«Вину признаю и ни на кого не хочу ее перекладывать»

06.10.2018 11:39
Фото: Евгений Костин

К пяти годам колонии общего режима попросило гособвинение приговорить отстраненного мэра Махачкалы Мусу Мусаева, обвиняемого в превышении должностных полномочий. Экс-чиновник свою вину признал и ходатайствовал о проведении судебного процесса в особом порядке — без исследования доказательств. Защита считает, что бывший градоначальник заслуживает наказания, не связанного с лишением свободы. Сам Муса Мусаев заявил, что примет любое решение судьи как закон.

Судебный процесс над Мусой Мусаевым должен был начаться еще в конце сентября. Но тогда его не успели этапировать в Махачкалу. Расследованием уголовного дела занималось Главное следственное управление СКР по СКФО, поэтому обвиняемый находился в СИЗО города Ессентуки.

На судебное разбирательство и прения сторон ушло всего два заседания, которые в общем продлились около двух часов. Муса Мусаев заключил со следствием досудебное соглашение. Он ходатайствовал о рассмотрении дела в особом порядке. Представление об этом в суд внесло также и гособвинение.

2 октября началось рассмотрение дела в Советском районном суде Махачкалы. Зал вмещал порядка 30 человек. Когда Мусаева ввели в клетку, он, улыбаясь, поздоровался с пришедшими родственниками и начал что-то обсуждать со своими адвокатами.

Согласно оглашенному прокурором обвинительному заключению, Мусаев превысил должностные полномочия, незаконно подписав пять постановлений о выделении земельных участков частным лицам и организациям.

Незаконно предоставить самый большой земельный участок (17 тысяч квадратных метров), как сообщил гособвинитель, Мусаева склонил его заместитель Курбан Курбанов (дело в отношении него выделено в отдельное производство). Курбанов уговорил мэра предоставить его отцу, руководителю ОАО «АСПК», участок по заниженной цене (2,5 процента от кадастровой стоимости).

Как сообщил гособвинитель, два жителя города обратились к родственнику мэра Джаватханову с просьбой «оказать помощь в ускорении принятия решения» о выделении им земельных участков. Еще два земельных участка были предоставлены в собственность по постановлению мэра без проведения торгов. Общая сумма ущерба оценена в 48 миллионов рублей.

Председательствующий спросил у подсудимого, признает ли он свою вину в инкриминируемом преступлении. «Да, ваша честь», — ответил Мусаев. Все участники процесса поддержали ходатайство подсудимого и представление прокурора о проведении процесса в особом порядке.

«Дал разоблачающие показания»

«Условия досудебного соглашения выполнены в полном объеме, — заявил гособвинитель. — Он обязался дать показания для раскрытия дела в отношении Курбанова. Сейчас идет следствие, и значительная часть доказательств, разоблачающих Курбанова, добыта путем дачи показаний Мусаевым».

Судья спросил у подсудимого, какое содействие им было оказано следствию.

Мусаев начал рассказывать все сначала:

«При вступлении в должностные обязанности у нас было более семи тысяч документов с просроченным сроком исполнения. Та авральная работа, которая началась в администрации, не позволила качественно обработать документы. На настоящее время более 25 тысяч постановлений вышло из администрации города, они были проверены разными контрольными органами 25 раз. И то, что из них только пять документов вышли с нарушением, я, думаю, говорит о качестве работы. Я не сомневаюсь в профессионализме своих работников».

Пояснение мотива

Более подробно Мусаев остановился на вопросе о выделении земельного участка АСПК. Он подчеркнул, что ни в коем случае не хочет перекладывать вину на других работников. По его словам, он не хотел подписывать постановление, по которому земельный участок предоставлялся по такой низкой стоимости. Но Курбанов его убеждал, ссылался на норму закона, которая позволяет предоставлять земельные участки по цене в 2,5 процента от кадастровой стоимости. «А потом мы узнали, что эта норма отменена по представлению прокуратуры. 8 лет закон работал в Дагестане. Я не перекладываю с себя ответственность, просто поясняю мотив… Что случилось — то случилось. Я признаю, что все это на самом деле недоработка моих работников, за которых я несу персональную ответственность. Но если бы не моя виза, они бы не вышли. И я не могу винить своих работников, которые допустили ошибку в пяти из 25 тысяч документов».

Выслушав это выступление, судья попросил уточнить, в чем же заключалось его содействие следствию.

Мусаев начал рассказывать, что в день к нему обращались по 50–120 человек, что он работал по 18 часов в сутки.

«Меня спрашивали, кто являлся инициатором появления этих документов, кто просил за них. Я рассказал, что приходил мой брат и просил ускорить принятие некоторых документов, я предоставил следствию родственника, который обращался с этой просьбой», — рассказал он суду, добавив, что действовал без злого умысла.

Адвокат Сулейман Азуев считает, что, затребовав реальный срок, «обвинение перестаралось»/Фото: Евгений Костин

Реальный срок

После этого суд перешел к прениям сторон. Гособвинитель попросил дать ему один день для подготовки, так как по ходатайству защитников к материалам дела было приобщено обращение Общественной палаты города, в котором было прошение о назначении наказания, не связанного с лишением свободы. Адвокаты также представили госнаграды, которые были получены Мусаевым.

Судья объявил однодневный перерыв. И 3 октября состоялись прения сторон. Гособвинитель указал на имеющиеся у Мусаева смягчающие обстоятельства — активное способствование раскрытию преступления и уголовному преследованию другого лица, полное признание вины, наличие на иждивении четырех детей. Отягчающих обстоятельств он не нашел. Он запросил назначить для экс-чиновника по совокупности преступлений наказание в виде лишения свободы на пять лет с отбыванием в колонии общего режима и без права занимать руководящие должности в течение трех лет.

Представитель потерпевшей стороны, администрации города, оставил вопрос с назначением наказания на усмотрение суда.

«Обвинение перестаралось»

Адвокат Сулейман Азуев посчитал, что «обвинение перестаралось», когда затребовало реальный срок. По его словам, досудебному соглашению предшествовало полное признание вины, активное сотрудничество со следствием. Он отметил, что Мусаев сам предложил идею, как вернуть незаконно предоставленные участки обратно в собственность города.

«Обвинение в превышении должностных полномочий полностью исключает то, что Муса Мусаев руководствовался корыстными целями. Ущерб, о котором идет речь, сегодня практически не причинен, так как нормативные акты отменены». Адвокат процитировал главу Дагестана Владимира Васильева, призвавшего «нечистоплотных чиновников» вернуть нанесенный ущерб и избежать сурового наказания.

«Хотя Мусаевым ничего незаконно не нажито, но участки возвращены», — уточнил адвокат. Он также рассказал о том, что Мусаевым очень много сделано для Махачкалы, хотя руководство республики практически связало руки муниципальным руководителям и не финансировало муниципалитеты.

Он попросил назначить наказание, не связанное с лишением свободы, в виде условного срока.

Второй адвокат Султан Калаев также отметил, что в деле нет обвинения в коррупции, хотя следствием эта версия проверялась. Но оно не нашло личной корыстной заинтересованности в действиях Мусаева. Он просил суд изменить категорию преступления на менее тяжкую, как то предполагает законодательство,

«Я буду работать на государство даже на безвозмездной основе»

В прениях Мусаев выступил достаточно эмоционально и несколько раз извинился за это перед судом. Во многом он повторил доводы, сказанные на первом заседании. Рассказал, что получил город в тяжелом положении — миллиардный долг, арестованные счета, долг по зарплате сотрудникам, «город находился на грани дефолта». Но он привлек своих сослуживцев, сокурсников и тех, с кем раньше работал, и им удалось спасти город от признания банкротом.

Далее мы приведем лишь некоторые фрагменты из выступления Мусаева:

«Никогда не имел никакой заинтересованности, злого умысла… Мы построили шесть новых корпусов школ, шесть новых школ. 12 парков. Все это происходило под личным контролем в 11 ночи или 5 часов утра… Я садился в такси с блокнотом, чтобы у водителя узнать про проблемные дороги и включить их в программу реконструкции… Да, это федеральная программа, но Махачкала единственный город в СКФО, который вошел в нее. Это колоссальный труд по подготовке документов и поэтому никто не хочет браться за это… Я являюсь государственным человеком и патриотом. Если такого труженика, как я, можно держать здесь … (мысль свою Мусаев не закончил. — «НД») За 9 месяцев, которые я провел за решеткой, Махачкала потеряла сто [отреконструированных] дворов и четыре госпрограммы… Я горю этой работой, люблю свой город. Я государственник, и когда выйду, отсижу или нет, буду работать на государство даже на безвозмездной основе, потому что этому меня научили отец и мать… Я в час ночи приезжал домой, до трех ночи обрабатывал документацию. До 5–6 часов утра спал и на велосипеде объезжал город. Сегодня ни один мэр не сможет в этой стране сделать столько, сколько я за год с такими жителями, у каждого из которых своя правда в груди».

Муса Мусаев заявил, что решение судьи для него будет законом. «Если посчитаете, что я заслуживаю того, чтобы сидеть, то я приму это», — сказал он, обращаясь к судье. Судья объявил перерыв до 12 октября. На следующем заседании подсудимый выступит с последним словом и судья удалится в совещательную комнату для вынесения приговора.

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях:
Смотрите также

Политологи по-разному оценили Сергея Меликова

московский взгляд

25.04.2024 12:03

Въездная арка с именем арестованного главы Кизилюрта

архитектурно-политическая акция

10.01.2024 00:20

Властям Махачкалы пора заняться политикой

"главным урбанистом стала полиция"

17.08.2023 00:00