Ранги для регионов
05.05.2015 16:44Минэкономразвития РФ разработало документ, который пересматривает политику центра по отношению к регионам. Подготовленный накануне документ "Основы государственной политики регионального развития РФ" предлагает отказаться от принципа выравнивания социально-экономического развития регионов и разделить их на разные типы. Новая политика, согласно документу, со временем должна обеспечить бюджетную самостоятельность регионов. Как это отразится на дотационном Дагестане, есть ли у республики шансы и, главное, желание стать финансово независимой, мы спросили у экспертов. И встретили скептическое отношение к нововведениям.
Что предлагают?
Новый документ от Минэкономразвития должен заменить старый, принятый еще в ельцинский период, в 1996 году, под названием «Основные положения региональной политики». Главное отличие нового документа от старого — отказ от практики выравнивания условий социально-экономического развития регионов, который часто вызывал разговоры про «доноров» и «реципиентов». Дагестан, как известно, стабильно входит в число последних. Вместо старого принципа предлагается ввести типологию субъектов и в соответствии с этим предоставлять госдотации. Разделять регионы на типы будут в зависимости от территории, природно-климатических условий, ресурсов и уровня развития. Иначе говоря, подход к регионам станет дифференцированным. Выравнивание же планируют обеспечить лишь в сфере конституционных прав: в образовании, здравоохранении, социальном обеспечении и т. д.
Политика федерального центра по отношению к региону будет зависеть от того, к какому типу он относится. Регионы предлагают стимулировать на развитие с помощью косвенных мер (налоговые, тарифные, кредитные, таможенные и т. д.). Эти меры должны впоследствии обеспечить бюджетную самостоятельность субъектов. Минэкономики РФ рекомендует регионам самим развиваться за счет «консолидации ресурсов и изыскания внутренних резервов». На деле это означает сокращение субвенций регионам и перевод трансфертов на целевую основу. В сфере межбюджетных отношений предлагается разделение конкретных видов налогов между бюджетами разных уровней. То есть какие-то налоги могут уйти не в Москву, а остаться в регионе.</div>
«Первый» и «второй» сорт
Мнения экспертов по поводу плюсов и минусов новшеств в региональной политике от Минэкономики довольно скептические. Так, с точки зрения заместителя главного редактора журнала «Эксперт-ЮГ» Николая Проценко, результатом разделения регионов по типам может стать появление регионов «первого» и «второго» сортов. </div>
«Априори понятно, что регионы в России очень разные и нельзя всех подобрать под одну гребенку и аршином общим измерить. Обратной стороной является появление регионов «первого» и «второго» сортов, из чего рано или поздно последуют предложения в духе «хватит кормить Кавказ» — притом, что на душу населения кавказские республики далеко не самые дотационные. Та система, в которой эти риски удастся минимизировать, и будет эффективной», — отметил Проценко. </div>
Что касается Дагестана, то, по мнению эксперта, рецепт для нашей республики не должен быть уникальным. В целом необходимо пересмотреть принципы межбюджетных отношений в пользу регионов и муниципальных образований, а они уже сами разберутся. «Доверять надо больше людям в регионах и муниципалитетах, а не собирать всё в одну копилку в Москве и потом давать по копеечке», — подчеркнул он.
Эксперт добавил, что «стимулирующие меры» могут подстегнуть не все регионы. «Вообще, мне кажется, что какими бы ни были изменения, практически сразу начнется закулисный торг за деньги из федерального бюджета. Очень сложно, например, представить, что Чечне или Ингушетии скажут: «Ну, ребята, с завтрашнего дня вам надо осваивать “меры стимулирующего характера”». Но, с другой стороны, то, что эти республики находятся на особом положении, имеет совершенно понятное политическое объяснение. Тут все по Марксу, но с точностью до наоборот: политика диктует правила экономике», — отметил Николай Проценко.
Не налогом единым
По мнению экономиста из московского «Фонда реальной политики» Халила Халилова, регионы и так постепенно уходят от финансовой зависимости от центра. Но для большей самостоятельности регионов новых мер от Минэкономики будет недостаточно.
«Дагестан готов стать самостоятельным, но не резко. За годы с президентства Ельцина до сегодняшнего дня структура распределения доходов центр/регионы изменилась с 60/40 до 75/25, но в то же время за последние годы доля федеральных дотаций в бюджете республики снизилась с 85% до 68%, и есть уверенность, что такая тенденция сохранится и впредь. При увеличении доли региональных налоговых доходов республика сможет уже наполовину обеспечить доходную часть бюджета собственными доходами. А для полного обеспечения бюджетной самостоятельности республике необходима активная региональная экономическая политика, основанная на создании добавленной стоимости на душу населения, сравнимой с развитыми регионами», — считает эксперт.
Программно-целевой подход в бюджетном планировании, по его мнению, осваивается, нужна только комплексная работа, в том числе с использованием косвенных мер стимулирования, о которых говорится в новом документе от Минэкономики РФ. Уйти от бюджетной зависимости получится, только если в регионе активно будут создаваться проекты с поддержкой налогового, кредитного, таможенного регулирования и субсидирования инфраструктурных издержек.
«Федеральные программы денег не приносят»
А вот специалист по дагестанской экономике, старший научный сотрудник Института проблем рынка РАН Михаил Чернышов считает, что целевые госпрограммы, о которых говорится в документе, в Дагестане не дадут результата. Федеральные программы, будь это об опережающем развитии Дагестана или еще какие-то другие, — затратные и предусматривают огромное вложение средств в соцобъекты. По мнению Чернышова, они не дают долгосрочных результатов, а самое главное — не стимулируют самостоятельного развития регионов. </div>
«Это не инвестиции, это потребление, расходы. Они не приносят в последующем деньги. А на самом деле нужны решения, которые в перспективе помогут социальную сферу, образование, здравоохранение и прочее переводить на рыночную основу с возможностью субсидирования», — подчеркнул эксперт. В качестве примера он привел закон, позволяющий родителям получить субсидии от государства за устройство детей в частный детсад. По его мнению, эта мера намного эффективнее, чем вкладывание огромных средств в строительство государственных детских учреждений. Похожие шаги он предлагает предпринимать в отношении здравоохранения. Диагностику предлагает ввести бесплатную и государственную, а больницы — частные. </div>
В целом, считает Чернышов, это не меняет систему и предлагаемые меры позволяют лишь немного экономить бюджетные средства, а не предлагают новый механизм для развития, не помогают регионам самим двигаться в правильном направлении. Для комплексного и правильного подхода к решению проблем дотационности регионов, считает он, нужны экспертные оценки и максимально публичное обсуждение предлагаемых мер. </div>
«НД» направило запрос на имя главы Дагестана Рамазана Абдулатипова с просьбой прокомментировать предлагаемые Минэкономики РФ меры. Между тем некоторые губернаторы уже высказались о том, что эти предложения надо было обсудить с ними.
Муху Алиев: нужна политическая модернизация
"Это не ко мне вопрос, но я хочу вам сказать, что это плохо"
05.11.2025 08:40У главы Дагестана самая низкая оценка политической устойчивости
считают эксперты Минченко консалтинг
18.08.2025 10:38