«Экономика должна быть экономной»

08.03.2019 11:00

Старшее поколение россиян хорошо помнит этот корявый «экономический» слоган эпохи позднего Брежнева. Появился он аккурат в то самое время, когда для Советского Союза прозвенел первый тревожный звонок. Поток нефтяных денег начал стремительно иссякать, и в стране озаботились поиском внутренних резервов. Которых, впрочем, хватило очень ненадолго.

Похоже, что сегодня в Дагестане этот забытый лозунг обретает новую жизнь. Деятельность министерств и ведомств в республике оценивается не по конкретным делам, а по тому, сколько бюджетных средств им удалось сэкономить. В этом не было бы ничего плохого, если бы речь шла о работе по предотвращению масштабных хищений бюджетных средств. Но в последнее время все чаще и чаще приходится сталкиваться с примерами того, что наших чиновников, фактически проваливших работу на своем участке, не только не снимают с должностей, но еще и хвалят, поскольку провал этот случился на фоне неких сэкономленных миллиардов.

Рынок сделал экономистами большинство россиян. Любая домохозяйка на пальцах объяснит вам, что хранить деньги в чулке нельзя — с каждым днем этот «чулок» будет терять в весе. Даже банки с их смешными процентами по вкладам не в силах защитить наши сбережения от инфляции. Единственный способ сохранения денег — заставить их работать. И получается, что для того, чтобы экономика стала действительно экономной, она должна не хранить средства под подушкой или на счетах Минфина, а активно вовлекать их в оборот, заставлять работать и прирастать прибылью.

На этой неделе глава Дагестана Владимир Васильев принял участие в работе коллегии Министерства транспорта и дорожного хозяйства РД, на которой подводились итоги работы за 2018 год. Как сообщает РИА «Дагестан» (корреспондентов «НД» на это мероприятие не пригласили — «НД»), Васильев отметил плодотворную работу министерства и выразил уверенность в том, что в этом году ожидается активное развитие дорожной отрасли. «Строительство дорог, — подчеркнул он, — даст рывок развитию экономики. Мы за этот год сделаем дорожную отрасль лучше. При этом будем строить дороги, мосты и улучшать жизнь людей в целом».

Между тем, по мнению редакции «НД», которое разделяют и наши эксперты, в этом году никакого рывка в дорожной отрасли Дагестана не случится. Как не случилось его и в году минувшем. К слову, еще в середине прошлого года «НД» прогнозировало, что год для дорожников окажется провальным. Прогноз, к сожалению, оправдался. В своем докладе на коллегии министр транспорта и дорожного хозяйства РД Ширухан Гаджимурадов сообщил о том, что за отчетный период введено в эксплуатацию более 20 км новых дорог и 4 моста общей длиной 125 метров. Цифры эти абсолютно провальные, поскольку по плану в 2018 году необходимо было построить 90,5 км дорог и 11 мостов общей длиной 441 метр. И если бы деятельность министерства оценивалась по реальным делам, оно заработало бы в минувшем году твердую «двойку».

Положительная же оценка работы напрямую связана лишь с одним моментом в работе министерства. Как сообщил Гаджимурадов, «на конец года по действующим контрактам достигнута экономия в сумме 1,2 млрд рублей, а в целом, с учетом новых закупок 2018 года, экономия составила 1,7 млрд рублей».

Вот, собственно, и все достижения министерства. Хотя нет, в активе Гаджимурадова есть еще и увеличение налоговых платежей более чем на 220 млн рублей по сравнению с аналогичным периодом прошлого (2017 — «НД») года.

Правда, при этом в 2017 году в Дагестане построили 61,3 км дорог и 3 моста. Тогда дагестанские дорожники посчитали свою работу не очень удачной, поскольку в 2016 году было построено 76 км дорог и 19 мостов. Связано это было с тем, что в 2017 году величина дорожного фонда РД оказалась на треть меньше, чем годом ранее. То есть дорожникам элементарно не хватило денег для того, чтобы улучшить результаты предыдущего года.

В минувшем году с деньгами у дорожников проблем не было. Больше того. По итогам года оказались неосвоенными почти 3 млрд рублей «дорожных денег», что в итоге привело к тому, что выручка отрасли (эту цифру привел глава Дагестанского УФНМ Газинур Апсалямов) сократилась почти на 1,7 млрд рублей. На наш взгляд, замечательная иллюстрация к рассказу об «экономной экономике».

Рекорды «сэкономленные» и строительные

Несколько слов об экономии на тендерах. Несмотря на то, что Васильев раз за разом восхищается прорывом на этом направлении, будучи уверенным в том, что сэкономленные 1,7 млрд рублей существенно оздоровят экономику республики, наши эксперты оценивают прогнозируемые итоги этой экономии не так однозначно.

Дело в том, что политика искусственного снижения цен, как правило, приводит к тому, что у дорожников полностью отсутствуют оборотные средства. Предприятия лишаются возможности закупать необходимые материалы в межсезонье, когда цены на них резко снижаются (сезонные колебания цен в отрасли очень значительны). Кроме того, в качестве банковской гарантии приходится замораживать значительные средства (до 10% от стоимости объекта). А поскольку это больше предполагаемой прибыли, под предприятие изначально закладывается мина замедленного действия. Помимо всего прочего, данная ситуация значительно увеличивает риск того, что подрядчик может элементарно разориться. В России это случается достаточно часто на фоне занижения стоимости контракта.

Кроме того, снижение подрядчиком цены на 10–15% (а именно за счет подобных снижений достигается экономия) приводит к тому, что при строительстве начинают использоваться дешевые материалы, что неминуемо отражается на качестве. Недаром дорожники шутят: «Меньше денег — тоньше асфальт».

Также для достижения «экономии» в смету закладывается стоимость труда на 20–30% ниже рыночной. Итог печальный — снижение качества работ и уход из республики самых высокотехнологичных подрядчиков, не желающих играть в экономию ради экономии.

Так что сэкономленные дорожниками деньги — это вовсе не новые школьные автобусы и машины скорой помощи. Это не отремонтированные школы и не улучшение качества жизни дагестанцев. Политика экономии приведет лишь к резкому ухудшению качественных показателей и негативно отразится на показателях количественных. Именно с эти связаны наши негативные прогнозы на 2019 год.

Особенно обидно, что речь идет об отрасли, где до недавнего времени мы не только не отставали от других регионов, но и значительно опережали их. Так, в 2017 году Дагавтодор по строительству дорог перекрыл общероссийские показатели на 355%, по ремонту дорог — на 228%, по строительству и реконструкции мостов — на 216%.

Хорошие новости

Тем не менее рассказ о работе коллегии постараемся завершить на оптимистической ноте. В планах республики — закладка нового современного депо. По словам первого вице-премьера Гаджимагомеда Гусейнова, которые приводит РИА «Дагестан», это напрямую связано с тем, что с этого года начнется замена подвижного состава пригородных пассажирских перевозок и поездов дальнего следования. Соглашение об этом достигнуто с генеральным директором РЖД Олегом Белозеровым в рамках встречи на Инвестиционном форуме Сочи‑2019.

На реализацию Государственной программы РФ «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы» в этом году будет выделено 280,5 млн рублей. Это абсолютный рекорд (объем финансирования за пять предшествующих лет составил всего 200 млн рублей — «НД»). Это даст возможность реконструировать 29 км дорог в шести муниципальных районах.

Увеличится финансирование и по линии федерального проекта «Безопасные и качественные дороги». В этом году республика получит на эти работы 1,54 млрд рублей, что позволит привести в нормативное состояние 9,4 км региональных дорог и 72 внутригородские улицы Махачкалы протяженностью 57 км. Продолжится укладка асфальтового полотна в райцентры Ахвахского, Кулинского и Тляратинского районов, в Цумадинском районе эта работа в 2019 году будет завершена.

На коллегии также прозвучало сообщение о том, что в этом году запланировано открытие скоростного пассажирского сообщения по маршруту Махачкала — Дербент — Баку с осуществлением таможенного досмотра в пункте отправления.
 

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях: