ЭКОНОМИКА ДАГЕСТАНА И ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР

13.12.2019 15:25

 

Недавно прошел круглый стол (семинар) по теме «Экономика Дагестана: состояние и перспективы». Организаторами выступили: Общественный оргкомитет по созыву съезда народов Дагестана, Объединение профсоюзов РД и Общественный совет «Единство и развитие Дагестана».

Вот я держу в руках объемный текст — Резолюцию и рекомендации, принятые там. Проект был подготовлен экспертной группой в составе Фадика Мугулова (докладчик), Маира Пашаева и А-халика Акилова (содокладчики), Деньги Халидова и Джапарбека Шамхалова (члены рабочей группы). Тяжелым научным языком, доступным только для экспертов и экономистов, в ней изложены необходимые для Дагестана меры. Поэтому мы решили устроить мини-круглый стол по этой теме и задать ряд вопросов организаторам мероприятия Д. Халидову (координатору оргкомитета по созыву СНД и руководителю рабочей группы Общественной палаты РД) и Ф. Мугулову (исп. директору Дагестанского союза предпринимателей).

Деньга Шахрудинович, почему именно сейчас вы решили обратить внимание на эти проблемы?

Д. Халидов. Есть ряд причин для этого. Кстати, это не первое, а уже третье по счету, с июля 2018 г., мероприятие и соответствующая Резолюция и Обращение к президенту страны. Первая причина: несмотря на определенные позитивные сдвиги за последние годы, в целом ситуация в экономике республики ухудшается. Об этом доходчиво и убедительно пишут и говорят наши коллеги-эксперты, имена которых я перечислил выше. Дополняли их ученые из ИСЭИ ДНЦ РАН и ДГУНХ, другие эксперты. Представление, насколько ситуация ухудшилась за последние 10–20 лет, включая и период 2018–2019 гг., можно получить из приведенных в Резолюции данных. Они показывают, что у федерального центра (ФЦ) нет системно проработанной стратегии экономического развития РД. В ФЦ очень осторожно подходят к стратегическим вопросам по развитию Дагестана (и это мягко сказано); очевидны ложные предубеждения, вопреки выдающимся результатам развития экономики Дагестана за 1950-е – начало 1980-х гг.

А в чем ложные стереотипы и выдающиеся результаты в Дагестане?

Д. Халидов. В правительстве и администрации президента РФ (далее — ФЦ) почему то руководствуются представлением о дагестанской политэкономической элите, как не способных к реализации масштабных проектов; как меркантильных «товарищах», которые за что не возьмись, непременно его испоганят.

Я понимаю, что за последние десятилетия было много оснований для таких выводов. Но, извините, а разве эта картина с коррупцией и злоупотреблениями наблюдалась только у нас?! По всей стране все это имело место, начиная с Москвы и Московской области, даже в еще более «крутых» масштабах. В СМИ полно материалов на эту тему. Не хочу здесь приводить знаменитое народное изречение о «рыбе…и ее хвосте». Когда есть ясные и честные «правила игры», а их задает ФЦ, то все понятно и можно требовать результатов. Такие ясные «правила игры» были в ходу в 1950-е – начало 1980-х гг. Именно поэтому дагестанское руководство добилось впечатляющих результатов развития экономики. За 30 лет было построено и введено в строй около 80 предприятий (!!?). А республика превратилась в одну из самых успешных национальных автономий РСФСР, в бездотационный регион с индустриально-аграрным «статусом». Кто этого добился? Коренные дагестанцы, которые составляли боле 95% руководства, и никакие тебе «назначенцы» из ФЦ.

Я в свое время (в 1986 г.) проводил социсследование производственно-технической интеллигенции Дагестана, побывал на десятке промпредприятий по машиностроению и приборостроению (а это сложное производство). Так вот, там около 65%–70% инженеров (конструкторы, технологи) и высококвалифицированной рабочей силы составляли этнические дагестанцы.

Вернемся к нашему первому вопросу. А какие еще причины послужили для вас основанием для семинара и таких тревожных выводов?

Ф. Мугулов. То, что в Программе правительства по социально-экономическому развитию РД до 2024 г. заложены абсолютно недостаточные для республики показатели. Они на уровне инфляции и в принципиальном плане ничего не решают. Так получилось, потому что правительство не привлекло независимых экспертов.

Далее, краткосрочный эффект от принятых оперативных мер конца 2017 г. и начала 2018 г. постепенно сошел на нет. Причина в том, что нет адекватной (сложившейся в экономике) системы и механизмов управления. Негативные тенденции хоть и замедлились по некоторым признакам, но не приостановлены и не повернуты вспять (об этом у нас подробно написано в Резолюции).

Республиканский бюджет ориентирован преимущественно на выполнение социальных обязательств и не оставляет шансов на развитие экономики. Собственно, нет бюджета развития. То есть, не предусмотрены прямые государственные инвестиции в экономику. Весь расчет — на частный бизнес.

Еще одна проблема в этой сфере возникла уже в новейшее время. Система управления и хозяйствующие субъекты РД оказались неспособны освоить растущие бюджетные доходы. Профицит консолидированного бюджета в 2018 году составил 12,3 млрд руб.; за 9 месяцев текущего года расходы консолидированного бюджета республики составили около 55% от запланированных годовых бюджетных расходов (против 66% в соответствующем периоде 2018 г.), а превышение доходов бюджета над расходами за 9 месяцев текущего года составило 9,6 млрд рублей. То есть, реальна опасность неосвоения около 18 млрд руб. и их возврата в федеральный бюджет все еще сохраняется, как это случилось в прошлом году.

Д. Халидов. Так получается, когда политика системно не проработана. С одной стороны, требования по увеличению налоговых и вненалоговых сборов (тут не всегда соблюдается дифференцированный и объективно оправданный подход), при том, что нет господдержки для предпринимателей — реальных производителей продукции. С другой стороны, усиление борьбы с коррупцией и бесконечные проверки контрольно-надзорных органов (они действуют согласно ведомственным актам и формально не придерешься). Добавьте сюда факты, когда средства по федеральным программам и проектам поступают к концу первого полугодия и на их освоение (через тендеры, конкурсы и пр.) остается мало времени. Поэтому многие чиновники без конца страхуются (а вдруг «постучатся в дверь» незваные гости, если не сейчас, так через год-два-три и пр.), а дагестанские хозяйствующие субъекты семь раз подумают, прежде чем связаться с госзаказами. В итоге, получается по Черномырдину — «хотели как лучше, а получилось как всегда»; то есть федеральные средства приходится возвращать обратно в ФЦ.

Мне знакомые московские эксперты говорили, что уже «работает» и схема «техничной утилизации» возвращенных в федеральный бюджет неосвоенных (по разным причинам) регионом средств. Стоило бы проверить эту версию, а то тенденция для Дагестана становится опасной.  

Ф. Мугулов. Тут надо добавить и такой фактор, как обострение взаимоотношений республиканских властей и территориальных подразделений федеральных контрольных органов. Во-первых, из-за противоречивой законодательно-нормативной базы, в том числе в финансово-экономической сфере. Во-вторых, из-за межбюджетных взаимоотношений ФЦ — субъекты РФ, отягощенных еще большими противоречиями и мелочной опекой субъектов РФ, если они к тому же, как Дагестан, являются высокодотационными. В-третьих, из-за особого внимания ФЦ и контролирующих и правоохранительных органов к бюджетным процессам в РД.

Какие же выводы можно сделать из всего сказанного вами?

Ф. Мугулов. Отрицательный баланс доходов и расходов РД сохраняется вот уже 30 лет: сегодняшняя бедность, таким образом, была предопределена. Это запланированная бедность в силу деформированной структуры экономики, низкого объема и структуры доходов и т.д. Дагестан, таким образом, попал в так называемую «ловушку бедности». К сожалению, у властей Дагестана и РФ за столько лет не нашлось времени и средств ни на системные и структурные реформы, ни на стратегическое планирование, ни на антикризисную программу.

Поэтому налицо все признаки полномасштабного регионального кризиса: социально-экономического и социально-политического, связанного с нарастающим недовольством населения политикой ФЦ и руководства РД, а также с выраженными противоречиями между ожиданиями населения республики (от приезда президента РФ и федеральных министров в Дагестан) и реальными результатами от этих визитов.

В решениях республиканских властей пока не просматриваются меры для решения поставленной В. Путиным задачи по развитию РД и выводу ее на среднероссийские показатели уровня социально-экономического развития. А это обрекает Дагестан на воспроизводство бедности, отсталой экономической и социальной структуры и, как следствие, хронической нестабильности и недоверию к властям.

По инерции Дагестану предрекают преимущественно аграрно-туристическую специализацию (причем в наиболее архаичных формах), что приведет к консервации общего отставания и дальнейшей деградации отраслей промышленности, строительства, торговли, транспорта, образования, росту безработицы и т.д.

— Недавно глава РД В.Васильев отчитывался перед президентом страны, докладывал об успехах. Как-то это не вяжется с вашими выкладками. Вы как это оцениваете, Деньга Шахрудинович?

Д. Халидов. Понимаете, можно так преподнести информацию, докладывая об отдельных достижениях и частных фактах, «забывая» при этом о картине в целом. Мы говорим о «картине» в целом. Причем эта картина в целом складывалась десятилетиями, и тут нынешнее руководство РД виновато лишь в ограниченных масштабах, поскольку в целом (системно) мало что меняется. Мы говорим об отсутствии системы и стратегии, и если даже она есть, нам о ней не говорят. Как будто что-то важное от нас хотят скрыть. К примеру, очень важным элементом этой стратегии, очевидно, является государственная кадастровая оценка (ГКО). Последствия ГКО скоро, на «своей шкуре», почувствуют сотни тысяч семей дагестанцев. Когда начнут приходить «письма счастья» от налоговиков.

По всем признакам нынешнее руководство РД выполняет некую программу, заданную влиятельными финансово-промышленными группами, у которых свои виды на равнинный Дагестан, рассматриваемый как важный коммуникационный и логистический «коридор» «Север–Юг» и «Восток–Запад». Насколько это связано с тем, как у нас была организована ГКО, это уже из области конспирологии, очень, кстати, полезной научной дисциплины, выявляющей тайные замыслы заказчиков. Мы не против использования территории РД (равнинной части) как такого комплексного «коридора», но скажите: какая выгода для Дагестана от этого? Мы ведь не противники самим себе.

Другой вопрос: как системно проработать управление в РД, чтобы и правительство, и территориальные управления федеральных структур (в особенности, контрольно-надзорные) работали в унисон на одну главную стратегическую задачу — преодоление регионального кризиса (в полном согласии с установками президента В. Путина)? А пока в руководстве РД избегают даже говорить о полномасштабном кризисе. К примеру, нет понимания того, что тут совершенно недостаточно уповать на частные инвестиции и не обойтись без масштабных госинвестиций, в рамках проектного финансирования (в 2018 г. в федеральном бюджете на это было выделено по всей стране около 1 трлн руб.). Я изучал Устав ОАО «Корпорация развития Дагестана» (дело, кстати, хорошее, но пока буксует) и требования, которые предъявляются к частным инвесторам. Так там частному инвестору надо предъявить около 50 документов (?!), чтобы его проект рассмотрели. Это явно избыточно, я обращаю внимание председателя Совета директоров Корпорации, первого вице-премьера Гаджимагомеда Гусейнова на это обстоятельство. Он человек неравнодушный и заряжен на позитив, думаю, обратит внимание.

Я так понимаю, это констатирующая часть вашего круглого стола. Вы серьезно подошли к анализу ситуации. Но каждый анализ на выходе должен завершиться синтезом. Что вы предлагаете, вернее: какие рекомендации были выработаны на круглом столе?

Ф. Мугулов. В первую очередь, надо разработать и принять антикризисную программу и запустить стандартные антикризисные процедуры по изменению ситуации с доходами населения и в отраслях промышленности, строительства, торговли и АПК. Поскольку материальной основой нынешнего кризиса в основном является резкое сокращение инвестиций с одновременным заметным сокращением денежных доходов населения (сокращение инвестиционного и потребительского спроса), необходимо восстановить в краткосрочной перспективе докризисные уровни соответствующих показателей. Кроме того, также в максимальной степени надо ослабить налоговый и коррупционный пресс на хозяйствующих субъектов и на доходы домашних хозяйств.

С учетом роста цен на инвестиционные ресурсы в ближайшие два года инвестиции в основной капитал в РД должны выйти на уровень 250–260 млрдруб. (именно здесь роль государства высока, никакие частники здесь не помогут, разве что арабские шейхи) и доля машин и оборудования в них должна увеличиться как минимум до 35%, а ежегодный прирост денежных доходов населения за это время должен составить не менее 10%.

Далее, надо пересмотреть Программу Правительства РД до 2024 г., принятую без публичного обсуждения. Она не удовлетворяет требованиям фактического положения дел и нашим потенциальным возможностям. Программа правительства «2024» не соответствует также национальным проектам страны по направлениям стратегического развития, определенным Указом Президента РФ от 7.05.2018 г №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 г.».

Какие же меры (в Программе правительства РД) должны быть заложены?

Ф. Мугулов. Перечислю их по порядку.

1. Формирование госполитики развития РД и механизмов ее реализации, наполнение реальным содержанием бюджета развития и обеспечение целевых государственных инвестиций до выхода РД на самовоспроизводящийся режим развития (в том числе при реализации национальных целей и проектов РФ, согласно Указу Президента РФ от 7.05.2018 г №204); развитие системы государственно-частного партнерства, привлечение к развитию РД ресурсов госмонополий и госкорпораций.

2. Обеспечение 6–7% среднегодового роста валового регионального продукта (ВРП) и соответствующего роста производства продукции и услуг в базовых отраслях.

3. Доведение до 330–350 млрд руб. объема ежегодных инвестиций в основной капитал.

4. Увеличение до 220–250 млрд руб. доходов годового бюджета РД.

5. Ежегодный рост занятости в 3–5% и реальных доходов населения в 5–6%.

Для того чтобы выйти на эти показатели, без чего мы обречены влачить жалкое существование, надо добиваться принятия специальной «программы Президента РФ В.В. Путина по социально - экономическому развитию РД на период до 2024». А в этой Программе должна быть заложена реальная поддержка РД государственными инвестициями с ФЦ и создание качественно новой и современной системы управления экономикой РД.

Разумеется, все это предполагает глубокую реформу системы власти, в том числе представительной, исполнительной, судебной и правоохранительной, в полном соответствии с Конституциями РФ и РД. Ну, об этом, наверное, лучше скажет мой коллега.

Что имеется в виду под «глубокой реформой»? Не революция, случайно? Наших людей это несколько напрягает. Деньга Шахрудинович, внесите ясность.

Д. Халидов. Сначала о больном вопросе: о государственных инвестициях. Если в правительстве и Центробанке РФ не рассматривают Дагестан как важный объект госинвестиций (они все еще действуют по рецептам Международного валютного фонда и эти рецепты не годятся для страны в целом, а не только для Дагестана), то не мешайте, хотя бы, инвестициям из богатых арабских стран Персидского залива. А они готовы вложить в Дагестан суммы, исчисляемые миллиардами долларов США. Есть и дагестанские, средней руки, предприниматели, которым обидно за республику. Они на свой страх и риск готовы привлечь сюда большой капитал шейхов, и президент страны В.Путин поддерживает это. Но на республиканском уровне дело стопорится. То ли в Москве мешают, то ли Казань и Грозный, не знаю. Вопрос серьезный и требует дальнейшего изучения.

А что касается «глубокой реформы», тут вопрос вот в чем. Дагестан — маленькая страна с глубокими демократическими традициями. Наши народы и союзы джамаатов не раз демонстрировали способность к самоорганизации. В особенности, на уровне местного самоуправления, в делах благотворительных или политических, когда нам угрожает опасность.

Поскольку ситуация в республике не ахти какая, а с другой стороны приближается круглая дата (100-летний юбилей со дня Первого чрезвычайного съезда народов Дагестана, который состоялся 13 ноября 1920 г. в Темир-Хан-Шуре, нынешнем Буйнакске), то сам бог велел запустить механизм самоорганизации народов и джамаатов Дагестана. Именно на этом съезде было провозглашено создание ДССР с последующим вхождением в состав РСФСР. То есть мы (общественный оргкомитет) выдвинули идею юбилейного Съезда народов Дагестана (далее — СНД), чтобы обсудить все вышеуказанные и другие насущные проблемы и задачи. Идею поддержали более двадцати (а может и больше) серьезных общественных организаций. Соответствующие обращения на имя главы РД В. А. Васильева направили как наш общественный Оргкомитет (координаторами которого являются председатель комиссии общественного контроля Общественной палаты РД Наби Ахадов и я), так и Объединение профсоюзов РД (А. А.Магомедов), Координационный совет НКО РД (он принял это решение после жарких дебатов). На подходе еще другие организации.

Мы считаем, что такой серьезный проект как СНД не должен походить на полуподпольную сходку (это принципиально важно, без сотрудничества с властями мало что получится); что СНД должен быть вполне легитимным и к нему надо серьезно готовиться, а сами такие съезды должны проводиться раз в четыре года. А это невозможно без участия органов власти. Именно поэтому мы и обратились к ним и начали работу на своем (научно-аналитическом и гражданском) «фронте».

А то, что мы делаем (проведение разных круглых столов, семинаров и конференций; до июля мы запланировали более 15 таких мероприятий), направлено на то, чтобы серьезно, на научной основе, подготовить проекты решений СНД. И не только по социально-экономическим вопросам и вопросам ГКО земельных ресурсов и недвижимости в РД, но и по назревшим реформам в политической системе. Никто не отменял конституционные нормы и принципы народовластия и демократии, и следующее наше мероприятие будет посвящено опыту конституционного строительства в Дагестане с 1921 г.

Пока из «Белого дома» нет ответа на наши обращения по совместной организации и проведению СНД, хотя достаточно много депутатов парламента Дагестана и чиновники разных уровней поддерживают такую постановку проблем и задач. В рамках подготовки СНД, мы наметили на май–июнь проведение Форума общественных организаций, представителей джамаатов и дагестанских общин (из других регионов РФ). И этот Форум и СНД мы рассматриваем как «инструменты» содействия принятию тех решений по РД (на государственном уровне), которые мы перечислили выше и которые будут «обкатаны» на аналогичных мероприятиях по другим направлениям до июня 2020 г. Иначе все останется на уровне «ля-ля-тополя»: поговорили и разошлись по домам.

 

 

 

 

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях:
Смотрите также

Политолог о внешних и внутренних факторах кризиса в республике

ЧТО ОСТАЛОСЬ ЗА КАДРОМ И ЧТО ВАЖНО (По следам «круглого ...

30.09.2022 18:32

Проблемы национально-культурной идентичности в Дагестане

(По следам круглого стола на тему «Преподавание предметов этнокультурной направленности ...

13.06.2022 09:57

АФГАНСКИЙ «КАПКАН», ИЛИ ПОЧЕМУ СНОВА ПОБЕДИЛИ ТАЛИБЫ? (запрещенная в России террористическая организация)

Продолжение

02.09.2021 16:38