
«Зато свое!»
12.12.2015 08:19Правительство страны ограничило государственные закупки иностранных лекарств, у которых есть российские аналоги. По мнению чиновников, такая мера приведет к снижению цен в фармацевтической отрасли. Как скажется такой «патриотический» шаг на качестве лечения больных, узнавали корреспонденты «НД».
Постановление об ограничении госзакупок иностранных медицинских препаратов подписал 2 декабря премьер-министр России Дмитрий Медведев. Согласно документу, теперь импортные препараты допустят к участию в госзакупках, если есть предложение хотя бы от двух отечественных поставщиков, происходящих из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС — Россия, Белоруссия, Армения, Казахстан и Киргизия). При этом заявки должны быть от компаний, не входящих в одну группу, чтобы считаться раздельными. По словам министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова, запрет на госзакупки касается 608 лекарств. Все они из списка жизненно важных лекарственных препаратов. Из них у 282 наименований есть несколько производителей.
Заместитель министра здравоохранения РФ Сергей Краевой заявил, что постановление касается только сектора закупок за бюджетные средства и начинает действовать только в том случае, если на конкурсные процедуры выходят с уже произведенными препаратами как минимум два участника, и вводимое постановление дефицита лекарств не создаст. Ограничения на доступ к госзакупкам не будут применяться до 31 декабря 2016 года к тем иностранным препаратам, которые хоть и производятся за рубежом, но упаковываются на территории ЕАЭС. Очевидно, эта отсрочка дается для того, чтобы ряд иностранных компаний, которые пока производят в России только упаковку, успели перейти от производства упаковки к производству полного цикла своего препарата.
Но, несмотря на уверения властей, многие специалисты скептически относятся к такому способу снижения цен на лекарства. По законам рынка, если сокращается предложение, рост цен неизбежен. Что хуже, ни один из наших собеседников не дал положительную оценку качеству российских аналогов. «Наши аналоги, так называемые дженерики, не прошли необходимых клинических испытаний, — говорит эксперт по здравоохранному законодательству Арсен Абдурагимов. — Что касается оригиналов европейского стандарта, в 99% случаев они прошли клинические испытания и доказали свою эффективность. Наша власть хочет развивать отечественную фармацевтику, но, к сожалению, большая часть больных от этих аналоговых лекарств попадает в реанимацию. Я могу это с уверенностью сказать, потому что испытал это на своем опыте. Есть, например, такой препарат, очень распространенный среди больных эпилепсией, — «Финлепсин». Недорогой, но довольно эффективный, около 600 рублей стоил. Даже его не оставили. Сейчас больные вынуждены в аптеках по рецепту покупать наш аналог — «Карбалепсин». Отвратительные результаты лечения данным препаратом, никто не хочет его покупать. Не исключаю, что кому-то отечественный аналог подойдет. К примеру, 10 больным дают российское лекарство. Организмы восьми из этих десяти не воспринимают этот препарат. А двое его восприняли удовлетворительно, и процесс лечения продолжился. Что важнее в данной ситуации? То, что восемь больных попали в реанимацию и находятся на стадии летального исхода, или то, что двум больным лекарство кое-как подошло?»
Сомневается в успехе этой идеи и соучредитель Общественного движения «Дагестан без сирот», травматолог-ортопед высшей категории Магомед Абдулхабиров: «Много эффективных антибиотиков, противоопухолевых и других препаратов, которых нет в России и, вероятно, скоро не будет. Для разработки, испытания и внедрения новых лекарств нужны годы. Знаю людей, которые покупают лекарства за границей, ибо в России имеются только аналоги, но они менее эффективные. Нужно еще учесть, что в нашей стране много мошенников, которые выпускают фальшивые и даже вредные «лекарства». К сожалению, в нашей стране, где бюрократизм и взяточничество стали печальной реальностью, трудно будет реализовать государственную программу по импортозамещению лекарств. Пока еще сохраняются запасы, но полагаю, что дефицит качественных лекарств печально отразится на здоровье россиян. И у меня есть предчувствие, что элитные (ведомственные) больницы, где лечатся наши депутаты, министры, главы и олигархи, не пострадают, ибо «слуги» народа в нашей стране всегда лечились, лечатся и всегда будут лечиться лучшими иностранными препаратами».
Главврачи неохотно говорят на тему обеспечения иностранными лекарствами. «Мы и так иностранные лекарства не закупаем давно, ограничили уже второй год. Так как у нас денег не хватает, мы берем наши дешевые препараты, хотя есть определенный процент и импортных лекарственных средств. О качестве наших и иностранных препаратов я не могу сказать ничего, поскольку для определения качества лекарства существуют специальные экспертные лаборатории», — лаконично заметил главный врач Республиканского онкологического диспансера Александр Терещенко.
Узнать у главврача Республиканского кардиологического центра Османа Махачева его мнение по данной теме корреспонденту «НД» и вовсе не удалось. В приемной нам передали, что «…в этом году врач переговорить с вами не успеет, а по телефону выражать свою позицию не будет».
Зато сами больные, регулярно испытывающие недостаток необходимых лекарств, готовы говорить об этом очень долго. «Аналогами называть эти лекарства не совсем правильно. Например, аналогичными можно назвать телевизоры «Самсунг» и «Сони» — качество одно и то же, просто фирмы разные. Но в большинстве случаев так называемые «аналоги» — дженерики. Они слабее, побочный эффект сильнее. У нас большое количество ВИЧ-инфицированных пациентов, которые нуждаются в иностранных препаратах. И Россия не сможет их обеспечить необходимыми лекарствами, потому как таких лекарств у нас пока просто не выпускают. У нас большое сообщество людей, живущих с таким диагнозом. Я думаю, в данном случае будет найден компромисс», — говорит руководитель Дагестанского регионального отделения общественной организации «Свои» Джаппар Гаджиев.
Другая собеседница «НД», страдающая от онкологического заболевания, приводит в пример действие швейцарского препарата «Зомета» и российского аналога: «Разница между ними аналогична разнице между «Мерседесом» и «Запорожцем». А казалось бы, оба автомобиля…».
Р. S. Ранее правительство уже ограничило похожим образом госзакупки иностранного медицинского оборудования. В феврале этого года было принято постановление, устанавливающее аналогичные ограничения на закупки иностранного медицинского оборудования. Эти товары зарубежного производства также было решено не допускать к госзакупкам при наличии как минимум двух заявок на поставку аналогичной продукции из стран ЕАЭС.

На что потратили в 1,5 млрд рублей в Табасаранском районе
отчет городскому собранию
22.03.2025 01:40