Энергетики отвечают «информаторам»
01.09.2018 12:00Не секрет, что Всероссийские учения энергетиков в Дагестане вызвали недовольство и сопротивление у ряда людей, зарабатывающих на сверхнормативных потерях электроэнергии, — проводимые на территории республики мероприятия лишили их «кормушки». А некоторых недобросовестных потребителей заставили платить за электроэнергию. Возможно, что и анонимный источник материала «Подсчитали — прослезились» оказался среди так называемых пострадавших и решил использовать площадку «НД», чтобы излить обиду.
К сожалению, автор упомянутого материала при подготовке публикации не обратился за комментарием в компанию, деятельность которой попытался проанализировать и покритиковать (то есть в ДЗО ПАО «Россети» — МРСК Северного Кавказа), а использовал мнение «информатора», который, на наш взгляд, явно не заинтересован в наведении порядка в электросетевом комплексе Дагестана. В итоге умозаключения анонимного источника оказались дилетантскими. Поэтому специалисты, погруженные в эту сложную тему, предоставленные сведения восприняли как слабо обоснованные.
Пользуясь предложением редакции «НД» и законным правом на ответ, объясним читателям, что происходит на самом деле.
Непростая арифметика
В Дагестане завершились масштабные учения энергетиков и уже подведены и озвучены итоги. Отвечая на вопрос, «зачем привозить в республику энергетиков со всей страны для ремонта столбов и трансформаторов, если стоимость всех этих работ изначально заложена в тарифах на электроэнергию», отметим, что уже более 10 лет реальные потребности энергосистемы Республики Дагестан на поддержание в нормативном состоянии электросетей не учитываются в тарифе. Кроме того, инвестиционные затраты на развитие электросетей региональная тарифная служба вообще не закладывает, а тариф на передачу электроэнергии в Дагестане остается самым низким в стране, что довело распределительные сети республики до плачевного состояния.
Чтобы в дальнейшем избежать развала энергетической отрасли, Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2018 г. № 534 утвержден ежегодный рост тарифов до 2023 г. на 15% на услуги по передаче, за исключением населения и приравненных к нему категорий потребителей (далее — прочие потребители), на территориях отдельных частей ценовых зон оптового рынка, для которых устанавливаются особенности функционирования оптового и розничных рынков.
«Источник «НД» … сообщил, что в тарифе ДСК на 2016 год на ремонт сетей было учтено около 400 млн рублей. Уровень платежей при этом составил более 80%. В итоге на ремонт электрооборудования должны были израсходовать более 320 млн рублей. Реальные же вклады в сетевое хозяйство составили всего 26 млн рублей, менее 10%», — это расчеты анонимного «информатора».
А теперь посмотрим с позиций реальных затрат. Все средства, заложенные в тарифе, в том числе структура затрат, утверждается контролирующими органами. В тарифе на 2016 г. по АО «ДСК» было учтено 427 млн рублей на ремонтную программу. При этом уровень оплаты за услуги по передаче электроэнергии по итогам 2016 года был достаточно высоким и — 95%, или 1 млрд 755,6 млн рублей. Сумма немалая. Но складываем дальше. Затраты на выплату заработной платы персоналу составили 1 млрд 262,1 млн рублей (при этом возможности индексировать очень небольшую у сотрудников зарплату тарифным органом не заложено), оплата НДС и налогов — 109,5 млн, аренда сетей — 111,6 млн рублей. Остается всего 272,4 млн рублей, а еще есть ряд таких жизненно необходимых для функционирования предприятия статей расходов как охрана, связь, коммунальные услуги и др. На ремонтную программу Дагестанской сетевой компании в итоге выделено 158,6 млн рублей и 70,5 млн рублей — на горюче-смазочные материалы. Это, даже без учета изношенности сетей, — просто копейки. Как видно, приведенные анонимным автором цифры не соответствуют действительности. Структура затрат демонстрирует, что в реальности на ремонтную программу Дагестанской сетевой компании направляются все свободные средства, поступившие в качестве оплаты за услуги, за минусом обязательных затрат.
На самом деле объем средств, запланированных в тарифе, лишь на четвертую часть покрывает реальные потребности дагестанской сетевой инфраструктуры на ремонтную программу.
При этом напоминаем: инвестиционные затраты тарифным органом из года в год в тарифе не учитывались. А отсутствие инвестиций в электросетевой комплекс не позволяет строить новые подстанции для обеспечения надежным электроснабжением многочисленных новых поселений и осуществления проектов технологического присоединения. Большинство же существующих центров питания крайне перегружено и закрыто для новых подключений. Именно для того чтобы начать решать эту проблему исключительно в интересах населения республики руководство «Россетей» и МРСК Северного Кавказа приняло решение о проведении масштабных учений на территории Дагестана. При этом МРСК Северного Кавказа, как заинтересованная сторона, взяла на себя огромную нагрузку по техническому обеспечению проведения этих масштабных мероприятий на территории Дагестана. Активно участвовали в обеспечении и проведении учений Дагестанская сетевая и Дагестанская энергосбытовая компании. Кстати, еще не все знают, что в настоящее время на территориях, не охваченных учениями, представителями группы компаний «Россети» проводится технический аудит с целью выявления объемов необходимых работ и средств для дальнейшей реконструкции энергосистемы республики.
Коротко об итогах
Источник по-своему интерпретирует результаты учений, используя какую-то свою арифметическую систему. Изучив эти рассуждения, хотелось бы довести до читателя профессиональные пояснения и расчеты. Во-первых, рассматривать эффективность проведения учений в части снижения потерь в целом по Республике Дагестан не корректно, так как мероприятия проводились только на территории присутствия четырех районных и двух городских электрических сетей из 39. На территории, где учения проведены, снижение потерь составляет 9,96%, при этом в отдельных РЭС снижение потерь достигает почти 22%.
о-вторых, нельзя определять ежегодную экономию с учетом только стоимости электроэнергии, приобретаемой в целях компенсации потерь, поскольку при снижении фактического уровня потерь увеличивается объем оказанных услуг по передаче электрической энергии. При определении величины экономии необходимо учитывать не только стоимость электроэнергии, приобретаемой в целях компенсации потерь, но и стоимость услуги, оказанной по передаче электрической энергии, что с учетом ежегодного увеличения стоимости составляет 3,2 руб.
Таким образом, озвученная официально экономия от проведения учений (232 млн руб.), определенная как произведение объема снижения потерь электроэнергии (72 млн кВт.ч) на сумму двух тарифов (прогнозируемой цены компенсации потерь в 1,64 руб./кВт.ч и прогнозируемого тарифа на передачу электроэнергии в 1,58 руб./кВт.ч), рассчитана совершенно корректно и точно.
А в‑третьих, хорошо было бы просто сказать «спасибо» тем людям, которые со всей страны съехались в далекий для них Дагестан, чтобы помочь… И реально помогли.
О комплексной программе и счетчиках
Свое мнение у автора с «информатором» и на реализацию комплексной программы. Между тем они плохо осведомлены о том, что во время практической реализации Комплексной программы мер по снижению сверхнормативных потерь электроэнергии (которая была начата еще в 2011 году, после чего в компании сменилось пять руководителей), компания столкнулась с большим объемом бесхозяйных сетей, неучтенных при первоначальном планировании системы учета. Не были предусмотрены и миграционные процессы, стремительный прирост населения. Невозможно было предусмотреть и то, что появится такое огромное количество жилых домов и микрорайонов, которые также не значатся ни в каких документах. Отсюда и недостаточный охват потребителей приборами учета. Кроме того, уже в процессе эксплуатации системы учета электроэнергии, внедряемой в рамках Комплексной программы, на территории Дагестана был выявлен высокий процент выхода из строя установленного оборудования (более 10%). При этом зафиксировано множество случаев умышленной порчи оборудования — недобросовестные потребители есть везде, а при низком нормативе потребления электроэнергии и возможности избежать наказания их процент неизбежно возрастает. Тем не менее в целях недопущения снижения эффективности создаваемой системы северокавказские энергетики предпринимали и продолжают предпринимать все меры по своевременной замене неисправного оборудования, установке современных устройств сбора и передачи данных, внедрению интеллектуального программного обеспечения, осуществляющего удаленный сбор данных с приборов учета. Эта работа в МРСК Северного Кавказа идет на постоянной основе, на днях с этой целью даже открыта специальная лаборатория, которая будет осуществлять ремонт, восстановление и проверку «умных» счетчиков. А в ходе учений 2018 года для повышения охвата населения учетом электроэнергии было установлено свыше 20 тысяч интеллектуальных приборов учета.
В связи с этим хотелось бы обратиться к потребителям с просьбой: необходимо платить по счетам и не выводить из строя приборы учета, не вмешиваться в их работу путем различных приспособлений и ухищрений — это наказуемо, это небезопасно и в конечном счете это отрицательно влияет на работу всей энергосистемы республики.
О тарифной стратегии
Рассуждать о тарифной стратегии, утверждая, что для сетевой компании выгодно иметь высокий уровень сверхнормативных потерь, может только человек несведущий. Не следует забывать о том, что именно заниженный тариф привел энергосистему Дагестана к такому состоянию. А если исходить из реалий, то стоит напомнить, что в первом полугодии 2018 года тариф на передачу электроэнергии в РД был ниже, чем в 2011 году — это во‑первых.
Во-вторых, расчет тарифов на регулируемый период учитывает компенсацию потерь только в пределах норматива — сегодня это 22% для Дагестанской сетевой компании. При наличии сверхнормативных потерь никакого снижения тарифа в части компенсации потерь не предусмотрено. В том же 2016 году в счет компенсации потерь ПАО «ДЭСК» было оплачено более 1,1 млрд рублей. Сверхнормативные потери являются прямым убытком сетевой компании, так что говорить о какой-либо выгоде для АО «ДСК» или МРСК Северного Кавказа от потерь электроэнергии просто нелепо.
О взаимодействии с главами субъектов СКФО
Для чего безымянный автор хочет вбить клин между главами регионов и руководством энергокомпаний на Северном Кавказе, непонятно. Но явно не из конструктивных соображений. Следует сказать, что кадровая политика в сфере ТЭК всегда согласовывается с руководителями субъектов, а с упомянутыми главами как у руководителя Россетей Павла Ливинского, так и у руководителя МРСК Северного Кавказа Юрия Зайцева сложились очень конструктивные деловые взаимоотношения. Кстати, именно по инициативе главы республики (теперь уже бывшего) в 2015 году была создана Дагестанская сетевая компания, одной из задач которой была консолидация электросетевых активов на территории республики для определения единой зоны ответственности в части надежности энергоснабжения и обеспечения энергобезопасности региона. К сожалению, процесс консолидации затянулся по ряду объективных и субъективных причин, не зависящих от МРСК Северного Кавказа. Ну а объективная оценка деятельности всех должностных лиц СКФО в сфере ТЭК регулярно дается главой Правительства РФ.
Стоит добавить, что в России до сих пор энергосистема стабильно функционирует именно потому, что магистральные и основные распределительные сети находятся в управлении государственного холдинга «Россети», тогда как практически все территориальные сетевые организации республик Северного Кавказа, которые принадлежат регионам или муниципалитетам, стали банкротами либо находятся в предбанкротном состоянии. С целью определения единой зоны ответственности в части надежности энергоснабжения и обеспечения энергобезопасности региона кабинетом министров РФ выдано поручение руководителям субъектов СКФО взять под личный контроль погашение просроченной задолженности за поставленные энергоресурсы перед дочерними и зависимыми обществами ПАО «Россети» и ПАО «Газпром», в том числе за счет передачи в собственность сетевых активов, а также дан ряд других важных поручений в сфере ТЭК, с которыми можно ознакомиться: http://government.ru/orders/selection/401/33340/
Справка
В соответствии с действующими нормативно-правовыми актами в области государственного регулирования цен (тарифов) на электроэнергию тарифы на услуги по передаче электроэнергии и сбытовые надбавки гарантирующего поставщика, а также конечные цены на электроэнергию для населения на очередной финансовый год устанавливают региональные органы тарифного регулирования. Для юридических лиц стоимость электроэнергии, приобретаемой на оптовом рынке электроэнергии, является нерегулируемой и определяется на основании соотношения спроса и предложения.
Исключение — республики СКФО, в том числе Республика Дагестан, а также Республика Тыва, для которых в соответствии с Федеральным законом от 29 июня 2018?г. №?172-ФЗ продлены особенности функционирования оптового и розничного рынков, и весь плановый объем электроэнергии (мощности) для не населения, учитываемый в прогнозном балансе ФАС России, приобретается по регулируемым ценам, устанавливаемым ФАС России.
За период 2011–2017?гг. региональной службой по тарифам РД тарифы на передачу для прочих потребителей (то есть не для населения и приравненных к ним групп потребителей) снижались на 38,5%, что в итоге привело к плачевному состоянию энергоотрасли Дагестана. Для поддержания электросетевого комплекса РД в условиях сохранения тарифов на покупку электроэнергии ниже рыночных во втором полугодии 2018?г. тарифы на услуги по передаче электроэнергии для прочих потребителей выросли на 15% — в сравнении со вторым полугодием 2017?г. (согласно Постановлению Правительства РФ от 30 апреля 2018?г. №?534).
Таким образом, в Дагестане впервые за 7 лет (!) во втором полугодии 2018 года обеспечен рост тарифа на передачу электроэнергии для группы прочие потребители (не для населения и приравненных к нему групп). С 2023 года в РД, как и в других субъектах РФ, рост будет происходить ежегодно в соответствии с инфляцией и итогами социально-экономического развития.
Важно отметить, что в целом конечные цены на электроэнергию в Дагестане остаются одними из самых низких в России, при этом соседние регионы исправно оплачивают в 1,5–2 раза больше за потребленные киловатты.
Департамент по взаимодействию со СМИ МРСК Северного Кавказа
Посол Ирана обсудил с главой Дагестана прикаспийское сотрудничество
встреча на региональном уровне
01.11.2024 18:19Правительство Дагестана подписало соглашение с представителями КСА
о сотрудничестве
02.10.2024 13:34