Системный сбой

10.10.2015 22:54
Смена региональных элит, постоянные отставки и назначения, кадровая чехарда в органах власти раскачали сложившуюся в республике систему формирования власти. Однако, судя по всему, новая система еще не образовалась. Прошедшие в сентябре муниципальные выборы и последующий процесс формирования местных органов власти показывают, что прошлогодние процессы отмены всеобщих выборов и укрепления властной вертикали не сняли противоречия на местах. Эти меры лишь перенесли борьбу в республиканский Белый дом, кадровые решения которого зачастую абсолютно необъяснимы. Республиканская власть борется за Дербент, Буйнакск, Махачкалу и Хасавюрт, снимает старых и пытается назначить новых руководителей, чем вызывает локальные кризисы власти. На фоне этих событий в последнее время все активней муссируется слух о возможной отставке правительства Дагестана. Все это больше напоминает сбой в системе управления, нежели налаженную работу. 

Министр пойдет на юг

На этой неделе глава Дагестана Рамазан Абдулатипов заявил, что на должность главы Дербента он предложит кандидатуру министра труда и социального развития РД Малика Баглиева. Слухи о его возможном назначении появились еще накануне юбилея Дербента, который состоялся 19 августа. Тогда неожиданно сошел с дистанции другой фаворит Белого дома РД, депутат Госдумы Гаджимет Сафаралиев. Министр труда тогда отрицал, что ему поступило предложение возглавить город. Впрочем, ничего он не подтверждает и сейчас. В пресс-службе Минтруда нам сообщили, что Малик Баглиев находится на больничном и никак не может комментировать заявление главы республики. 

Напомним, что сейчас проходит конкурс на замещение должности главы Дербента. Прием документов продолжится до 21 октября, а сама процедура выборов состоится 30 октября. Ранее один конкурс уже был отменен в связи с тем, что все кандидаты кроме одного сняли свои кандидатуры. Согласно закону, выборы не могут состояться, если у претендента на должность нет оппонента. Единственным отказавшимся снять свою кандидатуру с предвыборной гонки тогда был экономист Маир Пашаев, который и сейчас собирается участвовать в конкурсе. По его мнению, заявление главы республики о том, что он будет поддерживать Баглиева, является давлением на кандидатов на должность и депутатов городского собрания Дербента, которые будут выбирать главу. Кроме того, Пашаев считает, что Малик Баглиев не является выходцем из Дербента и не имеет поддержки у местных депутатов. Способствовать его избранию может только прямое давление на депутатов со стороны республиканской власти. 

Отметим, что Малик Баглиев — выходец из села Новый Куруш Хасавюртовского района. Долгое время он работал в системе МВД и в налоговой полиции. В 2000 году был назначен заместителем начальника Управления Федеральной службы налоговой полиции по РД, с 2002 по 2007 год являлся замначальника Госнаркоконтроля по РД, а в 2007 году тогдашний президент Муху Алиев назначил его министром природных ресурсов и охраны окружающей среды РД. Через год Баглиев возглавил Счетную палату Республики Дагестан, а в июле 2013 года был назначен министром труда и соцразвития РД. В сентябре 2013 года Баглиев участвовал в выборах главы республики, его кандидатуру выдвинула партия «Патриоты России». Как и ожидалось, ни один депутат Народного Собрания за него не проголосовал, в том числе представители выдвинувшей его партии. Баглиев тогда называл себя человеком команды Рамазана Абдулатипова. В итоге главой республики и стал Абдулатипов.

Баглиев является одним из немногих министров, работой которых доволен глава РД Рамазан Абдулатипов. Он имеет хороший послужной список, работал на ответственных должностях, а также проходит по национальной квоте (лезгин). Учитывая поддержку республиканской власти и тот факт, что городское собрание Дербента сейчас крайне неоднородно, Баглиев имеет все шансы быть избранным на должность мэра города. После того как ушел в отставку Имам Яралиев, его сторонники в городском собрании не столь категоричны в выборе кандидатуры мэра. Голосовать за «махачкалинского» кандидата, по нашим данным, будут депутаты, близкие к депутату Госдумы и бывшему председателю городского собрания Мураду Гаджиеву (6—7 человек), депутаты директора Дербентского завода игристых вин Магомеда Садулаева (3—4 человека), а также часть депутатов — сторонников экс-мэра Яралиева. Как сообщил нам один из депутатов горсобрания, им не столь принципиально, кто из лезгинов возглавит город, если среди них нет Имама Яралиева. Другой кандидат Маир Пашаев получит какое-то количество голосов, но для победы на выборах этого будет недостаточно. Ныне действующий там «варяг», глава администрации Азади Рагимов не проходит по национальному признаку (азербайджанец) и, скорее всего, будет возвращен на должность в Белом доме. Инициированная Белым домом чехарда в Дербенте, возможно, наконец-то близится к завершению.

«Афганский» демарш в Буйнакске

В конце прошлой недели руководитель регионального отделения победившей на выборах в Буйнакске Партии ветеранов России Магомед Хадулаев сделал официальное заявление с просьбой не связывать их партию с буйнакскими «ветеранами». Причиной раскола якобы стало то, что поддерживающие экс-главу города Османа Османова депутаты горсобрания не выбрали председателем горсобрания или его заместителем представителя буйнакского отделения Союза ветеранов Афганистана (Магомед Хадулаев возглавляет этот союз). В итоге высшие должности в местном парламенте заняли сторонники Османова. Вопрос избрания председателя горсобрания обсуждался на встрече между Османовым и председателем центрального совета Партии ветеранов России Ильдаром Резяповым, которая почему-то проходила без участия председателя регионального отделения партии Магомеда Хадулаева. Об этом «Новому делу» сообщил член Общественной палаты РД Шамиль Хадулаев, который вместе с братом Магомедом представляет организацию афганцев Дагестана.

По мнению депутатов, поддерживающих Османа Османова, причиной разногласий послужил тот факт, что Магомед Хадулаев вместе с другим афганцем, бывшим руководителем Пенсионного фонда РД по Буйнакску Имниямином Аташевым вели переговоры о разрешении буйнакского тупика как с мэром города Гусейном Гамзатовым, так и с представителями администрации главы и правительства РД (Шамиль Аташев — сын Имниямина Аташева — возглавлял список ветеранов в Буйнакске во время выборов). Этот факт якобы стал причиной разногласий между ветеранами.

На следующий день председатель Партии ветеранов России Ильдар Резяпов объявил о своем намерении вынести на рассмотрение президиума партии вопрос о смене руководителя дагестанской ячейки «ветеранов» Магомеда Хадулаева после его разногласий с «османовскими». Такое заявление появилось на сайте партии. Как сообщил Резяпов «Новому делу», он считает, что действия Хадулаева вносят раскол в ряды однопартийцев, и заявил, что «за всем этим стоят отдельные лица из республиканской власти». Резяпов добавил, что лидер регионального отделения партии имеет отношение к партии не более года и не приложил никаких усилий для успеха ветеранов в Буйнакске. Он выразил солидарность с Османовым и его сторонниками. 

Мы уже писали о парадоксальной ситуации в Буйнакске, где пересекаются интересы и амбиции сразу трех сторон: руководства республики, действующего главы Гусейна Гамзатова и местного собрания депутатов, который полностью контролирует экс-глава города Осман Османов. Даже разлад с афганцами не ослабляет позиции Османова и его депутатов. По нашим данным, сторонники Османова пытаются найти общий язык с руководством республики и готовы к разговору, однако в администрации главы и правительства настроены решительно против любых переговоров.

Бескомпромиссность обеих сторон увеличивает шанс Гусейна Гамзатова остаться на посту. В ближайшее время каких-либо шагов по урегулированию «буйнакского кризиса» не предвидится: республиканский Белый дом устраивает наличие законно (!) избранного главы, а оппозиция собирает силы на борьбу с использованием рычагов местного парламента. Если ситуация так продолжится, к концу года мы можем стать свидетелями серьезных разборок во время распределения городского бюджета. Республиканская власть сейчас будет пытаться продолжать раскачивать оппозицию и вносить раскол среди депутатов, которые пока еще достаточно уверенно продолжают поддерживать Османа Османова. Отметим, что руководителем городского собрания и его заместителем избраны люди, не имеющие опыта публичной политики и не работавшие на руководящих должностях. Вновь непонятна позиция республиканского руководства, которое сначала поддержало заведомо непопулярного кандидата, а теперь не хочет разговаривать с людьми, которые реально выиграли на выборах. Причем по им же установленным правилам и по новому законодательству. Республиканский Белый дом ни разу не объяснил, почему его не устраивает буйнакская оппозиция. 

Даргинская столица?

6 октября в Махачкале началась процедура приема документов желающих возглавить город. Заканчивается прием документов 26 октября. Конкурсная комиссия подведет итоги в два этапа и 28 октября определится с кандидатами, допущенными к голосованию в городском собрании. Напомним, что горсобрание на прошлой неделе возглавил заведующий кафедрой юрфака ДГУ, бывший председатель Общественной палаты Абулмуслим Муртазалиев.

На этой неделе слуховая среда выдала новость: и.о. главы города Муса Мусаев не останется на должности главы, хотя глава республики уже заявлял, что больше не намерен менять мэра. По словам близкого к республиканскому руководству источника, кандидатура Мусаева не устраивает федеральный центр. Подобное мы уже замечали совсем недавно в Дербенте, когда в процедуру продвижения Сафаралиева неожиданно вмешалась Москва. Называются и возможные кандидаты на место Мусаева. В кулуарах дагестанского Белого дома обсуждают сценарий, согласно которому столичную мэрию может возглавить председатель правительства Абдусамад Гамидов.

Во-первых, смена власти пройдет практически безболезненно, поскольку Мусаев и Гамидов имеют тесные взаимоотношения. Во-вторых, в случае отставки председателя в отставку должно уйти все правительство, что даст возможность главе республики провести очередные кадровые перестановки. Возможно, и Мусаеву там найдется место. В случае если Малик Баглиев перейдет в Дербент, его место может занять заместитель руководителя администрации главы и правительства Исмаил Эфендиев, который ранее тоже возглавлял то же ведомство. В новом правительстве, вероятно, должность займет председатель горсобрания Хасавюрта Сайгидпаша Умаханов. Отметим, что там тоже объявлен конкурс на замещение должности главы.

По некоторым данным, виды на столицу имел и руководитель администрации главы и правительства республики Рамазан Алиев, однако глава республики, судя по всему, на месте мэра столицы видит исключительно даргинца и даже представителя одной конкретной финансово-политической группы. Впрочем, не совсем понятная логика. Многие задаются вопросом, почему мэром столицы должен быть именно даргинец. По сложившейся традиции, практически во всех городах и районах муниципалитет возглавляет представитель самой крупной там по численности национальности. Даргинцы в Махачкале по численности не первые и даже не вторые. Если уж в республике соблюдается этот уродливый для современного мира принцип, то почему в Махачкале он не соблюдается? И в очередной раз труднообъяснимые правила и принципы.

Механизм формирования новой власти в Махачкале, как и процедура по изменению статуса города, шли под бурные обсуждения общественности, что там не все законно проходит. Что именно незаконно и какие юридические правила при этом не соблюдены, прокомментировал нам известный юрист Расул Кадиев. 

Расул Кадиев: «Во-первых. Не совсем еще понятно, в каком муниципалитете мы живем и главу какого муниципалитета избираем. 16 мая вступили в силу законы №43 и №44 о преобразовании Махачкалы в городской округ с городским делением. Уже давно в устав внесены изменения, а в реестре муниципалитетов Министерства юстиции до сих пор значится только «Городской округ “Город Махачкала”». Непонятно, куда избирались депутаты внутригородских районов, если внутригородские районы как отдельные муниципалитеты не зарегистрированы. В то же время в Едином реестре юридических лиц есть только «Городской округ “Город Махачкала”», тогда как должно быть «Городской округ с внутригородским делением “Город Махачкала”». Если нет такого юридического лица, то у него нет никакой юридической правоспособности, и, в соответствии с Гражданским кодексом, несуществующее юридическое лицо не может быть участником гражданского оборота. В том числе не может участвовать в гражданском или арбитражном процессах (ст. 41 ФЗ-131). Следовательно, уже с 16 мая махачкалинские суды не имеют права допускать к участию в деле представителей «Городского округа “Город Махачкала”».

Во-вторых. Допустим, что в нарушение норм законов №43 и 44 от 30.04.2015 у нас так и не появился городской округ с внутригородским делением. Но тогда возникает вопрос: можно ли объявлять конкурс на должность городского округа с внутригородским делением, если его не существует? Скорее всего, нет.

В-третьих. Согласно абз. 11 п. 10 ст. 37 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» «полномочия главы местной администрации, осуществляемые на основе контракта, прекращаются досрочно в случае... преобразования муниципального образования…». Не ясно, на каком основании Муса Мусаев не исполняет закон.

В-четвертых. Положение о проведении конкурса не соответствует ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». 1 октября депутаты решили внести изменения в Положение, но в итоге поленились во всем Положении заменить «городской округ» на «городской округ с внутригородским делением». При этом дополнили пунктом 3.1, где сказано, что «городской округ» в Положении — это «городской округ с внутригородским делением». Но депутаты не уполномочены изменить установленные в ст. 2 ФЗ-131 дефиниции.

В-пятых. В самом Положении и соответственно в объявлении заложен порядок проведения конкурса, который не может быть выполнен. Так, в п. 21 перечислены условия объявления конкурса через 30 (основания 1 и 2) и 10 дней: истечение срока полномочий главы, досрочное прекращение полномочий главы, признание конкурса несостоявшимся, отказ от избрания главы из представленных кандидатов. Ни одного из перечисленных условий в Махачкале нет. Непонятно также, как конкурсная комиссия собирается проверить документы конкурсантов 27 октября в «15.00», если прием документов осуществляется до «18.00» 26 октября. Авторы положения перепутали предельные сроки сдачи документов и предельные сроки принятия решения по итогам проверки документов. Менее чем за сутки комиссия не может проверить документы об имуществе кандидата и его семьи, источниках дохода и т.д., которые он прикладывает к заявлению.

В-шестых. В приложении к объявлению о проведении конкурса есть образец заявления, в котором указано, что оно подается кандидатом на главу «Городского округа “Город Махачкала”». Соответственно, кандидата, подписавшего такие документы, можно «возвращать домой», т.к. нет такого муниципального образования с 16 мая 2015 года и после изменения Устава Махачкалы. Если приложение к объявлению не соответствует ФЗ-131, то, следовательно, и само объявление не соответствует закону».

На фото: Малик Баглиев может возглавить Дербент

Фото: Евгений Костин
Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта n-delo@mail.ru
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях:
Смотрите также

Муху Алиев: нужна политическая модернизация

"Это не ко мне вопрос, но я хочу вам сказать, что это плохо"

05.11.2025 08:40

У главы Дагестана самая низкая оценка политической устойчивости

считают эксперты Минченко консалтинг

18.08.2025 10:38

Для чего могут назначить врио главы Дагестана

1-июльский рубеж

30.06.2025 11:15