Яровое поле

02.07.2016 16:49

Новые законы открывают возможности для злоупотреблений


На прошлой неделе Госдума в окончательном чтении приняла «антитеррористические» поправки, получившие в народе название «пакет Яровой». А в среду Совет Федерации его одобрил. Для того чтобы поправки вступили в силу, законопроект должен подписать Президент РФ. Эти изменения в законодательстве вызвали споры и обсуждения; они, по мнению ряда экспертов, нарушают конституционные свободы граждан. А пока вся страна была отвлечена на них, президент подписал другой закон — «Об основах системы профилактики правонарушений в РФ». Он же, по мнению юристов, дает контролирующим органам широкое поле для злоупотреблений на практике. В нашей республике такая «практика» осуществляется уже давно и в самых извращенных формах.


Основные положения

Законопроект о поправках в несколько законов РФ, более известный как «пакет Яровой», получил такое название по фамилии автора этих поправок, депутата «Единой России» в Думе Ирины Яровой. Он вызвал много обсуждений в российском обществе и может серьезно коснуться жизни каждого. Расскажем об изменениях, которые внесли в законодательство эти поправки.

1. Запись телефонных разговоров и смс. Теперь все операторы сотовой связи (например, МТС, «Билайн» или «Мегафон») обязаны хранить все записи звонков и сообщения пользователей в течение полугода. И в течение трех лет обязаны хранить данные о том, что состоялся такой-то разговор в такое-то время. Другие «организаторы распространения информации», к примеру различные мессенджеры типа «WhatsApp» или «Viber», социальные сети или сайты, поддерживающие шифрование данных, обязаны помочь спецслужбам расшифровать любое сообщение, которое им понадобится. За отказ вводится штраф от 800 тысяч до миллиона рублей. Но уже это положение получило критику от Минкомсвязи России. В среду в Совете Федерации глава министерства Николай Никифоров заявил, что это положение законопроекта «трудно реализуемо с технологической точки зрения» и возникнут вопросы с правоприменением закона. Он сообщил, что требуются детализирующие поправки к статьям, которые касаются сертификации оборудования связи, хранения данных и т.д. А сами сотовые операторы заявили, что хранение данных — очень затратное дело, которое, возможно, приведет к подорожанию связи.

2. Оправдание терроризма и недоносительство. По закону теперь можно лишиться свободы за высказывание в соцсети или необдуманный перепост. Призывы к терроризму и его оправдание в Интернете приравняли к аналогичным заявлениям через средства массовой информации.

Граждане будут отвечать так же, как и СМИ. Максимальное наказание — лишение свободы до семи лет. Лишиться свободы можно теперь и в том случае, если ты не сообщил о преступлении. Люди обязаны сообщать властям о подготовке теракта, вооруженного мятежа или других противоправных действий. За недоносительство можно лишиться свободы на срок до одного года. «Пакет Яровой» позволяет привлечь к ответственности за ряд преступлений с 14 лет. Раньше таких преступлений было 22, теперь стало 32. Наказывать с 14 лет будут за международный терроризм, участие в массовых беспорядках и в террористических сообществах, за недоносительство и т.д. Кстати, в статье о массовых беспорядках в Уголовном кодексе появится и новый пункт — «склонение, вербовка или иное вовлечение» в их организацию.

3. Ужесточение наказания за экстремизм. «Антитеррористические» поправки значительно ужесточают наказание за экстремизм. Повышаются штрафы и строки лишения свободы. Например, если сейчас срок лишения свободы за финансирование экстремизма составляет до трех лет, то после вступления поправок в силу предлагается поднять его до восьми лет. (К слову, в Дагестане в финансировании экстремизма подозревается экс-глава Пенсионного фонда Дагестана Сагид Муртазалиев и экс-глава Кизлярского района Андрей Виноградов.) Кроме того, в Уголовный кодекс вводится статья «Международный терроризм». По ней будут судить за совершение или угрозу совершения терактов за пределами России, в которых погибли или пострадали российские граждане. Статья предполагает в качестве максимального наказания пожизненное лишение свободы. Примечателен еще один пункт из поправок, который обязывает «Почту России» и частные почтовые компании проверять посылки, чтобы в них не было ничего запрещенного. Например, наркотиков, оружия и т.д.

Мавлиды под присмотром полиции

Поправка внесена и в закон «О свободе совести и о религиозных объединениях». В закон введена отдельная глава «Миссионерская деятельность». Для начала разберем, что понимают законодатели под «миссионерской деятельностью». Это — любая религиозная практика, в том числе богослужения, церемонии, распространение литературы, чтение проповедей вне специальных заведений, кладбищ, религиозных школ и т.д. Миссионерской деятельностью считается и распространение религии через СМИ и в Интернете. Заниматься этой деятельностью теперь могут только зарегистрированные организации и группы. Или же люди, официально представляющие эти зарегистрированные религиозные группы либо заключившие с ними договор. Каждый миссионер должен иметь при себе документ, подтверждающий его принадлежность к той или иной религиозной организации. Любое «миссионерство» вне специальных мест запрещено. Штраф за нарушения — до миллиона рублей.

Недовольство этой нормой проявили представители многих конфессий. Например, российские протестанты выступили с резкой критикой и обратились к президенту Путину с просьбой наложить вето на этот закон. При этом даже назвали данную норму новым «религиозным крепостным правом». «Мне как физическому лицу теперь в своей собственной квартире, для того чтобы за чаем разговаривать с гостем на религиозные темы, придется заключать договор аренды с религиозной организацией? То есть отныне государство диктует мне, о чем можно говорить на собственной кухне, а о чем нельзя», — цитирует «Коммерсант» представителя Российского союза христианских пятидесятников, епископа Константина Бендаса. А Русскую православную церковь, по его словам, такое положение устраивает, поскольку оно будет применяться в основном в отношении нетрадиционных религиозных организаций.

Недовольство высказывают и российские мусульмане. Официальное духовенство в лице Совета муфтиев России (СМР) в целом высказывает поддержку борьбе с радикальными настроениями, против экстремизма и терроризма. Но предлагает более «детально изучить» законопроект. Отнесение к миссионерской деятельности «распространение веры через СМИ и Интернет, а также вне культовых сооружений» способно иметь обратный, сугубо отрицательный результат, считают в Совете муфтиев.

«В условиях нехватки мусульманских храмов традиционные собрания могут уйти в подполье. Законопроект, направленный на ограничение и формализацию миссионерской деятельности нетрадиционных религиозных организаций, может задеть и интересы официально зарегистрированных представителей традиционных религий… Ведущие мусульманские организации считают, что законопроект требует детального изучения и обсуждения общественности», — говорится на официальном сайте СМР.

Поправку про миссионерскую деятельность раскритиковал экс-президент Татарстана Минтимер Шаймиев. Он назвал поправки принятыми «в угаре предвыборной борьбы». «Каким-то конфессиям это подходит, а другим — нет! Как сегодня, например, у себя дома провести ифтар? Без молитвы он не сопровождается. Что, кто-то должен это контролировать? Если да, то каким образом? Или пригласить разных гостей к чтению молитвы в поминание после 3, 7, 40 дней... Что делать, если в храм невозможно идти в 40 градусов?» — возмутился бывший татарский лидер во время заседания Госсовета Татарстана.

К Совету Федерации с просьбой отклонить законопроект и направить его на доработку обратился председатель Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) Михаил Федотов. Он заявил, что если верхняя палата парламента не отклонит его, то СПЧ обратится к Президенту РФ.

В Муфтияте Дагестана считают, что законопроект не нарушает права мусульман. Муфтий республики Ахмад-хаджи Абдулаев заявил "Новому делу", что подавляющее большинство российских мусульман не должны волноваться по поводу того, как теперь проводить проповедь или говорить о религии вне специальных учреждений, а переживать должны те, «кто попал на учет за распространение идей радикализма и терроризма». По его словам, запрет религиозной практики вне специальных заведений, наоборот, упорядочивает религиозную деятельность.

«Сегодня слишком много людей, которые, не имея никакой религиозной подготовки, не имея даже начальной теологической базы, считают себя вправе трактовать Коран по своему усмотрению и в сети Интернет распространяют свое субъективное видение, часто приводящее к заблуждению. Правильным было бы ограничить амбиции подобных лжеслужителей религии. Что касается проведения мавлидов, то с прискорбью должен сказать во всеуслышание, что не все мусульмане понимают значение их проведения. Поэтому чем проводить мавлиды, отдавая дань традиции, не зная и не понимая их сути, лучше их вообще не проводить», - сказал муфтий. 

Сжатие пружины

Если по «пакету Яровой» все же есть маленькая доля надежды, что президент ее не подпишет, то закон «Об основах системы профилактики правонарушений в РФ» на прошлой неделе он уже подписал и через 90 дней после этого он вступит в силу. Он также вызывает многочисленные нарекания со стороны экспертов и правозащитников. Особенно в Дагестане, где хорошо знакомы с таким термином, как «профучет». Основная претензия к данному закону — расплывчатость формулировок, которая, по мнению экспертов, оставляет широкое поле для злоупотреблений со стороны лиц, «профилактирующих» правонарушения. Основным субъектом же, судя по всему, должно быть МВД.

Согласно закону гражданин теперь может быть поставлен на профилактический учет в случае, если его действия не соответствуют «общепринятым нормам морали». Однако закон не поясняет, что означают «общепринятые нормы», а также другое странное определение — «антиобщественное поведение». По такой формулировке можно привлекать к ответственности очень широкий круг лиц за самые разные «нарушения». Как считает директор юридической фирмы «Защита» Роман Хабаров, вас могут поставить на учет «на усмотрение сотрудника». Формально — за что угодно. К примеру, если не поздоровался с соседом или если пост «неправильный» разместил в Интернете. Но такая пространная формулировка ставит в уязвимое положение не только человека, в отношении которого применяются профилактические меры, но и самих субъектов профилактики, к примеру МВД в лице участкового. Потому что нет каких-то универсальных, «общепринятых» норм морали. То, что для тебя кажется вполне нормальным, для участкового может оказаться совершенно неприемлемым.

Субъектами, которые должны вести профучет, закон определяет прокуратуру, следственные органы, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов, органы местного самоуправления, а также «граждан, добровольно участвующих в мероприятиях по охране порядка». Например, дружинники и казаки. Способы профилактики включают профилактические беседы, профилактический учет, официальное предупреждение о недопустимости антиобщественного поведения, внесение представления об устранении причин и условий, профилактический надзор, ресоциализацию, социальную адаптацию и социальную реабилитацию. Новый закон разрешает чиновникам и сотрудникам МВД собирать данные о гражданах, которые раньше не привлекались к уголовной или административной ответственности, но имеют склонность к совершению правонарушений. Опять же на взгляд субъекта профилактики.
Председатель координационного совета общероссийской общественной организации «Юристы за права и достойную жизнь человека» Александр Брод заявил, что расплывчатые формулировки дают возможность какому-нибудь казаку или дружиннику принимать разные профилактические меры. «Если не понравится ему прическа, одежда или выражение лица молодого человека, он может принимать меры. А какие это меры, в законе также не указано, — т.е. они могут варьироваться от увещеваний до избиений. Сразу вспоминается, как «стилягам» в хрущевские времена разрезали брюки-клеши и запрещали ходить в брюках-дудочках, как преследовали мужчину с длинными волосами или представителя какой-нибудь субкультуры (неформалов и хиппи 70—80-х гг.)», — сообщил Брод.

Адвокат Расул Кадиев считает, что по новому закону чиновник из администрации района или города может вызвать человека на «профилактическую беседу». Она состоит в разъяснении гражданину его моральной ответственности перед обществом. «Закон не просто разрешает чиновнику читать нам мораль, но и дает ему право самому устанавливать порядок, как ее читать. Например, органы местного самоуправления могут вызвать по повестке «явиться в 10:00 в кабинет №4 администрации города для профилактической беседы» и отчитать за аморальное поведение или нарушение Правил дорожного движения», — отмечает адвокат.

Однако есть в законе и «ложка меда»: лица, в отношении которых применяются нормы профучета, имеют право знать, по каким причинам они поставлены на учет, ознакомиться с материалами, собранными субъектом профилактики (к примеру, участковым), а также обжаловать действия субъекта. Но, как показывает дагестанская практика, простой постановкой на учет дело не ограничивается. Это на себе чувствуют те дагестанцы, которые испытывают все «прелести» профучета по категории «экстремист». Таких, по разным данным, насчитывает от 10 до 15 тысяч человек. Тоже задержанных, на взгляд сотрудника полиции, «за нарушение общепринятых норм морали».

Фото: islamdag.ru
Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях:
Смотрите также

Политологи по-разному оценили Сергея Меликова

московский взгляд

25.04.2024 12:03

Въездная арка с именем арестованного главы Кизилюрта

архитектурно-политическая акция

10.01.2024 00:20

Властям Махачкалы пора заняться политикой

"главным урбанистом стала полиция"

17.08.2023 00:00