Триумф имама Шамиля в Европе

09.02.2013 00:00

И джаназа-намаз (погребальный намаз) совершили в Равза, в мечети Пророка. Много людей оплакивало его. Было много желающих, готовых отнести покойника на кладбище Бакия, ибо от этого хотели получить воздаяние Аллаха». Так была перевернута последняя страница истории дагестанского горца. 

Загадочный горец
Популярность Шамиля была необыкновенна, когда в сентябре 1859 года после завершения военных действий он был приглашен в публичную библиотеку в Петербурге, ему показали 22 сочинения о нем, изданных в разное время на разных языках: русском, польском, французском, немецком, английском, итальянском, голландском, шведском, венгерском и латышском.
С 19 сентября 1834 года, когда Шамиль был избран имамом Дагестана, а чуть позже и имамом Чечни, начинается его жизнь как предводителя горских народов. Знание тактики, оригинальность решений в военных операциях позволяли Шамилю наносить серьезные, иногда сокрушительные удары царским войскам. Хорошо обученная, регулярная царская армия, вооруженная современным огнестрельным оружием, артиллерией, долгое время ничего не могла поделать с горцами, защищавшимися кинжалами, шашками и камнями. Из «великого разбойника», «предводителя скопищ», как называло Шамиля российское командование, имам постепенно превращался в горского правителя, сильного и умного противника. Признавая Шамиля выдающимся военачальником и государственным деятелем, Европа желала иметь его изображение, знать, как выглядит этот загадочный кавказский горец. Откликаясь на это, художники создавали портреты Шамиля, руководствуясь лишь заочным, часто эмоциональным представлением о нем, поэты сочиняли стихи и поэмы, драматурги — пьесы. Европейцы с пристальным вниманием следили за кавказскими событиями. В газетах, журналах появлялись заметки, статьи о делах, происходящих на Кавказе.

На берегах Сены
В 1854 году в парижском Всеобщем иллюстрированном журнале была опубликована статья Эдмонда Тексье «Шамиль» с оригинальным изображением главного героя. Необычен наряд Шамиля (кольчуга, шлем, лук, стрелы), гордо восседающего на коне. Видимо, этим автор портрета хотел подчеркнуть высокое положение Шамиля, его главенствующую роль.
Вскоре в Париже Эдмонд Тексье публикует свою книгу «Шамиль», вышедшую в серии «Люди Восточной войны». Серия, выходившая в издательстве «Либре Альфонс Тари», представляла читателям биографии знаменитых политических деятелей и военачальников, участников исторических событий середины XIX века в Европе, а также их портреты. Были изданы книги о таких знаменитостях, как адмирал Нэпир, Омер Паша, император Николай I, султан Абдул Меджид, маршал Сен-Арно, лорд Роглан, князь Горчаков, князь Монтенегро, и среди них — Шамиль. На титульном листе «Шамиля» был напечатан портрет имама в черкеске, кольчуге и шлеме.
В 1854 году в Париже издается книга Пьера Закона «Шамиль — освободитель Кавказа» со своеобразными иллюстрациями художника Ж. Бюси. Художник придал Шамилю типичные черты жителя Востока: борода, усы, на голове башлык. Видимо, для придания герою более романтичного вида мастер изобразил Шамиля с длинными волосами, с боевым луком и стрелами.
В парижском театре «Сен-Мартин» 26 июня 1854 года состоялась премьера постановки в пяти действиях французского драматурга Поля Мериса «Шамиль». Конечно, пьеса не являлась существенным историческим вкладом в литературу о Шамиле, по всей вероятности, она возникла в результате бума вокруг популярного имени имама. Произведение Поля Мериса не вызвало восторга в России. Автора упрекали в недоброжелательности к России, в восхвалении Шамиля. В частности, в сочинении Е.А. Вердеревского и Н. Дункель-Велинга «Шамиль в Париже и Шамиль поближе», опубликованном в 1855 году в Тифлисе, говорится, что Шамиль Поля Мериса далек от ис-тины. Тем не менее пьеса представлялась в Париже. Музыку к спектаклю сочинил французский композитор М. Гондю, а главную роль — роль Шамиля — сыграл актер М. Меленг. Время действия в пьесе — апрель-октябрь 1834 года, то есть год избрания Шамиля имамом. Текст пьесы был издан отдельной брошюрой.
В зарубежной антологии поэзии, прозы, драматургии об имаме особое место занимает песня «Шамиль» известного в свое время французского поэта-песенника Пьера Дюпона, который с восторгом воспевает имама:
Из всех Кавказа страшных скал,
В каких опасность век таится,
Прочнее мир еще не знал,
Чем воля Шамиля-провидца.
Французский консул в Тифлисе, виконт Г. Кастильон в своих письмах, адресованных министру иностранных дел Франции, писал, что Шамиль — «политический вождь, диктатор, которому событиями была предоставлена безграничная власть при демократическом строе, основанном на принципе абсолютного равенства. В то же время это религиозный вождь, которому звание великого имама, верховного главы правоверных, придает священный характер». Консула «изумляет героическая борьба народов Кавказа с царизмом за отстаивание своей независимости», а также личность имама Шамиля, его роль в общественной жизни Дагестана и Чечни. Шамиль действительно стал героем Франции. «Смело можно сказать, — отмечает исследователь Зарема Казбекова, — что именно Франция сделала Шамиля истинным героем, ибо слава, не зафиксированная в слове, не становится достоянием мира».

«Завоевание» Европы
Германия получила первый реальный портрет имама Шамиля, выполненный карандашом немецким художником Теодором Горшельтом. Будучи волонтером в русской армии, Горшельт был свидетелем переговоров Шамиля с князем А. Барятинским 25 августа 1859 года на Гунибе и молниеносно зарисовал имама в свой альбом. Этот рисунок, который затем был послан им в письме к родным в Германию, он прокомментировал так: «Вот великий человек».
Популярный народный писатель Германии Густав Нириц создает свою романтическую повесть «Слеза, или Пленные Шамиля», которая была издана в Лейпциге в 1857 году, а английский поэт Ф. Фитхьюдж преподносит читателям свою поэму «Проклятие Шамиля», выпущенную в Эдинбурге в том же году. Италия читает произведение А. Милано «Шамиль и священная война на Востоке Кавказа», в Швеции издается «Шамиль и народная Кавказская война против России» с портретом имама на обложке — облаченного в доспехи с эполетами, гордо восседающего на коне.
Будучи корреспондентом газеты «Нью-Йорк Дейли Трибюн» в Европе Карл Маркс писал, что «...Шамиль официально получил от Порты (Турция. — Прим. авт.) звание генералиссимуса черкесской и грузинской армий».
Известный немецкий путешественник, писатель Ф. Боденштендт говорил об огромной роли Шамиля в объединении горцев Северного Кавказа, в создании государственного строя. «Он (Шамиль) — солнце, от которого получают свой свет наибы — месяцы, окруженные звездами — мюридами, которые освещают народу путь в ночи, — пишет Боденштедт. — И если Аллах давно не уничтожил с лица земли всех врагов Шамиля — врагов Света и Веры, то это Он делает только потому, что Он снисходителен и полон терпения».
Другой историк, писатель М. Макки отмечал заслуги Шамиля не только в роли полководца, но и в качестве руководителя государства, законодателя, духовного главы. Даже те из авторов, которые одобряли завоевательную политику русского царизма, как, например, Ф. Вагнер, были вынуждены признать Шамиля храбрым, мудрым, талантливым человеком, достойным предводителем горцев. «Вот уже более тридцати лет удивленная Европа внимательно следит за борьбой, которой в истории войн всех времен и наций не было равных», — отмечает Вагнер.
В связи с этим портреты Шамиля, тиражируемые в различных европейских издательствах, пользовались большой популярностью. Так, например, в издательстве «Окмике и Римшнайдер» в Германии была выпущена цветная литография «Имам Шамиль», изображающая атаку горцев под командованием Шамиля. Парадный портрет «Шах-Эфенди» исполнил немецкий мастер Штекмест, а затем портрет тиражировался в издательстве Д. Росса в Берлине. И совсем необычным выглядит портрет Шамиля работы неизвестного художника, выполненный в технике гравюры и подписанный по-немецки: «Шамиль — гроза, герой и пророк Кавказа», где имам предстает перед нами темнокожим мужчиной с восточным тюрбаном на голове, в черкеске, поверх которой надет плащ. Чертами лица и внешним видом Шамиль больше похож на персонажа восточных сказок, чем на горца Северного Кавказа.
1850-е годы стали показательными в плане широкого освещения личности Шамиля на Западе: в литературе, театре, изобразительном искусстве. Художники пытались распознать в оригинале, помимо личных, индивидуальных признаков, еще и те общие типичные черты, которые были характерны для представителя определенной нации, класса, эпохи. Многим европейским портретам Шамиля присущ романтический налет. Запад видел в Шамиле освободителя, мученика, отважного воина, противостоящего могучей Российской империи. Скупые сведения об имаме, доходившие до стран Европы, сразу же обрастали легендами. С окончанием Кавказской войны интерес к Шамилю в Европе не пропал, он остался одним из ярких примеров борца за веру и свободу малых народов в мировой истории.

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях:
Смотрите также

«Дьяволы в мохнатых шапках»

К 100-летию со дня создания Дикой дивизии«Кажется, ни одна ...

08.09.2014 10:12

«Будь светом для души моей…»

4 февраля 1871 года в Медине умер имам ШамильМногие ...

08.02.2014 02:47

Борьба за Хаджи-Мурата

Вопрос воссоединения останков великого воина Кавказской войны Хаджи-Мурата по-прежнему актуален ...

23.11.2013 02:50