
Долг и своевременный долг
05.08.2017 12:05Способствовать разрешению жизненных трудностей верующих братьев, давая им в долг, признается в исламе высоконравственным поведением. Особенно те, у кого есть такая возможность, должны помогать своим верующим братьям, оказавшимся в трудном положении, и таким образом должны способствовать преодолению их проблем, воспрепятствовать дальнейшему ухудшению их ситуации. Требования нашей религии о братстве и солидарности также повелевают об этом.
Быть в долгу нелегко. По мере возможности нужно стараться избегать взятия в долг. Однако, если положение стало вынужденным, нужно соответственно ситуации выразить свою просьбу о долге.
Условия оформления долга
Долг — взятое взаймы (преимущественно деньги), заемные деньги, беспроцентная ссуда. Долг — дозволенное шариатом деяние и важный регулятор общественных взаимоотношений. Учитывая важную роль, которую играет долг в межличностных отношениях, в исламе уделено этому виду материальных взаимоотношений внимание на уровне Священного Корана. Вопросу долга посвящено несколько содержательных по объему аятов в Коране.
Согласно исламскому вероучению, шариат разрешает брать деньги в долг и приобретать товары в рассрочку с учетом определенных условий. Однако при заключении договоров о долговых обязательствах и аренде имущества обязательно должен быть указан срок окончания договора. Согласно мнению некоторых авторов, если при заключении подобных договоров сроки их окончания не оговариваются, то они являются незаконными, потому что могут повлечь опасные последствия и имеют сходство с азартными играми.
Можно давать и получать деньги в долг, урожай, скот, недвижимость и другое имущество и ценности, которые можно измерить и описать. Кард («долг») должен быть известным по весу, объему, количеству или по другим параметрам. Это необходимо для того, чтобы долг мог быть возвращен в точности. Если не будут ясно определены параметры карда, то долг не считается действительным. Нельзя брать в долг продукты или что-либо другое, перемешанное с чем-либо, точное количество примеси в котором трудно установить: например, молоко, перемешанное с водой, пшеницу, перемешанную с овсом и др.
Важнейшим принципом договора является запись условий по долговым обязательствам, не делая при этом уступок какой-либо из сторон по причине родственных отношений и т. п. Составление договоров в письменной форме в исламе считается желательным и является одним из важнейших факторов, способствующих сохранению прав обеих сторон, поскольку никто не защищен от забывчивости и ошибок и поскольку только так можно уберечься от мошенников, которые не боятся Аллаха.
Порядок заключения соглашения о долге настолько детально прописан, что этому посвящен самый длинный аят в Коране. Согласно исламу, писцом должен быть человек, который может правильно и справедливо выполнить свои обязанности и который известен своей справедливостью. Учитывается также, что если представитель какой-либо из сторон слабоумен, немощен или не способен диктовать условия самостоятельно, то продиктовать их за него должен опекун, который при заключении договора выступает в качестве ответственного лица. При заключении торговых сделок приглашаются свидетели. В качестве свидетелей должны выступать справедливые люди — двое мужчин или же один мужчина и две женщины, чтобы, как пишется в Коране, если «одна из них ошибется, то другая напомнит ей». При этом свидетель не имеет права отказываться от дачи показаний, если его приглашают предстать в качестве свидетеля, причем выступление в этом качестве относится к числу достойных деяний. Ислам обеспечивает права свидетеля и писаря, а причинение им вреда считается грехом
Деньги, взятые в долг, подлежат возврату в денежном выражении. При этом сумма долга не должна облагаться процентами или какими-либо другими видами взносов. Последнее относится к категории ростовщичества, которое запрещено в исламе. Пророк Мухаммад проклял ростовщика, того, кто берет у него в долг, писца, составляющего запись об этом, и обоих свидетелей их сделки и сказал: «Они ничем не отличаются друг от друга» (Муслим).
Отсрочка и прощение долга
Кард необходимо возвращать своевременно. Затягивание с выплатой долга считается угнетением (зульм). В хадисе сказано, что в Судный День могут быть прощены грехи человека, но не долги. За кард будет спрошено даже с шахидов, которым Аллах прощает все проступки. Поэтому пророк призывал возвращать долги. Исламское вероучение учитывает положение заемщика, которому, в случае если он находится в затруднительном положении, предоставляется отсрочка, пока его финансовое положение не улучшится. В этом случае рекомендуется простить заемщику долг или часть долга, что приравнивается к милостыне.
Практика прощения долга известна со времен пророка Мухаммада. Однажды посланник Аллаха оказался свидетелем ситуации, где займодавец публично требовал от своего заемщика вернуть ему долг. Пророк призвал займодавца простить заемщику часть долга, что тот и сделал. Существует также высказывание пророка относительно прощения долга. От Бурайды ибн аль-Хасыба аль-Аслями передается, что посланник Аллаха сказал: «Тому, кто одолжит человеку, оказавшемуся в затруднительном положении, за каждый день, который пройдет до срока уплаты, будет засчитываться милостыня (садака), если же после наступления срока возврата он даст должнику отсрочку, то за каждый прошедший день ему будет засчитываться садака, в два раза превышающая сумму долга».
Передают со слов Абдуллы ибн Амра о том, что посланник Аллаха часто обращался с мольбой с такими словами: «О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей защите от бремени долга, от притеснения (со стороны) врага и от злорадства врагов!» (Ахмад).
И. Б. Ижиев

Правительству России не понравился законопроект Дагестана о религиозных ограничениях
заседание Комитета Госдумы
08.04.2025 01:22
Дагестан лоббирует поправки в Федеральный закон о свободе совести
но законопроект не зарегистрирован
17.12.2024 10:31
Парламенты СКФО поддержали запрет издания литераторы обычными храмами
монополия у централизованных религиозных организация
20.11.2024 22:51