
Черный камень — посланник Рая
03.11.2012 00:00
Итак, Черный камень (аль-хаджар аль-асвад) вмонтирован в восточный угол Каабы на высоте 1,5 м и заключен в серебряную оправу. Видимая поверхность камня имеет площадь, равную, примерно, 16,5х20 см.
Кааба, отстроенная пророком Ибрахимом (мир ему), позже была разобрана курайшитами с целью ее дальнейшего восстановления после сильного дождя. В ее строительстве использовались только дозволенные средства, но из-за их нехватки одна сторона Каабы была уменьшена на три с половиной метра. Сегодня это место называется Хиджру Исмаила. Когда пришло время установить Черный камень, между курайшитами произошла ссора: каждый клялся, что ради этого он готов пожертвовать собой. В конце концов решили сделать так, как скажет человек, который первым войдет в мечеть через ворота Бабу-ссалам. И им оказался Мухаммад (с.а.в.). Он снял плащ, положил на него Черный камень и велел, чтобы по одному представителю каждого рода взялись за его края. Так камень принесли к Каабе, и Мухаммад (с.а.в.) своими благословенными руками положил его на то место, где он и находится по сей день.
Есть много хадисов, касающихся появления Черного камня. Надеемся, что мусульмане найдут в них ответы на свои вопросы.
1. Всевышний Аллах низвел Черный камень на землю из Рая. От Ибн Аббаса передается, что Посланник Аллаха (с.а.в.) сказал: «Черный камень ниспослан из Рая» (Тирмизи, Насаи).
2. От Ибн Аббаса передается, что Посланник Аллаха (с.а.в.) сказал: «Черный камень был ниспослан из Рая, и он был белее молока, а черным его сделали грехи сынов Адама» (Тирмизи, Ахмад).
По этому поводу Ал-Мубаракфури сказал: «То есть грехи сыновей Адама, которые прикасались к камню, стали причиной того, что он почернел. Этот хадис следует понимать буквально, потому что ничего не указывает на его переносный смысл: ни содержание хадиса, ни здравый смысл» («Тухфа ал-Ахвази», 3/525).
Хафиз Ибн Хаджар отметил: «Некоторые еретики пытались опровергнуть этот хадис. Они сказали: «Если грехи многобожников сделали его черным, то почему поклонение единобожников не сделали его снова белым?». Я отвечаю на это словами Ибн Къутайбы: «Если бы Аллах захотел, то так бы и случилось. Но в данном случае Аллах установил правило, что черный цвет изменяет другие цвета, а сам не поддается изменению».
И, наконец, Ал-Мухибб ат-Табари говорил: «Тот факт, что он остается черным, является назиданием для разумного человека. Если грехи способны воздействовать на твердый камень, то их влияние на сердце еще сильнее» («Фатх ал-Бари», 3/463).
3. В Судный день Черный камень будет свидетельствовать в пользу тех, кто прикасался к нему с верой и надеждой на награду Аллаха.
Передается от Ибн Аббаса, что Посланник Аллаха (с.а.в.) сказал: «Клянусь Аллахом, Всевышний оживит Черный камень в День воскресения, и у него будут два глаза, которыми он станет взирать, и язык, которым он станет говорить. И он будет свидетельствовать в пользу тех, кто прикоснулся к нему с верой и надеждой на награду Аллаха» (Тирмизи, Ибн Маджа).
4. Прикосновение к Черному камню, поцелуй или указание рукой в его сторону — первое, что делает тот, кто хочет совершить таваф, будь то во время хаджа, умры или добровольный таваф.
Передается от Джабира ибн Абд-Аллаха (да будет доволен им Аллах), что когда Посланник Аллаха (с.а.в.) прибыл в Мекку, то он подошел к Черному камню и прикоснулся к нему. Затем он трижды обошел его быстрым шагом (вправо от камня) и сделал еще четыре круга обычным шагом (Муслим).
Прикосновение (истилям) к камню называется масх би-ль-йад («тереть рукой»).
5. Пророк (с.а.в.) целовал Черный камень, и его умма последовала за ним.
Передается, что Умар (да будет доволен им Аллах) подошел к Черному камню, поцеловал его и сказал: «Я знаю, что ты всего лишь камень. Ты не способен ни причинять вред, ни приносить пользу. И если бы я не видел, как целовал тебя Пророк (с.а.в.), то и я не стал бы целовать тебя!» (Бухари, Муслим).
6. Если кто-то не смог поцеловать Черный камень, то он должен прикоснуться к нему рукой или какой-нибудь вещью, а затем поцеловать руку или эту вещь.
Передается, что Нафи сказал: «Я видел, как Ибн Умар прикоснулся к Черному камню рукой, поцеловал свою руку и сказал: Я не перестаю делать это с тех пор, как увидел, что Посланник Аллаха (с.а.в.) поступает так» (Муслим).
Также передается, что Абу Туфайл (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я видел, как Посланник Аллаха (с.а.в.) во время обхода вокруг Каабы прикоснулся своим посохом к углу (куда встроен Черный камень) и поцеловал посох» (Муслим).
7. Если паломник не смог поцеловать Черный камень или прикоснуться к нему, то он должен указать на него рукой и возвеличить Аллаха словами такбира: «Аллаху Акбар» («Аллах Велик»).
Передается, что Ибн Аббас сказал: «Посланник Аллаха (с.а.в.) совершал таваф верхом на своем верблюде, и каждый раз, приближаясь к углу (с Черным камнем), он указывал на него рукой и возвеличивал Аллаха» (Бухари).
8. Проведение рукой (масх) по Черному камню является искуплением грехов.
Передается, что Ибн Умар сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха (с.а.в.) говорил: «Поистине, масх этих двух (Черного камня и Йеменского угла) искупит грехи» (Тирмизи).
Также мусульманину не дозволено обижать другого мусульманина около Черного камня, ударить его или бороться с ним. Пророк (с.а.в.) сообщил, что Черный камень будет свидетельствовать за того мусульманина, который прикоснется к нему с верой и надеждой, а не в пользу тех, кто прикасался к нему, причиняя вред рабам Аллаха.

Правительству России не понравился законопроект Дагестана о религиозных ограничениях
заседание Комитета Госдумы
08.04.2025 01:22
Дагестан лоббирует поправки в Федеральный закон о свободе совести
но законопроект не зарегистрирован
17.12.2024 10:31
Парламенты СКФО поддержали запрет издания литераторы обычными храмами
монополия у централизованных религиозных организация
20.11.2024 22:51