полтора миллиарда ясно говорит о том, что в дорожной отрасли сегодня у нас, мягко говоря, не все в порядке.

До недавнего времени эта отрасль была единственной, где мы не только не отставали от других регионов, но и значительно обгоняли их. Так, в 2017 году Дагавтодор по строительству дорог перекрыл общероссийские показатели на 355%, по ремонту дорог — на 228%, по строительству и реконструкции мостов — на 216%. Теперь же, судя по сообщению Апсалямова, ситуация здесь поменялась кардинально.

После коллегии УФНС я попросил знакомых работников из Министерства транспорта и дорожного хозяйства рассказать, как сегодня у нас обстоят дела с дорогами. И убедился, что единственный прорыв здесь намечается только в отношении налогов. По всем остальным направлениям, увы, наблюдается полный завал.

Судите сами, я даже комментировать ничего не буду, только приведу некоторые цифры. За 10 месяцев объемы работ по строительству дорог выполнены на 25%, по их ремонту — на 20%. Это основные показатели, определяющие развитие дорожной отрасли. Да, есть еще один важный раздел — содержание дорог. Здесь дела немного получше, освоено 60% средств. Вот собственно и все. К реализации остальных программ (проектирование дорог, безопасность дорожного движения, планово-предупредительный ремонт мостов и другие) в министерстве даже не приступали. В настоящее время на счету дагестанского Минфина лежат 3 млрд невостребованных «дорожных» рублей. Интересно, в конце года министр, информируя Васильева о делах, запишет это себе в актив и доложит о том, что бюджетные деньги сэкономлены? И как это будет согласовываться с майскими указами, требующими удвоения строительства дорог?

Даже благое дело нельзя доводить до абсурда. Налоги — это, конечно, замечательно. Тем более, когда они, как мы это видим сегодня, работают на благо республики, трансформируются в реальные дела. Но, усиливая давление налогового пресса, ни в коем случае нельзя забывать о проблемах реальных секторов экономики, о развитии которых в Дагестане сегодня напрочь забыли. А это чревато. На примере той же дорожной отрасли мы ясно видим, к чему может привести такая политика.

Да, замечательно, что на наших АЗС появилось около 700 «новых» рабочих мест. Допускаю, что в итоге их число может вырасти и до тысячи. А дальше тупик, и дополнительных налогов не будет. А будут они, если в полную силу заработают наши заводы, поменяются принципы работы агропромышленного сектора, который сегодня по большей части находится вне налогового поля. Обеление экономики — это замечательно, и с этим никто спорить не будет. Но, обеляя, мы должны не забывать и о развитии. А тут у нас, увы, серьезных достижений не наблюдается. 
 

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях:
Смотрите также

Въездная арка с именем арестованного главы Кизилюрта

архитектурно-политическая акция

10.01.2024 00:20

Властям Махачкалы пора заняться политикой

"главным урбанистом стала полиция"

17.08.2023 00:00

В Дагестане идет самоудушение капиталом

интервью д.э.н. Сергея Дохоляна

28.07.2023 00:37