«Надо идти к демократизации политических процессов»

27.01.2018 13:15
Фото: nsrd.ru

17 января председатель Народного Собрания республики Хизри Шихсаидов предложил изменить систему выборов в парламент Дагестана. Он считает, что выборы должны проходить при смешанной системе — когда половина парламента будет избираться по партийным спискам, а другая — по одномандатным округам. «Новое дело» предложило высказаться политикам и общественным деятелям, на самом ли деле эти меры приведут к демократизации политических процессов.

Свое заявление Хизри Шихсаидов сделал на заседании Комитета по законодательству, законности, государственному строительству и местному самоуправлению. Он предложил изменить систему выборов в парламент республики, отметив, что если сегодня Народное Собрание сформировано из депутатов, выбранных по представленным партиями спискам, то назрела необходимость предоставить возможность гражданам реализовывать право избираться по мажоритарной системе (по одномандатным округам). При этом он отметил, что об этом пишут СМИ, высказывает свое мнение Интернет-сообщество в социальных сетях.

«У нас есть потенциал, много талантливых, грамотных и профессиональных людей, — сказал Шихсаидов. — Меняется время, меняются политические процессы. Пора отходить от традиционных методов. Конечно, территориальное и национальное представительство в парламенте нашей республики важно, но прежде всего необходимо учитывать профессиональные качества, дать возможность прийти во власть молодежи с другим мышлением и видением. Это будет способствовать развитию экономики и общества. Хотя до следующих выборов у нас еще есть время, три с половиной года, надо идти к демократизации политических процессов».

Он поручил Комитету с привлечением представителей Избирательной комиссии Дагестана, юристов, экспертов, представителей научного сообщества и общественности изучить опыт других регионов и даже государств по этому вопросу и разработать соответствующий проект закона с его широким обсуждением.

Камил Давдиев, зампредседателя Народного Собрания республики, руководитель фракции «Справедливая Россия»:

«Фракция «Справедливая Россия» такую инициативу поддерживает. Народное Собрание Дагестана совместно со всеми заинтересованными сторонами работает над концепцией данного проекта закона.

Избрание части депутатов по одномандатным округам позволит попасть в парламент людям авторитетным, достойным, имеющим поддержку населения, но по тем или иным причинам не оказавшимся в партийных списках или не желающим быть в них.

О необходимости предоставить возможность избираться независимым депутатам от округов неоднократно высказывались наши граждане в письмах, выступлениях в социальных сетях, об этом писали СМИ. Смешанная система выборов апробирована не только в Федеральном Собрании России, но и в парламентах других регионов.

В Дагестане выборы части депутатов по мажоритарной системе (одномандатным округам), считаю, будут полезными.

Плюсы: будет возможность имеющим потенциал и поддержку на местах гражданам участвовать в выборах самостоятельно, как с поддержкой, так и без поддержки политических партий. Еще один плюс — демократизация политической системы республики.

Минусов здесь я не вижу, но в нашей республике необходимо все просчитать, учитывая наши особенности. Прежде всего, в нашей многонациональной республике мы должны постараться сформировать дееспособный и легитимный законодательный и представительный орган с грамотными законодателями и представительством национальностей и территорий республики».

Махмуд Махмудов, зампредседателя Народного Собрания республики, руководитель фракции КПРФ:

«Мы эту инициативу не поддерживаем. Это всё слова — что это демократическая норма, которая дает более широкие возможности. Во всем цивилизованном мире, Европе, на которую и стремятся ориентироваться наши люди, за парламентские места борются политические партии. Они создаются для того, чтобы получить парламентское большинство в своем государстве.

Развитие демократии идет по пути развития структур партий. И когда они говорят, что непартийные люди не имеют возможность баллотироваться, это не так. Законом оговорено, что политические партии, которые идут на выборы, обязаны рассмотреть любого желающего, кто хочет пройти по спискам. И эта партия может его включить.

По нашему партийному отделению могу сказать, что мы включали людей в списки вне зависимости от того, являются ли они членами партии. И многие из них получили депутатские мандаты. У кого есть желание — есть возможность избраться.

Раньше, когда были одномандатные выборы в Дагестане, была не только жесткая борьба, но и стрельба, площадь наполнялась недовольными людьми, внутри семей начинались скандалы из-за поддержки разных кандидатов. Между кандидатами шла борьба не по деловым качествам, а кто может больше заплатить или привлечь больше административного ресурса. Видимо, нашим товарищам, которые предлагают вернуться к такой системе, уже не спится спокойно, когда выборы проходят без шума. Надо ли нам опять затевать такое? Думаю, нет. Есть риск, что опять начнутся криминальные разборки.

Кроме того, в Дагестане 55 муниципальных образований. Половина парламента — это 45 мандатов. Поэтому при составлении одномандатных округов придется объединять несколько муниципалитетов. А если придется объединять районы с разными национальностями? Это все опять приведет к конфликтной ситуации. За красивыми словами могут последовать негативные процессы. Поэтому мы за то, чтобы оставить все как есть.

Но нужно провести кое-какую реконструкцию нынешней системы. К примеру, в Махачкале кандидат по списку может получить 9000 голосов и проиграть выборы. А в каком-нибудь маленьком районе выиграть с 2–3 тысячами голосов. Вот для решения этой несправедливости нужно внести поправки. А в целом систему оставить как есть».

Альберт Эседов, руководитель дагестанского отделения партии «Яблоко»:

«В разных государствах применяется разная система выборов в парламент. И, в принципе, эти системы — мажоритарная, пропорциональная и смешанная — позволяют полноценно сформировать выборные органы власти. В самих системах искать подвоха не стоит: они полноценны и жизнеспособны. Это лишь способ формирования. Если мы хотим провести честные выборы кандидатов от народа, то любая система годна.

Однако стоит обратить внимание не на то, как выбираются депутаты, а на людей, которые задействованы в выборном процессе. Точнее — стоят над выборным процессом. В наших реалиях они по-своему относятся к демократическим выборам и вносят свои, в большинстве своем незаконные, коррективы. Проблема-то в этом, а не в применяемой избирательной системе.

Тем не менее при смешанной избирательной системе есть и свои плюсы. Часть депутатов будет избираться по мажоритарной системе: по принципу большинства — кто получает большинство голосов (50% + 1 голос), тот и побеждает. Еще одной положительной стороной избрания по мажоритарной системе является то, что кандидату придется, что называется, идти в народ, агитировать за себя. Таким образом, половина дагестанского парламента будет состоять из сильных депутатов, заручившихся поддержкой большинства населения в своем округе. Недостатком данной системы является то, что мнение сторонников проигравшего кандидата, которых может быть более 49%, не будет никак учтено. Да и не исключено, что выборы с нашим ментальным подходом к ним при мажоритарной системе могут протекать не только как демократические состязания за искомый мандат.

Пропорциональная избирательная система, при которой будет сформирована вторая половина парламента, если проводить выборы честно и без фальсификаций, может способствовать представлению спектра предпочтений населения по партийным программам. Однако из минусов данной системы мы можем назвать то, как она применялась доселе: кандидату достаточно было договориться с руководителем партии о месте в выборном списке. А руководителю партии остается решить вопрос о прохождении партии и о количестве проходных мандатов. Естественно, в таком случае кандидату незачем общаться с электоратом, достаточно создать видимость предвыборной агитации.

Если говорить, почему именно сейчас предлагается переход к смешанной избирательной системе, стоит обратить внимание на то, что это может быть выгодно так называемой «партии власти». В то время как она теряет доверие населения, но хочет удержаться у власти, запускается манипуляционный механизм избрания партийцев через одномандатные округа, а также проведения максимального количества депутатов по партийному списку. В итоге «партия власти» по факту получает большинство. В качестве примера можно привести распределение мандатов в Госдуме.

Пора хоть раз в республике провести настоящие демократические выборы без применения административного ресурса, без давления на кандидатов и партии и без фальсификаций».

Деньга Халидов, политолог, общественный деятель:

«Смешанная система — более оптимальная модель. Преимущество в том, что при выборах по избирательным округам кандидат в депутаты должен непосредственно встречаться с избирателями. Но надо исключить варианты откровенных подкупов. На этих встречах избиратели будут поднимать откровенно горячие проблемы, и связь с народом укрепится.

В Дагестане избиратели ориентируются не на программы политических партий, а на определенные личности, которые фигурируют в списках партий.

К тому же надо учитывать опыт и российского парламента. Там ввели смешанную систему, и поэтому сам бог велел вводить ее в региональные парламенты. Это общемировая практика, очень эффективно показавшая себя».

Исалмагомед Набиев, правозащитник, общественный деятель:

«В Дагестане в сегодняшней ситуации с изменением системы выборов абсолютно ничего не изменится в лучшую сторону. При клановой системе и классе богатых политиков ни при каких обстоятельствах квалифицированные юристы и общественные деятели, сколь популярны они бы ни были, в парламент не попадут, если они не принадлежат к определенным тухумам или кланам. Возможно, в перспективе эта система и окажется полезной, но не сейчас, когда на неугодных кандидатов оказывается давление и их вынуждают отказаться от участия в выборах.

В Дагестане нет выборов как таковых. Последние демократические выборы прошли в начале 90-х годов прошлого столетия в Верховный Совет РСФСР. Тогда победу одержали студент Мурад Заргишиев и ведущий дагестанского телевидения Расул Микаилов. Больше в Дагестане выборов не было. Особенно циничные выборы были в 2016 году. При реальной явке в Махачкале в 7–15 процентов в итоговых документах показывают 90-процентное участие населения. В этих условиях человек без «спины» выиграть не может — за него никто бюллетени вбрасывать не будет.

Единственным плюсом выборов по одномандатным округам можно считать то, что те средства, которые тратились на попадание в партийный список, перенаправят народу. В виде асфальтирования дорог, строительства мостов и других социальных объектов, а также раздачи мешков муки и сахара».

Абдухалим Мачаев, председатель Общественной палаты Дагестана:

«Идея хорошая, правильная. Она создаст условия для здоровой конкуренции, даст возможность пройти в парламент людям по своим округам, которые имеют большой авторитет, но которые не входят ни в одну политическую партию. Возможно, это будут и представители общественных организаций».

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях:
Смотрите также

Политологи по-разному оценили Сергея Меликова

московский взгляд

25.04.2024 12:03

Въездная арка с именем арестованного главы Кизилюрта

архитектурно-политическая акция

10.01.2024 00:20

Властям Махачкалы пора заняться политикой

"главным урбанистом стала полиция"

17.08.2023 00:00