Битва за нормальные дома

17.02.2018 12:02

Осенью 2017 года власти Дагестана поторопились отчитаться о выполнении программы переселения граждан из аварийного и ветхого жилья, однако желаемое не стало действительным. Сроки переносились трижды, но даже сегодня существуют недостроенные дома, не говоря уже о тысячах непереселенных семей. Адвокат Загидат Сурхаева рассказала «Новому делу», почему программа забуксовала.

В список аварийных по республике попали 253 дома. Проблемными городами стали Махачкала и Дербент. Но если в Махачкале дома, возводимые по программе, были завершены в срок, то в Дербенте они до сих пор строятся. Жильцов 26-ти домов сначала планировалось расселить в одну многоэтажку, но после волны массовых недовольств правительство республики уступило и, несмотря на начатое строительство, позволило переселенцам строить 14 домов на месте прежних, заключив контракт с местными застройщиками. Из 14 домов на стадии завершения те, что по адресам: Ленина, 38, Коммунаров, 38, и Махачкалинская, 33. Не завершены дома на Ленина, 4 и 6, Буйнакского, 68.

В Махачкале только 650 семей из 1512 расселены из 99 домов, признанных аварийными. Еще 862 семьи оспаривают решение межведомственной комиссии в судах. Если в Дербенте программу перестраивали бунтом, то в Махачкале этот номер не прошел. Переселенцам пришлось отстаивать свои права в суде.

— На сегодня нам удалось снять аварийность с 13 домов, — рассказывает адвокат Сурхаева. — Это дома на Пугина, 6, 7, 10, Манташева, 40, Азиза Алиева, 42, 44, 36, 5, проезд 6, Заманова, 4, Аметхана Султана, 1, Буйнакского, 49, 50 и 51. В процессе рассмотрения — дома на Заманова, 36, 24, 19, и Герцена, 15. Я не отбиваю иск администрации города о принудительном выселении, а подаю свой о признании недействительными акта и заключения межведомственной комиссии, согласно которым многоквартирный жилой дом признан аварийным.

300 домов по Махачкале были признаны аварийными 14 декабря 2011 года. После того как списки ушли в правительство, по моей информации, было обращение в прокуратуру, в котором выражалось сомнение, что все 300 домов являются аварийными. Половину вычеркнули.

Изначально был нарушен порядок включения домов в программу. Никто в эти дома не приходил и не осматривал их. Это стало ясно уже при изучении актов. Во-первых, все они приняты в один день — 14 декабря 2011 года, во-вторых, подписаны одними и теми же людьми, в-третьих, допущены фактические ошибки: неверно указаны этажность, количество квартир и подъездов, фото не соответствует фактическому месту.

В статье 15 Жилищного кодекса РФ сказано, что порядок признания дома аварийным утверждается правительством Российской Федерации. В соответствии с этой нормой было издано Постановление Правительства РФ №47, согласно которому утверждено положение о признании помещения непригодным для проживания и дома аварийным. При создании межведомственной комиссии ни один из пунктов не соблюден. По закону порядок следующий: собственник квартиры либо наниматель, считающий, что жилье непригодно для проживания, обращается с заявлением в администрацию города или в Жилинспекцию. На основании заявления создается межведомственная комиссия и проводится проверка квартиры и дома. К заявлению должны прилагаться правоустанавливающие документы. А по факту ни один дом не был включен по заявлению. И до создания межведомственной комиссии в доме проводится экспертиза по обращению жильцов. Ветхость и аварийность определяет специалист. По нашим данным, никакой специалист не обследовал эти дома до составления акта. Это выяснилось в 2014 году, когда мы стали подавать в суд (первыми были дома на Пугина). Тогда начальник УЖКХ Махачкалы Гасанов обратился в экспертное учреждение, которое располагалось на Пушкина. Более 100 домов были признаны аварийными таким же образом, как составлялись предыдущие акты, — не выходя из кабинета. Позже суд установил, что экспертные заключения не соответствовали действительности. Получается должностной подлог.

В вынесенных актах указано, что якобы обследование проводилось в присутствии представителя жильцов, и везде им выступал начальник управляющей компании. В суде же выяснялось, что никакой доверенности не было, да и жильцы нелестного о мнения о представителе. Это тоже должностной подлог. В 2017 году мы писали письма. В прокуратуре Кировского района Махачкалы нас «отфутболили» в Кировский отдел полиции, затем мы обратились в Следственное управление Следственного комитета и в прокуратуру республики, оттуда заявление переадресовали в прокуратуру города, на этом дело заглохло.

Администрация города всячески пыталась поломать дело. Жильцам обещали выделить квартиры большей квадратуры за отказ от иска. Под любым предлогом затягивали представление полного списка жильцов в суде. Суду приходилось неоднократно выносить новое определение о привлечении лиц к делу. А это сильно затягивало сроки рассмотрения. Юристы администрации манипулировали этим. Происходила фальсификация доказательств в суде. Ответчики пытались убедить суд, что срок исковой давности (три месяца со дня, когда жильцы узнали о нарушении своих прав) упущен. В качестве доказательств представлялись почтовые уведомления о том, что администрация якобы извещала жильцов о признании дома аварийным. Но они не учли одно: на уведомлениях не указано содержание письма. Где гарантия, что направлялись именно акты или заключение межведомственной комиссии, а не, к примеру, поздравительные открытки? Судью Советского районного суда Махачкалы Муртуза Мутаева смутило, что уведомления 2015 года не были прошиты, как и полагается. Затем он вызывал каждого заявителя и просил расписаться. При сравнении подписей с почтовыми уведомлениями оказалось, что они не совпадают. Суд посчитал, что такие доказательства недопустимы.

А вот судья Кировского районного района Махачкалы Айбике Абдулгамидова при рассмотрении иска жильцов дома №11 по ул. Эмирова, напротив, решила, что почтовые уведомления являются доказательством упущенных сроков. Это был единственный случай, когда нам отказали в удовлетворении иска. Ждем рассмотрения в апелляционной инстанции.

Нередко, оспаривая сроки, представитель администрации апеллировал договорами мены, в которых якобы расписывались жильцы, но фактически подлинная подпись стоит на единицах, и то взамен людям обещали, что представят новую квартиру большей площади в их районе. Жильцам домов по улицам Пугина, Свободы и Буйнакского обещали переселение на Заманова, 4. Естественно, люди соглашались, но не все читали эти договоры. Те, кто прочел, просили указать все письменно. Но опять-таки в договоре мены сказано о выделении взамен прежней квартиры новой на Заманова и ни слова о признании дома аварийным и о заключении межведомственной комиссии. В Верховном суде Дагестана посчитали, что договоры мены не говорят о признании дома аварийным и потом они не были заключены со всеми жильцами, а только выборочно.

У тех, кто объективно упустил сроки или проиграл дело в суде, шансы есть только в том случае, если будет возбуждено уголовное дело о фальсификации актов межведомственной комиссии. Если акты признать должностным подлогом, то аварийность дома будет автоматически снята. В межведомственную комиссию входили начальники структурных подразделений администрации. Если их допросят, думаю, все станет ясно.

всей этой кампании — захват земли в центре города, и некоторые чиновники ждали, когда она освободится. Вся программа реализовывалась спустя рукава. На дома не был наложен арест, жильцы могли совершать сделки, как, к примеру, на Заманова, 24. Два года назад в этом доме была продана квартира. И потом, дома, признанные аварийными в 2011 году, стоят как ни в чем не бывало. В моем понимании, если дом аварийный, значит, он вот-вот разрушится и людей надо срочно переселять, а он семь лет стоит и ничего. Мало того, мы рискуем потерять здания, представляющие архитектурную, культурную или историческую ценность. При попустительстве чиновников мы потеряли в Дербенте ряд домов, включенных в реестр объектов, составляющих культурное и историческое наследие. И теперь рискуем потерять дом, принадлежавший братьям Вейнерам, расположенный на Заманова, 24, в Махачкале. Примечательно, что по оценке независимой экспертизы изношенность данного дома составляет 18%.

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях: