Картошка на персике не растет

24.08.2019 18:48
фото РИА Дербент , ТАСС

Как известно, дураки учатся на своих ошибках, а умные на чужих, поэтому Дагестану стоит внимательнее присмотреться к истории с выборами в Московскую городскую думу.

 

Короткий вариант

 

Про силу.

Сразу отделяя силовую составляющая отмечу, что пути российской политики неисповедимы, но история ее известна. До революции МВД утверждало итоги выборов в земства. И была история в апреле 1904 года, когда министр внутренних дел России не утвердил Дмитрия Шипова на посту главы Московской губернской земской управы. Поэтому открытое силовое давление на местные дела империи это не новость. 

 

Если в двух столицах затопчут местную политику полицейскими берцами и раскатают автозаками по судам, то в стране будет как в Дагестане.  И тут нам останется занять позу высокогорных мудрецов? заявив «а зачем вообще было дёргаться?». 

 

Картошка на персике

Дагестан стал важной южной стратегической военной опорой отвечающей не просто за узкую транспортную связь с традиционным, ещё дореволюционным союзником Ираном, но и стартовой площадкой для всякого летающего оружия, которое достаёт не только до Сирии, но и до Афганистана. 

 

Но форпост это ещё и мишень, а рвётся там, где тонко и для поиска слабых мест надо быть мнительным самокритичным параноиком. В первую очередь речь в системе управления регионом. 

 

Вынужденная зачистка верхушки управления привела к разрыву вертикали, но назначенные «варяги» и местные «аборигены» разные по культурным кодам.  А как известно, на персике картошка не растет.

 

 

За примерами далеко ходить не надо. Пока новые топ-менеджеры заседали по всяким приоритетным и не очень программам распределения федеральных средств, дагестанцы защищали память героя войны 200-летней давности – имама Шамиля. И сразу стало понятно, что чужих определяли по принципу, написал хоть что-то про имама Шамиля или нет. Естественно, чиновники, пытались писать, чтобы не потерять остатки уважения электората. А что написали Владимир Иванов и Артём Здунов?

 

В обществе с сильным символизмом в политике, разница  пришлых топ-менеджеров с местными превращается в культурный разрыв. 

 

Для дополнительной жути можно обратить внимание, что разрыв вертикали привёл к экономическим потерям. Варяги и местные не могут договориться по освоению федеральных средств. А затягивание реализации контрактов это потери не только для местных групп, но и федеральных.

 

Разрыв связи верхов и низов по вертикали ухудшил и без того одну из самых худших систем управления в стране: 

в Дагестане нет выборов главы республики, 

нет одномандатных депутатов от округов 

и по сути нет местного самоуправления.

 

Формула бунта

В этих условиях особо остро встаёт вопрос о порядке формирования власти на местном и республиканском уровне. А порядки по вертикали спускают сверху. И тут важно понять, что происходит в Москве. 

 

В столице проживают 12,6 млн человек, из них избирателей – 7,3 млн., а в парламенте Москвы только 45 мест!  То есть цена депутата примерно 7,3 млн избирателей : 45 = 162 222 голосов/мандат. Если сопоставить с бюджетом города (2 трлн  руб) и применить 7% ставки ЦБ, то цена  депутатского кресла = 3 111 111 111 руб/депутат. 

 

Для сравнения в Дагестане в 4 раза меньше жителей (3 млн) и  а избирателей (1,6 млн), но депутатов больше в 2 раза (90). Поэтому мандат дагестанского депутата Народного собрания и дешевле московского  в четыре раза - 35 555 голосов/мандат. А по деньгам дагестанский мандат Народного Собрания дешевле московского в 33 раза -  93 333 333 руб /мандат.

 

МОСКВА

ДАГЕСТАН

НАСЕЛЕНИЕ

12,6 млн

3 млн

ИЗБИРАТЕЛЕЙ

7,3 млн

1,6 млн

БЮДЖЕТ

2 трлн руб

100 млрд руб

ДЕПУТАТОВ

45

90

ЯВКА ИЗБИРАТЕЛЕЙ

30%

70%

ЦЕНА ДЕП. МЕСТА /ИЗБИРАТЕЛЕЙ

162 222 голос./мандат

35 555 голосов/мандат

ЦЕНА ДЕП. МЕСТА /РУБ

3 111 111 111 руб/депутат

93 333 333

руб /мандат

 

Есть один парадокс в подобной логике расчётов. Если взять явку на выборах в Москве, примерно 30 %, то в итоге мандат депутата Мосгордумы весит примерно 48 666 голосов. Но в Дагестане пишут явку 70%, поэтому депутатский мандат в Народном собрании будет весить 24 888 голосов. 

 

Однако, надо делать важную поправку на ветер. В Московской городской думе все депутаты формально беспартийные, то есть не входят в партийные фракции и не подчиняются начальству. А в дагестанском парламенте заседают партии, в которых депутат является зависимым от руководства партиии может потерять мандат. 

 

Поэтому при расчёте веса депутатского места в Народном собрании в сравнении с бюджетом, следует применять коэффициент минимум 30%. Соответственно, цена места дагестанском парламенте, как института,  будет примерно 27 999 999 рублей. Естественно, что коррупционная цена в московском и дагестанском парламенте ниже. 

 

Все эти гипотетические расчёты нужны только для того, чтобы понять, сколько стоит революция. Тут учитывается все также, как в формуле стоимости преступления Гэри Беккера: 

расходы, 

размер выигрыша 

и риск наказания. 

 

Понятно, что если население поддерживает снос правил, то стоимость революции повышается, а риск наказания снижается. 

 

Если в Москве на митинг выходят примерно 50 тыс человек, то это вроде, как минимум равно весу одного места в Мосгордуме. Но это с учётом давления угроз и давления силового разгона и юридической ответственности. А если бы этих препятствий не было, то сколько бы вышло?

 

Сейчас власти, следуя Гэри Беккеру увеличивают цену проигрыша и давят на организаторов и участников арестами и исками на миллионы рублей. 

 

Но проблема в том, что при расчёте вероятности революции следует учитывать самооценкучеловеческого капитала, в основе которой лежит оценка перспективы гражданина, в тех правилах игры, которые установила власть.  

 

Если стоимость человеческого капитал становится ниже планки цены революции, то начинается гражданский бунт. От безысходности, если говорить простым языком.

 

Перенося московский пример на Дагестан можно предположить:

если стоимость человеческого капитала в системе власти под руководством «варягов» станет низким, а цена возмущения высокой, при уменьшении риска наказания, то в Дагестане будет бунт.

 

Речь идёт не о беспорядках, изображённых на картинках с учебника истории, а о всевозможных формах, в плоть до сговора местных элит против приезжих и саботажа работы и т.п. 

 

Идеологии гражданских протестов тоже бывают разные. Судя по недавним реакциям дагестанцев на споры о земле и исторических фактах, одной из идей возможных гражданских акций неповиновений могут стать оскорбления чувств национальной исторической памяти и т.п..

 

Другой избиратель

Важно отметить, что укрепление Дагестана военными и варягами в  управлении изменяет структуру избирателей.

 

Например, в том же Каспийске строят военный городок из 12 многоэтажных домов с 1700 квартирами. Соответственно, это примерно 3400 новых избирателей из других регионов страны. 

 

Интересно отметить, что политические институты уже работают на будущих жителей Дагестана. В результате недавно приведённого конкурса Минэкономики по местным инициативам, второе место заняла заявка из Каспийска на 4 млн. рублей для строительства канализации для нужд военного городка № 71, ГО «г.Каспийск».

 

Безусловно Дагестан укрепляется не количественно и качественно, именно благодаря богатству культур, в том числе политических. 

 

Но мы помним, как культурное, национальное многообразие и даже гендерный факто приводил к такой нарезке избирательных округов, чтобы в парламенте республики или на местном уровне соблюдался библейский принцип набора в Ноев ковчег. 

 

Поэтому избирательные округа могут быть нарезаны так, что в парламенте республики и на местном уровне могут быть оказаться депутаты избранные из числа новых жителей республики. 

 

Новые технологии 

При чем тут округа, если депутаты г.Каспийска, г.Махачкалы и парламента Дагестана избираются по партийным спискам? 

 

Дело в том, что в Кремле понимают угрозы проигрыша партий и начинают сливать формулу партийного присутствия.  

 

Например в феврале 2019 года было объявлено что 10 % регионов страны передут на сниженный лимит партий в региональных парламентах до 25%. Это связано с проигрышем «Единой России» в ряде регионов. Соответственно, снижение партийного лимита с одной стороны не позволяет победившей партии захватить контроль над парламентом субъекта, а с другой стороны под видом одномандатников партия власти продолжает наполнять местный парламент своими людьми. 

 

Московский бунт показывает, что уже не достаточно формально- беспартийная система, т.к. население недовольно протаскиванием в Мосгордуму сторонников партии власти и блокированием оппозиции на стадии регистрации. 

 

Недавно появился проект избирательного кодекса, разработанный экспертами Российского фонда свободных выборов, учредителем которого является ЦИК РФ, юридическая академия им.Кутафина и Институт социально-политических исследований РАН. 

 

Среди новел проекта кодекса есть такие:

- отменяется обязательная смешанная система на выборах в региональные парламенты;

- там, где списки сохранятся, по ним должны избираться не более 25% депутатов;

- кандидатам в депутаты Госдумы запретят выдвигаться одновременно по партспискам и по одномандатным округам;

- если избранный по списку кандидат откажется от мандата, то он исключается из списка, а его мандат передаётся другой партии, получившей наименьшее количество мест. 

 

Если такие идеи примут на законодательном уровне, то в Народном собрании уменьшится партийное присутствие до 25% , а для формирования остальной части придётся нарезать избирательные округа. 

 

Следовательно это переход к совсем другой системе и идеологии политического управления:

- депутаты от населения

- избирательные компании

- избирательные лозунги и идеологии 

 

Однако, появляются и другие новшества.

Уже сейчас на выборах в Московскую городскую думу тестируется электронное голосование. Для эксперимента приняли специальный федеральный закон.

 

Основная идея  в повышении явки избирателей, путём предоставления возможности удалённого голосования с помощью системы госуслуг.

 

Как говорили римляне, нравы меняются, но редко к лучшему. И можно добавить, что технологии не меняют нравы, а усугубляют. 

 

Если раньше явку избирателей Дагестане накручивали с помощью наложения на учителей обязанности проводить сбросы бюллетеней или приводить родителей учеников в школу, то сейчас станет все проще: достаточно обязать родителей прислать фото экрана своего голосования. 

 

Выводы

Недавние всплески общественной  активности в Дагестане  и планируемые реформы избирательной системы с учётом опыта выборов в Мосгордуму заставляют пересмотреть политическую систему Дагестана на предмет наличия возможных брешей и риска системных сбоев. 

 

Поэтому уже сейчас должен быть прояснён план дальней шей модели политической системы Дагестана и роли внешних специалистов управления. 

 

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях:
Смотрите также