Тупиковая экономия

17.11.2018 09:00

На этой неделе в правительстве Дагестана в очередной раз заговорили о главном долгострое республики — канализационном коллекторе между Махачкалой и Каспийском. На еженедельном оперативном совещании у главы республики министр строительства и ЖКХ Малик Баглиев озвучил сенсационную информацию. Как пишет РИА «Дагестан», он сообщил, что был проведен экономический анализ проекта строительства коллектора, составленного еще в 1989 году. «Как и ожидалось, технологии, которым несколько десятков лет, оказались устаревшими и дорогими. Стоимость старого проекта составляла 13,5 млрд рублей, а в новом варианте цена снизилась до 5,1 млрд рублей», — сообщил он. 

Корреспондент «НД» в связи с этим попытался разобраться в том, за счет чего удалось «сэкономить» более 8 миллиардов рублей и как вся эта арифметика отразится на строительстве самого важного коммунального объекта в истории постперестроечного Дагестана.

Цены «от потолка»

За годы строительства коллектора стоимость этого объекта менялась не раз и не два. При этом разброс цен каждый раз удивлял. К примеру, в редакции «НД» имеются расчеты некой московской фирмы, которая по заданию Правительства РД года четыре назад оценила стоимость коллектора и насосной станции в 27,418 млрд рублей. После этого наши чиновники обратились к ростовским проектировщикам, которые сократили «затраты» почти в четыре раза. В декабре прошлого года ныне арестованный премьер Дагестана Абдусамад Гамидов на бизнес-конференции «Инвестируй в Кавказ», проходившей в Карачаево-Черкесии, сообщил, что власти республики планируют завершить строительство коллектора в 2020 году, на что потребуется около 7 млрд рублей дополнительных инвестиций.

С учетом всего этого корреспондент «НД» не стал выяснять, откуда взялись озвученные Баглиевым 13,5 млрд рублей, а попытался самостоятельно подсчитать, во сколько сегодня обойдется завершение работ по прокладке коллектора, а также доведение до ума объекта «Расширение реконструкции (2-я очередь) канализации в Махачкале».

Для начала попытаемся определиться, что имел в виду министр ЖКХ, сообщивший, что «стоимость старого проекта удалось снизить до 5,1 млрд рублей». Если он при этом говорил о достройке собственно коллектора, то стоимость этих работ оказалась вдвое выше реальной. Если же речь идет о проекте в целом, то заявленной суммы явно не хватит. То есть в обоих случаях министр случайно или намеренно ошибся. Причем, опять же в обоих случаях цена ошибки оценивается в миллиарды рублей.

Давайте посчитаем

Согласно справке по стоимости достройки тоннеля на 01.01.2016 г. (имеется в распоряжении редакции) для завершения работ необходимо пройти 5,1 км, а также построить пять шахт. Все эти работы оценены в 2,450 млрд рублей. На самом деле эта сумма может в итоге оказаться немного больше, поскольку при расчете использовались расценки 2011 года без поправок на инфляцию, но разница при этом будет не очень большой. Получается, что Баглиев, говоря о необходимых 5,1 млрд рублей, имел в виду не собственно коллектор, а объект в целом. Поэтому мы тоже будем говорить об объекте «Расширение реконструкции (2-я очередь) канализации в Махачкале».

До того, как перейти к собственно расчетам, расскажем, как будет работать этот объект. Согласно проекту канализационные стоки Махачкалы по пятнадцатикилометровому коллектору будут поступать на очистные сооружения, расположенные на окраине Каспийска. Сюда  же будут направляться и стоки Каспийска. После очистки и обеззараживания стоки будут подаваться на насосную станцию, которая будет «толкать» их в море по двум параллельным трубопроводам диаметром 1,0 м. Длина этого двухниточного водосброса — 2 километра. Такая вот сложная система.

Ну, а теперь посчитаем. Очистные сооружения в Каспийске первоначально могли переработать 117 тыс. кубометров стоков в сутки. После проведенной несколько лет назад реконструкции их мощность была доведена до 140 тыс. кубометров. Сегодня Махачкала ежедневно потребляет 340–360 кубометров воды, которая в итоге попадает в канализацию. Поскольку стоки северной части дагестанской столицы в коллектор не попадут (об этом разговор особый), подсчитаем стоки центральной и южной части города. Это примерно 200 тысяч кубометров в сутки. Плюс примерно 40 тыс. кубометров стоков Каспийска. Даже неспециалисту понятно, что потребуется вдвое увеличить мощность очистных в Каспийске. По оценкам специалистов на это потребуется от нескольких сотен миллионов рублей до 1 миллиарда.

Нет в Каспийске и насосной станции. Добавляем еще 1,6 млрд рублей. Плюс еще один миллиард на двухниточный двухкилометровый водовод и около 150 миллионов рублей на аварийные затворы перед главной канализационной насосной станцией. В итоге получаем 3,75 (1+1,6+1+0,15) млрд рублей. С учетом денег, необходимых для завершения работ по проходке тоннеля выходим на сумму 6,25 (3,75+2,5) млрд рублей.

Но и это еще не все. В свое время в проект были внесены «небольшие» коррективы. Для того, чтобы «толкать» стоки из Махачкалы в Каспийск, проект предусматривал строительство промежуточной насосной станции в районе ипподрома. Несколько лет назад якобы в целях экономии средств от строительства этого  объекта решили отказаться. Взамен было предложено прокладывать коллектор не параллельно поверхности земли, а под небольшим наклоном, обеспечивающим самоток подземной реки. И если на окраине Махачкалы коллектор залегает на глубине 12 метров, то у окраины Каспийска он уже вышел на отметку –30 метров. И последние пять километров он будет параллельно к поверхности земли, поскольку очистные в Каспийске заглублены как раз на 30 метров. Никаких расчетов, позволяющих выяснить, хватит ли стокам инерции, чтобы преодолеть эти последние пять километров, не проводилось. По этому поводу редакция «НД» несколько раз напрямую обращалась к бывшему министру ЖКХ республики Ибрагиму Казибекову (ныне объявленному в розыск), поскольку именно он давал задание ростовским проектировщикам рассчитать стоимость реализации проекта, но ответа так и не получила.

Между тем, практически все опрошенные специалисты сходятся во мнении, что инерции стокам явно не хватит и рано или поздно промежуточную насосную станцию строить придется. И, скорее всего, сумма предполагаемых затрат увеличится еще на 1,5 млрд рублей (6,25+1,5=7,75). 

Докладывая о проекте, Баглиев не учел и еще один важный момент. В стоимость работ не вошли затраты на строительство необходимых сетей. Речь идет о том, что в коллектор необходимо направить канализационные стоки многоэтажек и частных домов, построенных на южной окраине Махачкалы и северной окраине Каспийска. Кроме того необходимо загнать в трубы и направить в коллектор речку Талгинку. В лучшем случае стоимость этих работ ограничится суммой в миллиард рублей (7,75+1=8,75).

И еще очень важный момент. Как следует из названия проекта: «Расширение реконструкции (2-я очередь) канализации в Махачкале», предполагается, что после его реализации все махачкалинские канализационные стоки будут направляться в Каспийск на очистку. Но дело в том, что в коллектор не попадут стоки северной части Махачкалы, которые прямиком по речке Воняйке по-прежнему будут напрямую сбрасываться в Каспий. 

Как было объявлено, для решения этой проблемы в будущем планируется строительство Северных очистных сооружений, ориентировочно в районе нефтебазы. В свое время Абдулатипову не хватило ресурса, чтобы добиться возобновления финансирования работ по канализационному коллектору. Васильев же, как показывает практика, легко договаривается с федеральным центром по поводу выделения Дагестану дополнительных средств. Для того чтобы раз и навсегда закрыть вопрос загрязнения Каспия и построить цивилизованную систему полной очистки всех канализационных стоков Махачкалы, обе эти задачи (завершение строительства очистных сооружений в Каспийске и строительство Северных очистных) необходимо решать в комплексе. Цена вопроса при этом вырастает на 5 млрд рублей. И в итоге мы выходим на цифру 13,75 (8,75+5) млрд рублей. Как видите, она практически ничем не отличается от той, которую на совещании у главы озвучил Баглиев (13,5 млрд рублей).

Аппаратная корректировка

Не будем больше напрягать читателя решением арифметических задач, вместо этого лучше зададимся вопросом, кому, кроме докладчика-министра, нужна такая экономия, в результате которой долгострой еще на долгие годы останется долгостроем, а проблемы утилизации канализационных стоков Махачкалы так и не будут решены?

С Баглиевым как раз все понятно. Пару недель назад он был жестко раскритикован Васильевым и едва не лишился министерского кресла накануне объявления нового состава правительства. И теперь ему срочно надо набирать положительные баллы. В этом плане доклад министра выглядит поистине царским подарком для главы — удалось сэкономить более восьми миллиардов бюджетных денег. 

Естественно, реакция Васильева была предсказуемой. Он бурно отреагировал на сообщение, заявив следующее: «Сокращение расходов составило свыше 8 млрд рублей. Вдумайтесь в эту цифру! При этом цель достигается, причем в более короткие сроки».   Он подчеркнул, что значительную роль здесь играют «не только специфика отношения к бюджетным средствам того или иного чиновника, но и новые походы, технологические решения, что крайне важно для республики».

Самое интересное, что когда речь идет о финансовой оценке какого-то проекта, ни новые подходы, ни технологические решения ни на что не влияют. Нет, конечно, на что-то они влияют. На скорость проведения работ, к примеру, их качество. А вот на цене, увы, не отражаются никак. Есть утвержденные расценки, которые в связи с инфляционными процессами лишь ежегодно растут. Есть объемы, которые вообще с годами не меняются никак. Поэтому когда министр, докладывая о найденных «резервах экономии», говорит о том, что «как и ожидалось, технологии, которым несколько десятков лет, оказались устаревшими и дорогими», воспринимать всерьез такую попытку «экономического анализа» нельзя. Это просто слова, не имеющие особого смысла, которые, однако, уже в недалеком будущем гарантированно ударят по республике.

В связи с эти редакция «НД» просит считать данный материал официальным запросом в адрес Министерства строительства и ЖКХ РД. Мы просим прислать в редакцию расчеты, позволяющие понять, как на запрошенные 5,1 млрд рублей планируется полностью завершить проект «Расширение реконструкции (2-я очередь) канализации в Махачкале»?

Метро — это тоже тоннель

И еще один аспект проблемы, напрямую связанный со строительством коллектора. Как сообщает РИА  «Дагестан», «в ходе обсуждения также были затронуты вопросы, связанные с оформлением собственности Республики Дагестан на земельные участки, подпадающие в зону строительства тоннельного коллектора в рамках строительства объекта «Расширение реконструкции (2-я очередь) канализации в Махачкале».

По словам заместителя председателя правительства — министра по земельным и имущественным отношениям Дагестана Екатерины Толстиковой, перед Министерством стояли две задачи: образование земельного участка для расширения коллектора площадью 28,2 га и его перевод из земель сельхозназначения в земли промышленности. 

«Земельный участок уже образован, в настоящее время идет подготовка документов для перевода», — констатировала она».

Редакция «НД» связалась с руководителем ООО «Тоннельспецстрой» Казбеком Курбановым, который с вынужденными перерывами, пришедшимися на годы застоя, строил этот объект почти три десятка лет. Сейчас Казбек живет и работает в США, поскольку в последние годы средств на строительство тоннеля не выделялось.

По его словам, над тоннелем можно как распахивать поля, так и строить дома, заводы. «Коллектор залегает так глубоко, что ничему не мешает. Мы, к примеру, пробивали тоннель под заводом «Дагдизель», на работе предприятия это никак не отразилось. Не отразится строительство коллектора и на домах каспийчан, под которыми он должен будет пройти. Если бы над каждым подземным сооружением требовалось отчуждение земли, изменение ее статуса, не было бы Москвы, стоящей над громадной сетью подземных коллекторов. Что же касается обслуживания нашего коллектора, для этого по проекту предусмотрены участки диаметром 15 метров вокруг каждой из 20 шахт, а также подъезды к ним. И все. Поэтому непонятна вся эта активность Минимущества». 

У редакции тоже возникли вопросы к министерству. Если земли между Махачкалой и Каспийском, по которым проходит коллектор, до сих пор являются землями сельхозназначения, кто давал разрешение строить на них дома? Или все эти движения якобы вокруг коллектора направлены как раз на то, чтобы все эти дома, по закону являющиеся самостроем, легализовать? Тогда почему их переводят в категорию земель промышленности? В общем, тут много непонятного, хотелось бы услышать разъяснения специалистов Минимущества по этому поводу.

Ну и напоследок. На этой неделе, докладывая Васильеву об исполнении поручения Дмитрия Медведева по обеспечению населения Дагестана качественной питьевой водой, министр  строительства и ЖКХ республики Малик Баглиев доложил, что создана рабочая группа, которая провела инвентаризацию технического состояния проектно-сметной документации по 11 объектам. «В результате инвентаризации, — сообщил он, — составлены сводные сметные расчеты по каждому из этих объектов, и общая остаточная стоимость завершения строительства сократилась с 5,3 до 4,7 млрд рублей, то есть экономия составила 600 млн рублей. Эти объекты были представлены в Минстрой России», — сообщил глава ведомства. Если эти расчеты проводились по той же методике, что и расчеты по коллектору, чистая вода в некоторые дома, скорее всего, придет очень и очень нескоро.
 

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях: