Дагестанский транзит

29.10.2016 19:23

Махачкалинский морской торговый порт, похоже, опять обходят конкуренты. Находившийся с 14 по 16 октября с визитом в Индии министр промышленности РФ Денис Мантуров призвал местных предпринимателей к активному использованию транспортного коридора «Север-Юг» для продвижения товаров из Азии в Европу. В своей речи он как бы очертил будущие схемы движения товаров, попросив индусов при поездках по регионам России в первую очередь посетить Астрахань, охарактеризовав этот город как «ключевой логистический хаб в коридоре «Север-Юг».


Если данный спич министра не просто лоббирование интересов и без того бурно развивающегося региона, то можно предположить, что появившиеся при первом же упоминании «каспийского хаба» скептические нотки в отношении Махачкалинского морского торгового порта (ММТП) не в последнюю очередь связаны с дискриминационным отношением к Дагестану в коридорах власти. Между тем, для руководства Дагестана (в отличие от той же Астрахани) на сегодня участие в проекте «Север-Юг» — это, по существу, единственный шанс вытащить регион из трясины депрессивной экономики.

Отметим, что московское «лобби» может стать не единственной преградой на пути создания так называемого транспортно-логистического проекта «Каспийский хаб». И без этого разного рода рисков в республике хватает с избытком. Взять хотя бы наше традиционное пренебрежение к закону, как со стороны чиновников, так и со стороны населения. Даже в суровых российских экономических реалиях Дагестан выделяется дополнительными рисками при ведении экономической деятельности, не говоря об инвестировании сюда средств. История с нефтепроводом Баку – Новороссийск тому свидетельство. Хищение нефти из магистрали так и не удалось пресечь.

В то же время надо отметить, что астраханские порты, не идущие ни в какое сравнение с махачкалинским, оказались в тренде новых маршрутов международных перевозок совсем не случайно. При их ограниченном функционировании по климатическим условиям, приему грузов тоннажем не более 3 тысяч тонн и т.д. здесь в последнее время наметились тенденции к расширению инфраструктурных возможностей по приему и обработке грузов. В марте текущего года, к примеру, в порту Оля группой «Сумма» начато строительство контейнерного терминала.

Еще в 2014 году на Валдайском форуме, посвященном Новому шелковому пути, отмечалось отсутствие в ММТП, включенному в один из пяти маршрутов НШП, терминалов по обработке контейнеров. На форуме говорилось, что недостаток присущ почти всем каспийским портам. Но выводы сделали лишь в астраханском порту.

Определенный интерес Ирана к Дагестану, запуск так называемой «Зеленой линии» по экспорту зерна, может стать лишь локальным явлением, тогда как главная трасса товаров будет проходить через северные порты Каспия, с которыми у иранцев уже давно налажены хорошие отношения. Кроме того, направления логистических маршрутов в первую очередь связаны с инфраструктурными возможностями портов по приему и обработке товаров. Так, к примеру, построенные в начале нулевых элеваторы в ММТП сегодня позволяют нашему порту стать одним из основных каналов поставок пшеницы и других зерновых культур на экспорт. Справедливости ради надо отметить, что это заслуга профессиональной команды управленцев, руководивших портом в первой половине 2000-х.

Ожидаемый в 2018 году запуск железной дороги Астара – Решт – Казвин позволит загрузить практически простаивающую железнодорожную инфраструктуру Дагестанского отделения Северо-Кавказского отделения РЖД. Кратчайший и менее затратный путь из Юго-Восточной Азии в Северную Европу, минуя Суэцкий канал, планируется проложить через иранский порт Бендер-Аббас до арктических широт Европы. Азербайджан неспроста уже решил повысить плату за транзит грузов. Также Азербайджанская национальная железнодорожная компания создает совместно с компанией Русагротранс транспортное предприятие по перевозке зерновых. Потенциал перевозок оценивается в 2,5 млн тонн в год.

Параллельно будут наращиваться и автомобильные перевозки. Окончание модернизации трассы М29, запланированное на 2020 год, тут окажется как нельзя кстати. Трасса в отличие от железной дороги перегружена сверх всяких нормативов и серьезно замедляет движение автотранспорта.

Эксперты уже подсчитывают преференции от новых транзитных потоков для республики. Это более 10 тысяч рабочих мест, увеличение поступлений в бюджет от налогов на 6 млрд рублей, прибыль участвующих в проекте предприятий в сумме 100 млрд рублей и достижение валовым региональным продуктом отметки в 350 млрд рублей. Главное же — это диверсификация экономики и интенсификация социально-экономического развития за счет мультипликативного эффекта от вводимых в действие логистических проектов, включение региона в систему международных транспортных маршрутов с соответствующим повышением влияния и значимости как успешно развивающегося субъекта федерации. Но это все при условии, что ММТП не останется в стороне от всех этих процессов.
Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях: