Важней всего погода в доме

07.11.2015 14:28
Начало отопительного сезона в Махачкале ежегодно превращается в глобальную проблему, которая отравляет жизнь десяткам тысяч горожан, проживающих в многоквартирных домах. Как только температура в квартирах опускается ниже 15—16%, концентрация проклятий в адрес властей достигает максимума. Если бы даже малая часть их воплотилась в жизнь, в городе не осталось бы ни одного чиновничьего особняка, а их обитатели всю оставшуюся жизнь занимались бы сбором ягеля для поддержания огня в продуваемых ветром ярангах.

Комментарии городских властей при этом оригинальностью не отличаются. Жителям города раз за разом напоминают о Постановлении Правительства РФ от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных жилых домах», согласно которому отопительный сезон «должен начинаться со дня, следующего за днем окончания 5-дневного периода, в течение которого соответственно среднесуточная температура наружного воздуха ниже 8 градусов Цельсия». При этом почему-то опускается очень важная строчка из этого постановления, которая сформулирована так: «Исполнитель начинает и заканчивает отопительный сезон в сроки, установленные уполномоченным органом». В переводе на человеческий язык это означает, что теоретически мэр города имеет право объявить о начале отопительного сезона хоть в середине июля, и теплоснабжающие организации будут обязаны в тот же день начать подавать тепло в наши квартиры.

Почему же за редким исключением отопительный сезон в столице республики в последние годы начинается 15 ноября? Ответ очевиден: задержка с подачей тепла в наши квартиры выгодна теплоснабжающим организациям города, поскольку работа в «зимнем» режиме связана для них с необходимостью закупок дополнительных объемов газа. А поскольку долг теплоснабжающих предприятий Махачкалы за газ на сегодня и без того превысил полтора миллиарда рублей, «государственный подход» вроде бы требует от мэра сделать все возможное, чтобы помочь им хотя бы немного улучшить финансовое положение. Но при этом Мусаев, как, впрочем, и его предшественники, как-то забывает, что его избрали не мэром ОАО «Махачкалатеплоэнерго» или ОАО «Махачкалатеплосервис» и что главная его задача — всемерная защита интересов горожан. На фоне же холодных батарей его уверения: «Мы решим все проблемы, чтобы в этом городе жили счастливо, получали удовольствие и гордились тем, что мы живем в столице Дагестана», — согласитесь, воспринимаются как-то неоднозначно. 

Холодные квартиры в начале ноября не единственная коммунальная проблема в городе, связанная с деятельностью теплоснабжающих организаций в этот период. Многие отмечают, что стремительное понижение температуры в квартирах, как правило, сопровождается ощутимым падением температуры горячей воды в кранах (во многих домах она едва превышает 400С). 
Связано это с тем, что с 1 ноября начинается подача тепла в детские сады и школы. Добавьте к этому административные здания (слуги народа — это, по существу, те же дети), а также многоквартирные дома, жители которых подключились к теплу самостоятельно (по разным оценкам, это 20—25% многоквартирного жилого фонда), и станет понятно, что нагрузка на котельные в эти дни возрастает многократно. Но при этом все они по-прежнему продолжают работать в экономном «летнем» режиме и поэтому необходимые параметры теплоносителя обеспечить не могут. Если бы на всех наших домах, как этого требует закон, были установлены счетчики горячей воды, вся ноябрьская экономия теплоснабжающих организаций пошла бы прахом. Но, увы, счетчиков этих нет, а судятся с теплоснабжающими организациями лишь единицы. В итоге «тепловики», по существу, в это время элементарно обкрадывают нас, прекрасно понимая, что на фоне холодных батарей проблемы с горячей водой останутся незамеченными.

Еще один важный момент. Многие жители города помнят времена, когда при объявленных сроках начала отопительного сезона 15 ноября радиаторы в наших квартирах начинали теплеть с 1 ноября. Тогдашний директор Махачкалинской ТЭЦ Эседула Ахмедов (в настоящее время председатель комитета по строительству и ЖКХ НС РД. — Ред.) в интервью корреспонденту «НД» объяснял это необходимостью подготовки системы теплоснабжения к работе в зимних условиях. По его словам, «предпусковой период» при переходе на «зимний» режим обычно растягивается на 10—15 дней. И для того, чтобы 15 ноября батареи нагрелись до температуры, определенной Жилищным кодексом, необходимо начать подавать тепло примерно за две недели до этого. В противном случае реальное начало отопительного сезона автоматически сдвинется на эти самые две недели. Таким образом, можно с уверенностью предсказать: ощутимый отопительный сезон 2015 года в Махачкале начнется примерно 1 декабря. В итоге мы 12 месяцев будем платить за отопление, которое в реальности будем «ощущать» всего четыре с половиной месяца (до 15 апреля).

Что на этом фоне можно противопоставить чиновникам, не желающим в упор увидеть реальные проблемы жителей города? Как показывает практика, надежды на помощь всякого рода общественных организаций абсолютно беспочвенны. «Энтузиазм масс», о котором в свое время говорил дедушка Ленин, тут тоже учитывать не стоит — как только «масса» сталкивается с необходимостью собирать ворох справок и организовывать выезд на место необходимых комиссий, она, как правило, опускает руки и энтузиазм стремительно теряет. Разовые акции с перекрытием улиц и поджиганием покрышек не в счет.

Попытки же граждан вырваться из заколдованного круга и установить в своих квартирах автономное отопление чиновниками, как правило, жестко пресекаются. В любом случае процесс получения разрешения очень сложен и требует согласования во многих инстанциях, а зачастую и перепланировки квартиры. Кстати, перепланировку тоже необходимо согласовать в нескольких инстанциях. Кроме того, российский закон разрешает установку не более трех котлов на одном стояке. При этом кухни данных квартир не должны иметь общую стену с соседями (это связано с правилами выведения продуктов горения на улицу). В общем, «засад» тут много, и борьба за «автономность» может растянуться на долгие годы. 

Единственный город республики, в котором вопрос организации автономного отопления в квартирах решился очень быстро и без всяких проволочек, — Кизилюрт. Правда, до этого в городе несколько лет практически не отапливали многоквартирные дома, пока, наконец, их жильцы не заглушили трубы, идущие от котельных, демонтировали стояки и начали отапливать свои квартиры чем Бог послал. Кто газом, кто электричеством, кто соляркой. Корреспондент «НД» лет десять назад даже обнаружил в стандартной «трешке» пару «буржуек», топившихся дровами. Как оказалось, хозяин квартиры работал в столярном цехе и ежедневно привозил с работы полный багажник отходов производства.

Но это к слову. Возвращаясь же к проблемам, о которых мы сегодня говорим, следует признать, что в сложившейся ситуации помочь горожанам в получении качественных жилищно-коммунальных услуг может только… бизнес. Идея эта не нова, в некоторых российских городах (в первую очередь в Москве и Санкт-Петербурге) она давно и успешно реализуется. Речь идет о создании юридических фирм, занимающихся защитой прав потребителей в сфере ЖКХ.

Принцип их работы прост: гражданин звонит в приемную и сообщает, что в его доме, к примеру, температура горячей воды составляет 45%. После этого специалисты фирмы (а кроме юристов в них работают инженеры и техники) выезжают на место, фиксируют факт нарушения, определяют количество домов, получающих некачественную услугу, и… обращаются в суд. С каждой отсуженной суммы на счет фирмы поступает заранее оговоренный процент. Такая вот рабочая схема. На этом можно было бы поставить точку и завершить материал, если бы не один очень интересный момент.

Дело в том, что подобный подход к решению проблемы неожиданно заставляет организации ЖКХ менять подходы к организации работы. Проблемы, которые государство безуспешно пыталось решить годами, неожиданно начинают рассасываться сами собой. Поскольку никаких договоров между теплоснабжающей организацией и собственниками жилья в природе не существует, все претензии по предоставлению некачественной услуги суд предъявляет посредникам. А именно управляющим организациям, ответственным за «доставку» услуги в каждую квартиру. Естественно, последние тут же начинают судиться с теплоснабжающими организациями, а заодно (в том числе и через суд) требовать от них установки общедомовых приборов учета (показания этих приборов позволяют управляющим организациям в ходе суда «переадресовать» иск, чтобы потом месяцами не ждать возврата своих денег). Иногда же вернуть эти деньги и вовсе невозможно, в частности тогда, когда поставщик тепла (наш случай) пребывает в состоянии банкротства.

В свою очередь, представители теплоснабжающих предприятий начинают судиться с управляющими компаниями, требуя от них наведения порядка в подвалах: устранения утечек во внутридомовых разводках, их теплоизоляции и т.д. В итоге начинается игра на опережение, в результате которой в выигрыше оказываются конечные потребители услуг. В нашем случае (если допустить, что в городе заработала такая юридическая фирма) для теплоснабжающих организаций период с конца октября и до середины ноября обернулся бы миллионными исками. И они сами были бы вынуждены ходатайствовать перед руководством города о переносе сроков начала отопительного сезона на конец октября.
Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях: