
Кто у нас ворует газ
02.02.2019 10:30Дело Арашуковых, о котором в эти дни говорят практически все ведущие СМИ страны, на первый взгляд с Дагестаном не очень связано. Но это только на первый взгляд. Рано или поздно оно неминуемо отразится на экономической жизни республики и может стать началом нового витка зачисток. На этот раз в газовой сфере. Напомним, речь идет о задержании в Петербурге сенатора от Карачаево-Черкесии Рауфа Арашукова, подозреваемого в создании преступного сообщества и организации заказных убийств, а также его отца — советника гендиректора ООО «Газпром межрегионгаз» Рауля Арашукова.
Несмотря на то, что главной новостью России стало задержание сына-сенатора, для нас, безусловно, по целому ряду причин более интересен его отец, которого называли одним из газовых королей Северного Кавказа, и который, как неожиданно выяснилось в минувшую среду, много лет использовал в качестве личного кармана ставропольский Газпром.
Его биография весьма примечательна. В советское время был дважды судим за экономические преступления, после перестройки сумел получить должность генерального директора ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь», с 2007 по 2011 годы работал генеральным директором ОАО «Ставрополькрайгаз». С 2011 и вплоть до своего задержания в среду Арашуков-старший был советником генерального директора ООО «Газпром межрегионгаз».
Вчерашний «известный управленец, политический деятель, бизнесмен и меценат» сегодня подозревается в хищении газа на 30 млрд рублей. РИА Новости приводят комментарий представителя Следственного комитета Светланы Петренко, которая рассказала о том, как работала преступная группа, по версии следствия, организованная отцом и сыном Арашуковыми. По словам Петренко, они вместе с соучастниками обеспечивали заключение договоров на поставку северокавказским предприятиям большего объема голубого топлива, чем было нужно. «После этого они похищали газ, реализовывая его компаниям и физическим лицам за наличный расчет», — заявила Петренко, пояснив, что Арашуковы и их сообщники в течение многих лет создавали условия для хищения газа, поставленного несуществующим потребителям. Сумма ущерба при этом оценена в 30 млрд рублей.
В рамках расследования этого уголовного дела уже задержаны генеральный директор «Газпром межрегионгаз Астрахань» и АО «Газпром газораспределение Астрахань» Руслан Арашуков, а также генеральный директор «Газпром газораспределение Ставрополь» Игорь Травинов, его первый заместитель Николай Романов и исполнительный директор АО «Минераловодская газовая компания» Гузер Хашукаев.
Очевидно, что это только начало широкомасштабной компании по зачистке газовой отрасли на юге России. По информации, озвученной Следственным комитетом, уже сегодня следственные действия по этому делу проводятся в Москве, Петербурге. Ставрополе, Махачкале, Невинномысске, Буденновске, Астрахани и других городах.
Упоминание Махачкалы в этом списке неслучайно. Сообщая о заседании Басманного суда, принявшем решение об аресте Рауфа Арашукова, РИА Новости цитирует представителя следствия, обосновывающего необходимость ареста сенатора. Вот одна из цитат, напрямую относящаяся к нам: «Кроме того СКР возбудил дело по факту хищения природного газа, который поставлялся «Газпромом» на территорию Дагестана и КЧР, а также создания преступного сообщества, основной целью которого как раз таки являлось хищение газа. Все эти дела были соединены в одно производство, следствие собрало доказательства причастности к их совершению Арашукова Рауфа».
Все это в совокупности дает основание предположить, что недавний приезд в республику полпреда президента РФ в СКФО Александра Матовникова и помощника президента РФ Анатолия Серышева так или иначе связан с делом Арашуковых. Несмотря на то, что все мероприятия с их участием проходили в закрытом режиме, пресс-служба главы РД сообщила о том, что в числе прочих обсуждались вопросы развития топливно-энергетического комплекса, по которым в ноябре прошлого года давал поручение Владимир Путин.
Поручения эти, к слову, были даны конкретно по Дагестану и при этом сформулированы максимально жестко. Вот, к примеру, один из пунктов: «Правительству Российской Федерации совместно с Генеральной прокуратурой Российской Федерации принять незамедлительные меры по выявлению, пресечению и предупреждению хищений газа, нефти и нефтепродуктов, несанкционированного подключения к распределительным сетям, незаконного оборота нефтепродуктов и противоправного использования товарных знаков на территории Республики Дагестан». «Последние китайские предупреждения» по поводу энергодолгов республики Северного Кавказа получали достаточно часто от федерального центра. В июле 2018 года премьер-министр Дмитрий Медведев поручил главам регионов СКФО проработать вопрос о погашении долгов перед «Газпромом» и «Россетями» путем передачи им электрических и газораспределительных сетей. В ноябре Владимир Путин поручил принять меры по пресечению хищений нефти и газа, а также по инвентаризации энергосетей в Дагестане, ответственными за выполнение поручения были назначены Медведев и генпрокурор Юрий Чайка.
В свете дела Арашуковых поручение президента страны «пресечь и предупредить хищения газа» в Дагестане воспринимается совершенно под иным углом. Если в ноябре прошлого года эксперты говорили о том, что в республике намечается кампания по поиску предприятий, ворующих газ, то теперь, скорее, можно говорить о начале борьбы с газовиками, создавшими условия и предпосылки для масштабного воровства газа. А это, как говорится, две большие разницы.
И еще о «дагестанском следе». Можно также предположить, что пару весомых «кирпичей» в фундамент уголовного дела Арашуковых заложили и задержанный в декабре прошлого года руководитель компании «Газпром межрегионгаз Махачкала» Владимир Анастасов, и задержанный в январе этого года бывший начальник абонентской службы «Восточная» ООО «Газпром межрегионгаз Махачкала» Каякентского района Мурад Муртузалиев. Уверены, уже в ближайшее время список задержанных по этому уголовному делу пополнится многими фигурантами, поскольку без создания разветвленной системы хищения во всех республиках Северного Кавказа, 30 млрд рублей похитить было бы абсолютно нереально.
Ясно ведь, что в сферу «интереса» Арашуковых входил не только один Ставропольский край с его «жалким» газовым долгом немногим более 5 млрд рублей. Другое дело — экономические просторы всего СКФО, республики которого задолжали за голубое топливо более 95 млрд рублей. Представляется вполне логичной попытка «утопить» в котле этого огромного долга 30 млрд рублей, которые, по версии следствия, похитила дружная семья Арашуковых.
За последнее десятилетие руководители Дагестана, Чечни, Ингушетии и некоторых других северокавказских республик не раз и не два публично заявляли, что газовые долги регионов во многом являются рукотворными, что налицо активные хищения голубого топлива работниками газовых компаний, распределяющих платежи за украденный газ между добросовестными плательщиками.«Мы за свет и за газ все платим, просто не доходит. Я вас прошу — и представителей министерства, и компании: если вы не можете поставить нормальную работу, заберите ваш свет и газ, нам это не нужно. Потому что каждый раз обвинять мой народ и меня в том, что мы такие плохие, это неправильно», — заявил Рамзан Кадыров в середине 2017 года.
Дело Арашуковых даже на начальном этапе наглядно демонстрирует, что все эти обвинения не являются голословными.
В связи с этим возникает закономерный вопрос: будут ли пересчитаны долги северокавказских республик после того, как завершится это громкое дело. На наш взгляд, такое решение выглядело бы достаточно логичным, поскольку треть достаточно виртуального газового долга СКФО реально осела в карманах Арашуковых и их сообщников. И поэтому было справедливым долги республик сократить на эту самую треть. Это, во первых.
Ну, а во вторых, очевидно, следует ожидать, что расследование масштабных хищений в топливно-энергетическом комплексе северокавказских республик не ограничится газовой сферой. Как показывает практика (в том числе практика возбужденных уголовных дел) работники электрических компаний не меньше, чем газовики, любят «перераспределять» долги между добросовестными абонентами, маскируя собственные масштабные хищения электроэнергии. Так, по данным «Коммерсанта», на середину 2018 года долг всех потребителей РФ на оптовом энергорынке на 18 июля составлял 74,25 млрд руб, из них на СКФО приходится более половины — 48,52 млрд руб.
Если мы в ближайшее время увидим реальные подвижки в этой сфере, это будет означать, что государство реально озаботилось наведением порядка в энергетическом комплексе республик СКФО. Если же нет (и это тоже вполне возможно), то окажется, что единственная причина ареста отца и сына Арашуковых (об этом активно пишут в социальных сетях) заключается в том, что Арашуков-сын вызвал гнев своего недавнего друга Рамзана Кадырова. Летом 2017 года он неосторожно попытался посадить главу «Управления федеральных автомобильных дорог «Кавказ» Руслана Лечхаджиева, который является родственником Кадырова, после чего последний, по слухам, все отношения с юным сенатором прекратил. После этого, опять же по слухам, испортились отношения последнего с Валентиной Матвиенко и руководством Росгвардии. И в итоге из архива достали старые уголовные дела…

На что потратили в 1,5 млрд рублей в Табасаранском районе
отчет городскому собранию
22.03.2025 01:40