Нищенство — нужда или профессия?

23.02.2019 04:00

Вас не смущает количество попрошаек на улицах, в пятничные дни у мечетей, более того, дефилирующих на перекрестках, огибая автомобили и порой очень мешающих проезду транспорта? Причем у всех этих попрошаек, просящих «ради Аллаха», имеются телефоны, а вечерами они бывают замечены в гастрономах меняющими «заработанную» мелочь на более крупные купюры. Почему так происходит? Кто эти люди? И как им удается к концу дня «заработать» определенную сумму?

Атака на разум или техника зомбирования

История Адама (мир ему) известна всем. Но задумывались ли мы о том, что произошедшее с первым человеком имеет психологическую подоплеку? Ведь если задуматься и проанализировать ситуацию, или точнее, слова иблиса, которые он сказал Адаму, то можно понять, что искуситель действовал как продвинутый знаток психики. Во-первых, он знал, что Адам не обладает критическим мышлением, а во‑вторых… впрочем, остальное для искусителя было делом «техники психоманипулирования». Даже слово васваса (вашваша), использованное в Коране для передачи действия, которое иблис совершил по отношению к Адаму, говорит о многом… Но об этом чуть ниже. Существует множество приемов, которые позволяют получить доступ к глубинам психики человека в обход его воли. Некоторые из таких приемов нацелены на полное уничтожение критического мышления индивида. Именно такое поведение лежит в основе цыганских методик манипулирования психикой жертвы. Они перегружают ее разум, доводя до блокирования основные каналы восприятия своей жертвы: пестрые яркие одежды, экзотический внешний вид блокируют зрительный канал восприятия, непрекращающаяся словесная трескотня вырубает слуховой канал, к этому добавляются прикосновения к жертве, которые перегружают тактильно-осязательный канал. В результате мозг человека не справляется со шквалом внезапно обрушившейся на него информации, и он пропускает на уровень бессознательного манипулятивные требования вроде «позолоти ручку», «себе врагом не будь» и т. д. Знакомая ситуация? А вот еще пример — вы спокойно сидите дома, и вдруг звонок: открываете, а там какая-то невнятного вида женщина-попрошайка. Сперва просит воды, потом пытается войти в квартиру… стоит дать слабину, и далее вполне может последовать фраза о наведенной на хозяина (хозяйку) порче или откровенное запугивание, что-то вроде: «Под машшшинуможжешшшьпопассссть!». А ведь люди подсознательно боятся шипящих звуков, равно как и змей, которые эти звуки издают… Не из опыта ли Адама такой страх? Не на это ли намекает глагол «вашваша», которым обозначается искушение дьявола?

Рана для общества

Какие бы причины ни лежали в основе нищенствования, необходимо признать, что это является болезненной раной для общества. Как мы видим, в большинстве своем нищими являются старики, калеки или больные, которые не способны найти работу. Но есть также и те, кто превратил нищенство в профессию.

Анас ибн Малик (р. а.) рассказывает: «Однажды к посланнику Аллаха пришел один из ансаров и попросил кое-что. Посланник Аллаха спросил у него: «Есть ли у тебя что-нибудь дома?». Человек ответил: «Да, посланник Аллаха. У нас есть кусок шерстяной ткани, одну часть мы стелим под себя, а другой частью накрываемся. Еще есть сосуд, из которого мы пьем воду». Посланник Аллаха сказал: «Тогда сходи и принеси мне эту ткань и сосуд». Этот человек отправился домой и принес эти вещи. Посланник Аллаха взял эти вещи в руки и сказал присутствующим: «Есть ли тот, кто купит у меня две эти вещи?». Один из присутствующих сказал: «Я дам за это один дирхем». Затем посланник Аллаха сказал: «Есть тот, кто даст больше?», повторив это два или три раза. Тогда один человек сказал: «Я дам за это два дирхема». Посланник Аллаха передал деньги тому человеку, сказав: «На один дирхем купи еды своей семье, а на второй купи топор и принеси его мне». Человек пошел, купил топор и вернулся к посланнику Аллаха. Посланник Аллаха сказал: «Возьми этот топор, наруби дров и продай их. И не появляйся в течение пятнадцати дней». Человек нарубив дров, продал их. Когда он снова пришел к посланнику Аллаха, у него уже было пятнадцать дирхемов. На часть из них он купил одежду, а другую часть потратил на еду. Посланник Аллаха сказал ему: «Это твое состояние лучше, чем предстать в Судный день с черным пятном нищенствования».

Данный хадис показывает отношение посланника Аллаха к нищенству и способы решения этой проблемы.

Просить подаяния могут три группы людей: 1) Нищие, не имеющие абсолютно ничего; 2) Человек, имеющий большие долги; 3) Тот, на кого возложена обязанность выплаты возмещения за убийство. Из вышеприведенного хадиса можно сделать вывод, что если человек не способен работать, является инвалидом или тяжело больным, и никто, в том числе и государство, не могут помочь ему, то он может обращаться за подаянием к другим для удовлетворения своих потребностей. К этому можно добавить и тех, у кого есть долги. Что же касается тех, кто сделал нищенство своей профессией, имея возможность работать, то в отношении таких людей посланник Аллаха сказал: «Тот, кто просит у людей ради увеличения своего благосостояния, просит часть огня» (Муслим).

А если просящий милостыню не мусульманин?

Критерием для подаяния милостыни является нужда. Но также важно, чтобы этот человек не был из числа противников ислама и мусульман, а также чтобы он не совершил на эти деньги греховное деяние. Разрешается проявлять щедрость к немусульманам, кормить их, имея намерение сблизить их с исламом или показать красоту религии (т. е. с хорошим ниятом), при условии, что они не совершают запретного и не враждуют с исламом и мусульманами.

Ислам запрещает просить у других милостыню, закят и другое подаяние, если человек в этом не нуждается, а также если он способен сам заработать необходимое. Наша религия призывает нас оберегать свою честь и достоинство, беречь себя от подобных унижений.
 

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях: