Точечные посадки по точечной застройке

03.02.2018 12:06
По словам Виктории Абрамченко, в ходе проверок в Дагестане были выявлены серьезные нарушения земельного законодательства/Пресс-служба главы и правительства РД

В последнее время экономических новостей в дагестанских СМИ практически не наблюдается. А те, что мелькают время от времени, на полноценные новости не очень тянут. Скорее, это некие «протоколы о намерениях», призванные продемонстрировать активность того или иного ведомства или проанонсировать очередной федеральный транш. Буквально навскидку: «Более 1,5 тысяч га новых виноградников будет заложено в 2018 году в Дагестане». Или еще вот: «На программу комплексного развития моногородов в Дагестане направят 1,3 млрд рублей».

Зато количество политических новостей явно зашкаливает. Понятно, выборы приближаются, и явка избирателей во многом будет зависеть от того, насколько далеко удастся продвинуться врио главы Дагестана Владимиру Васильеву в работе по наведению порядка в республике. Именно Васильеву, поскольку ни о какой комплексной работе правительства республики в данном случае говорить не приходится.

Иногда доходит до смешного. На этой неделе ко мне обратились представители сразу двух СМИ с просьбой прокомментировать заявление Васильева о том, что весной в Дагестан прибудут более двух тысяч энергетиков со всей России для наведения порядка в этой сфере. К слову, эта новость больше суток оставалась топовой.

Между тем информация о готовящемся «энергетическом десанте» вот уже больше двух недель новостью не является — еще 10 января многие дагестанские СМИ сообщили об этом своим читателям. Правда, тогда эту новость озвучил врио заместителя председателя правительства Шамиль Исаев… И ее практически никто не услышал. А не заявления чиновников какого бы то ни было уровня.

Все дело в том, что сегодня абсолютное большинство дагестанцев, скажем так, настроено исключительно на «одну волну». Единственный «поставщик» топовых новостей сегодня — Владимир Васильев, за работой которого с надеждой и ожиданием перемен наблюдают жители республики.

Как только Васильев продублировал новость о приезде энергетиков, анонсы сообщений запестрели фразами типа: «Власти Дагестана намерены положить конец воровству электроэнергии и потерям в сетях». Информацию Исаева, кстати, те же СМИ проанонсировали совсем в другом ключе: «Почти 2 тысячи энергетиков со всей страны приедут в Дагестан на учения». Не зря говорят, что политика — это всегда нюансы.

На мой взгляд, разница в подаче одной и той же новости очень точно отражает настроение дагестанского общества, уставшего от беспредела чиновников настолько, что от Васильева сегодня ожидают невозможного — реальных сроков для всех без исключения казнокрадов, полного демонтажа клановой экономики, наведения порядка во всех сферах жизнедеятельности.

Нет, в глубине души многие понимают, что времена героев-одиночек остались в прошлом. Что все беды и проблемы Дагестана являются следствием системных российских проблем. Но при этом детское ожидание чуда никуда не девается. И в уличных разговорах, и в соцсетях люди все активнее говорят о том, как повезло Дагестану с новым главой, о том, что жизнь начинает налаживаться, о том, что в Москве, наконец, услышали жителей одной из самых бедных республик страны.

И дело вовсе не в наивности дагестанцев. Просто Васильев до сих пор не допустил ни одной серьезной ошибки. Свою политику он выстраивает исключительно грамотно, по максимуму используя свой внушительный административный ресурс. При этом он полностью дистанцировался от наших кланов, отказавшись рассматривать их даже в качестве временных союзников. Одно это обеспечивает ему гарантированный кредит доверия дагестанского общества.

Зато со структурами федерального центра новый глава наладил четкое взаимодействие, используя их в качестве рабочих инструментов для решения стоящих перед ним задач. Чего стоит один только прокурорский десант, начало работы которого ознаменовалось арестом мэра Махачкалы Мусы Мусаева.

О причинах того, почему именно Мусаев стал первым фигурантом проводимой политики чиновничьих чисток, «НД» писало достаточно подробно (к слову, материал на эту тему был опубликован накануне ареста махачкалинского мэра). Теперь же пришло время для небольшого послесловия.

По целому ряду прямых и косвенных признаков уже сегодня можно сделать вывод о том, что обвинение в превышении полномочий, предъявленное Мусаеву, окажется не единственным в деле, заведенном на него. Очень может быть, что Мусаев станет первым мэром Махачкалы, которому придется ответить за масштабные точечные застройки, уплотнение дворов, продажу земельных участков под многоквартирные дома, «шалости» с нарушением этажности при выдаче разрешений на строительство.

Очевидно, что Мусаев, безусловно виновный во всех этих нарушениях, даже при своем серьезном административном ресурсе не мог бы так преуспеть в деле уничтожения Махачкалы, если бы у него не было серьезных помощников. И речь вовсе не о пешках в этой игре типа главного архитектора города Гитинова, деятельность которого сегодня проверяют приезжие прокуроры. Тут задействованы более серьезные фигуры, сегодня оказавшиеся под ударом.

Ну, а теперь по порядку, чтобы читатели «НД» смогли связать воедино несколько вроде бы не связанных между собой событий, случившихся в последнее время. На этой неделе в Дагестан по приглашению Васильева прилетела заместитель министра экономического развития — руководитель Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Виктория Абрамченко. Несмотря на то, что свой доклад на совещании в Доме Дружбы Абрамченко зачитывала в отсутствие журналистов, некоторые ее впечатления по поводу ситуации, увиденной в Дагестане, достоянием общественности все-таки стали.

Так, ею было заявлено о том, что в ходе проверок в Дагестане были выявлены серьезные реестровые ошибки, отсутствие качественной градостроительной документации, нарушения земельного законодательства. Особое внимание Абрамченко обратила на работу дагестанских судов, которые принимали решения, согласно которыми неправильно построенные объекты недвижимости, не введенные в эксплуатацию, признавались законными. При этом Абрамченко подчеркнула, что подобного беспредела не наблюдается ни в одном из регионов России.

Комментируя претензии руководителя Росреестра, Владимир Васильев в очередной раз отметил, что нарушения закона в этой сфере абсолютно недопустимы и никто не будет освобожден от ответственности.

Очевидно, что для того, чтобы построить незаконный объект, необходима совокупность целого ряда факторов, связанных как с работой мэрии, так и с бездействием надзорных органов, закрывавших глаза на многочисленные факты незаконного строительства. Источники «НД» сходятся во мнении, что арест Мусаева, приезд Абрамченко, а также освобождение от должности прокурора Дагестана Рамазана Шахнавазова — это звенья одной «земельно-строительной» цепи. При этом уход Шахнавазова, по их мнению, стал прямым следствием беспредела в строительной отрасли, который в последние годы наблюдается в Махачкале.

Как отметила Абрамченко, ответственность за сегодняшнее состояние Махачкалы должны в полной мере разделить и дагестанские суды, ставшие соучастниками данного процесса. Очевидно, что работа наших судов перестала устраивать не только рядовых граждан, но и высоких чиновников (руководители уровня Абрамченко редко озвучивают собственное мнение, скорее всего, это оценка нашей судебной системы федеральным центром). А раз так, становится абсолютно логичной сильно затянувшаяся пауза с назначением председателя Верховного Суда республики. К слову, такое происходит в случаях, когда местные кадры Москву не устраивают категорически, а поиски подходящей кандидатуры со стороны по ряду причин затягиваются. 22 мая прошлого года Высшая квалификационная коллегия судей (ВККС) Российской Федерации определилась с кандидатурой на должность председателя Верховного суда Дагестана: им должен был стать председатель Ленинского районного суда Махачкалы Руслан Исаев. Но Исаев так и не дождался своего назначения, а ВККС объявила о том, что должность председателя Верхсуда республики вакантна и последний день приема документов от претендентов на нее — 8 февраля нынешнего года.

На этой неделе Васильев также озаботился проблемой газовых долгов, встретившись с заместителем председателя правления ПАО «Газпром» Валерием Голубевым. Интересный момент. Накануне приезда Голубева сотрудники ООО «Газпром газораспределение Дагестан» обнаружили в районе аэропорта «Уйташ» незаконную подземную врезку, при помощи которой только за последние полгода было похищено 12,6 млн кубометров газа на общую сумму 79,9 млн рублей. Смешная история, не правда ли? В районе, где расположен куст кирпичных заводов и который по логике вещей должен патрулироваться газовиками регулярно и методично, «работает» левая труба, которая, «судя по внешним признакам», эксплуатируется достаточно долго. И обнаруживается эта самая труба аккурат накануне приезда Голубева.

Нетрудно предположить, что таких труб в Дагестане — великое множество, из-за чего долги республики продолжают расти, а платежная дисциплина населения, на плечи которого перекладываются «расходы» по содержанию врезок, по словам Голубева, составляет менее 30%. На встрече с Васильевым Голубев говорил не только о проблемах с платежной дисциплиной, но и о незаконной застройке охранных зон газопроводов, об установке приборов учета, о капитальном ремонте газовых сетей и многом другом. К слову, после подобной встречи с представителями электрических компаний глава республики принял решение о приглашении энергетического десанта. Не следует ли нам вслед за ним ожидать и «газового десанта»? А что? Пара обнаруженных незаконных врезок с лихвой покроет все затраты на командировку в Дагестан достаточно серьезной бригады специалистов.

Ну а пока республика продолжает принимать «гостей» из других ведомств. На этой неделе в Махачкалу для совместной работы с представителями прокурорской группы прибыли сотрудники МВД и ФСБ России для проведения расследований в отношении региональных чиновников, а также силовиков. Как сообщил источник РБК в МВД, «на протяжении долгого времени в правоохранительные органы поступала информация о фактах коррупции, злоупотреблениях служебными полномочиями и взяточничестве в регионе. Эти обращения и стали поводом для проведения доследственных проверок». По данным РБК, силовики ведут проверки в отношении высокопоставленных чиновников региона, в том числе республиканских министров и мэров.

Кроме того, по информации издания «Коммерсантъ», для оперативного возбуждения уголовных дел в отношении дагестанских чиновников к прокурорской бригаде, работающей в республике, прикомандировали следователей СКР, которым поручено организовывать проверки по выявленным прокурорами нарушениям и проводить их расследование в уголовном порядке.

На фоне запредельной концентрации проверяющих в Дагестане жители республики пытаются понять, на какой административный уровень Москва разрешила выходить команде заместителя генпрокурора России Ивана Сыдорука. Коснется ли проверка деятельности вице-премьеров, председателя правительства, бывшего главы? Понятно, что сегодня однозначно ответить на этот вопрос невозможно. Ясность наступит чуть позже, когда, к примеру, завершится проверка выполнения программы по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья, которую в республике фактически провалили.

Если виновным объявят министра строительства и ЖКХ Ибрагима Казибекова — это один расклад, если дела возбудят на вышестоящих чиновников — совсем другой. Источники «НД» считают, что Казибекова попросту подставили, недофинансировав эту программу примерно на треть, а «сэкономленные» деньги направили на другие нужды. Насколько это соответствует действительности, определят прокуроры, ну а окончательные выводы комиссии позволят нам понять, ограничены ли их полномочия в Дагестане должностными рамками или нет.

К слову, вопросы полномочий группы Сыдорука, очевидно, занимают не только рядовых жителей республики. Неуверенно чувствуют себя не только действующие чиновники, но и те, кому вроде бы удалось уйти с должности вовремя и без проблем.

На днях Business FM поинтересовалось у бывшего главы Дагестана Рамазана Абдулатипова, чем вызван такой «десант» федеральных силовиков в Махачкалу. В ответ Абдулатипов, обычно комментирующий все и вся, заявил, что после того, как ушел, не комментирует бардак в Дагестане: «Как ушел, я не комментирую весь бардак, который там происходит. Поэтому я считаю, что это очень вредные акции. Не с точки зрения того, что надо разобраться с конкретными людьми, а что вообще выделять особо Дагестан. Я заявил, когда уходил, что мне удалось изменить Дагестан и во многом изменить дагестанцев, но не смог изменить предвзятое отношение к Дагестану из Москвы. Я считаю, что криминальная или коррупционная ситуация в Дагестане не лучше и не хуже, чем в любом из субъектов РФ. Поэтому общий порядок надо наводить. Вот посадили мэра города за земельный участок, а 240 гектаров, которые были незаконно оформлены до его прихода, — ничего не сделано по этому вопросу. То есть очень много непонятного».

Согласимся с бывшим главой в том, что непонятного сегодня действительно много. Вместе с тем надеемся, что многое из этого непонятного прояснится уже через месяц, когда будут подведены первые итоги работы группы прокуроров в Дагестане.

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях:
Смотрите также

Политологи по-разному оценили Сергея Меликова

московский взгляд

25.04.2024 12:03

Въездная арка с именем арестованного главы Кизилюрта

архитектурно-политическая акция

10.01.2024 00:20

Властям Махачкалы пора заняться политикой

"главным урбанистом стала полиция"

17.08.2023 00:00