«Мой отец был очень верующим человеком…»

28.01.2017 17:20

Многие люди, которые не соблюдают никаких предписаний ислама, пытаются утешить себя, говоря: «мой отец был очень верующим человеком», «мой дед был очень благочестивым и почитаемым человеком». Хорошо, но могут ли эти люди, не соблюдающие лично предписаний религии, получить какую-то пользу от религиозности своих отцов и дедов? Наш Всевышний Господь в одном из своих аятов говорит, что ни один человек не понесет ответственности за грех другого человека.


Исходя из этого можно сказать, что соблюдение одним человеком предписаний ислама не снимает этой обязанности с другого человека. Значит, соблюдение предписаний ислама является персональной обязанностью каждого человека, и каждый человек несет за это персональную ответственность. Никто не сможет снять с себя эту обязанность и избавиться от нее благодаря соблюдению другим человеком этих религиозных предписаний. Так, например, посланник Аллаха очень ясно высказался по этому поводу, сказав: «Тому, кто деградировал благодаря собственным деяниям, не помогут ни его род, ни его предки». То есть если человек, не выполняя предписаний ислама, деградировал, то соблюдение его отцом или дедом требований религии никак не повлияет на его собственное развитие. Ведь соблюдение ими религиозных предписаний является их персональной обязанностью, и они соблюдали их не ради своих детей и внуков, а только ради Аллаха Всевышнего. Возможно, они хотели бы, чтобы и их дети и внуки получали сяваб, и надеялись на это. По этому поводу можно привести множество примеров. Например, то, что Нух (мир ему) был пророком, не принесло никакой пользы одному из его сыновей, который, не уверовав, погиб в потопе. То же самое касается и жены Лута (мир ему), а также Абу Ляхаба, который был дядей посланника Аллаха. Тот, кто отдал предпочтение своему нафсу перед соблюдением предписаний ислама, не получит никакой пользы от религиозности своих родственников и не обретет спасения.

Запретный плод сладок?

Не каждому человеку запретное кажется притягательным и сладким. Запретное кажется притягательным только грешникам, являющимся пленниками своего нафса. Запретное подобно нечистотам, которые завернуты в красивую обертку и имеют привлекательный вид. Тот, кто знает, что под этой оберткой скрываются нечистоты и яд, никогда не обманется их привлекательным внешним видом. Есть некоторые фрукты, которые очень красивы внешне, но при этом имеют горький вкус. А некоторые фрукты, наоборот, имеют невзрачную внешность, но обладают восхитительным вкусом. Поэтому не стоит обманываться внешним видом. Точно так же: если внешняя сторона поклонения кажется нам тяжелой, то его внутренняя часть очень сладка. Нужно смотреть на то, что содержится внутри, а не на внешнюю оболочку. Например, болезнь — бедствие, но в то же самое время и благо. Тот, кто проявляет терпение, считая это благом, окажется в выигрыше. Поэтому говорят: «Терпение — горько, но его плоды — сладки». Если человек проявит терпение в том, что постигло его вследствие извечного предопределения, то он удостоится вознаграждения. Какими бы горькими и трудными ни были эти испытания, если проявить должное терпение, они превратятся во благо. Аллах Всевышний говорит в Коране: «Быть может, вам неприятно то, что является благом для вас. И быть может, вы любите то, что является злом для вас. Аллах знает, а вы не знаете» (сура «аль-Бакара», 2/216).

По мнению некоторых алимов, если человек принял решение совершить запретное, то ему записывается только грех за принятие такого решения. Тогда как, по мнению большинства алимов, даже если человек примет решение совершить запретное, то это не будет записано ему как грех до тех пор, пока он не осуществит этого. Желание совершить запретное само по себе не является грехом. Однако это не относится к куфру, так как если человек примет решение совершить куфр, то он сразу же станет кяфиром. Если человек откажется от своего намерения совершить запретное, то ему будет записано вознаграждение. Если же он примет твердое решение совершить запретное, то ему будет записан один грех. Если же он не совершит этого, то и это будет прощено. В одном из хадисов говорится: «Любая плохая мысль, приходящая человеку на ум, прощается, если он не скажет или не сделает этого» (Бухари). Если человеку придет мысль выпить вина, и он примет решение о его покупке, а затем, вспомнив о греховности этого, откажется, то он получит большое вознаграждение. Вознаграждение за отказ от совершения запретного в два раза превосходит вознаграждение за выполнение фарза.

Удовольствия. Мирское. Мирская жизнь

Как же быть, когда окружающее так и манит окунуться в удовольствия? Правы ли те, кто утверждает, что ради вечной жизни необходимо отказаться от мирской? Однако отказ от мирской жизни не подразумевает пассивности. Наряду с отказом от запретного человек может отказаться и от того, что дозволено, довольствуясь лишь жизненно необходимыми вещами. Имеются в виду отказ от всех мирских удовольствий и посвящение себя всего целиком делу служения исламу с призывом людей к исламу и обучением тех, кто ничего не знает о религии. Целью такого образа жизни является жертвование удобствами и удовольствиями ради выполнения предписаний ислама.

Аллах Всевышний многое сделал дозволенным для людей. Удовольствие, которое человек получает от того, что дозволено, несравнимо больше, чем удовольствие от запретного. Аллах Всевышний любит тех, кто пользуется только тем, что дозволено, и не любит тех, кто пользуется тем, что запретно. Разве разумный человек оттолкнет любовь своего Создателя ради ничтожного удовольствия от запретного? Конечно же, нет! Кроме того, удовольствие, которое содержится в запретном, вне всякого сомнения можно найти и в дозволенном.

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях:
Смотрите также