Запретные деньги и мы

07.07.2018 01:00

Начиная с того момента, как Аллах Всевышний низвел Адама (мир ему) на землю, Он сотворил для всех живых существ источники их удела и благ. Важно использовать эти блага без расточительства и делить их по-братски. Если же человек будет действовать исходя из принципа «главное, чтобы я был сыт, а остальные пусть умирают с голоду», то мы придем к тому, свидетелями чего мы являемся сегодня, когда жители западного полушария страдают от ожирения, а, например, жители Африки умирают от голода.

Куда потратить харамные деньги?

Ислам разъяснил не только то, как нужно поклоняться Аллаху Всевышнему, но и установил определенные рамки использования мирских благ. Прибыль, полученная законным путем, соответствующим установлениям религии, именуется «халяль». Что же касается прибыли, полученной путями, не соответствующими предписаниям религии, то она именуется «харам». Ислам приказывает мусульманам заниматься только законными видами деятельности и зарабатывать средства существования только чистым и дозволенным путем. Если же, несмотря на это повеление, в руки человека попали средства, являющиеся харамом, то необходимо как можно скорее избавиться от них. Но если они были получены путем совершения греха или посредством попрания прав других людей, то недостаточно будет просто избавиться от этих средств. Поскольку прибыль, являющаяся харамом, не является собственностью того человека, у которого она находится в руках, то из них невозможно выплачивать садака или закят. Исходя из хадиса «Аллах — благой, и принимает только благое и чистое», средства, являющиеся харамом, запрещено расходовать на благие цели. Более того, было высказано мнение о том, что тому, кто станет расходовать средства, являющиеся харамом, на благие дела, будет записан грех. Поэтому нельзя загрязнять харамом пожертвования, собираемые на строительство мечетей или на создание благотворительных организаций. Если человек хочет избавиться от средств, являющихся харамом, то необходимо вернуть их тому человеку, которому они принадлежали, при условии, что их собственник известен. Если же эти запретные средства принадлежали государственной казне или являлись общественными средствами, то их необходимо вернуть в государственную казну или потратить на пользу общества. Если же собственники этих средств неизвестны, то в этом случае, поскольку данные средства считаются «хабис» (нечистыми), их тратят на нужды общества. Например, на строительство общественных туалетов или бань. Также эти средства могут быть потрачены на оплату счетов-фактур мечетей или иных благотворительных учреждений и организаций. Если же подобные пути расходования недоступны, то в этом случае их можно раздать бедным и нуждающимся, но не как садака.

В хадж на деньги, полученные запретным путем

По мнению Ханбалитского мазхаба, если человек отправится в хадж на деньги, полученные харамным путем, то его хадж будет недействительным. По мнению трех других мазхабов, хадж этого человека будет действительным, несмотря на то, что сам этот человек будет считаться грешником. Не следует отправляться в хадж на средства, заработанные запретным путем. Даже если такой человек совершит хадж, то все равно он не получит саваба за совершение хаджа. Как известно, если хадж будет принят, то это станет причиной того, что человек будет очищен от всех своих прежних грехов. Такой человек как будто бы заново рождается на свет. Однако для того, чтобы хадж был принят, необходимо неукоснительное соблюдение следующих пяти условий: 1) Отправляясь в хадж, человек должен иметь чистое и искреннее намерение. То есть как и любое другое поклонение, хадж должен совершаться только ради довольства Аллаха Всевышнего. 2) Для совершения хаджа должны использоваться только халяльные средства. 3) Если человек ущемил или попрал чьи-то права, то прежде чем отправиться в хадж, он должен возместить эти права другим людям, а также попросить прощения у тех, кого он обидел. 4) На протяжении всего хаджа человек должен воздерживаться от любых скверных слов и поступков. 5) Человек должен совершить хадж, выполняя все его обязательные условия и предписания.

Только Аллаху Всевышнему известно, какое вознаграждение получит человек за такой хадж, при совершении которого были соблюдены все необходимые условия и который стирает все грехи человека. Чем больше недостатков человек допустит при совершении хаджа, тем меньше будет его вознаграждение. Есть люди, которым хадж не дает ничего, кроме того, что они формально считаются выполнившими эту обязанность. По этой причине тем, в чьем имуществе есть доля запретного или сомнительного, лучше занять деньги на хадж у других людей, а по возвращении обратно вернуть этот долг из своих средств.

Недозволенные игры

«Я когда-то играл в азартные игры, — пишет читатель, — делая ставки на спорт, после своего проигрыша я еще поставил и выиграл свои проигранные деньги. Харам ли те деньги, которые я выиграл после своего проигрыша?»

Исходя из того, что деньги, выигранные на тотализаторе, являются деньгами, которые проиграли другие люди, то они, вне всякого сомнения, считаются харамом. Для лучшего понимания данного вопроса хотелось бы привести следующий пример. Национальные лотереи и всевозможные спортлото также являются азартными играми, и тот факт, что в них принимает участие гораздо большее количество людей, никак не меняет их сути, так как эти розыгрыши содержат в себе все элементы азартных игр. Также не становятся эти игры дозволенными, если они организованы государственными структурами. Кроме того, человек, получивший подобный выигрыш, по сути, получает его бесправно, так как эти средства не являются платой за труд или приложенные усилия. Этот выигрыш полностью основан на случайности.

Посланник Аллаха предупреждал нас, что перед Судным Днем распространится бесчестие и обман, пропадет доверие между людьми, и многим будет все равно, каким способом они зарабатывают деньги.

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях: