Знакомьтесь, это Махачкала

13.01.2019 18:29

Как известно, дагестанцы женятся по согласию старших, а мэров "избирают" по желанию начальства, точнее так рассказывают местные чиновники московским шефам. Из-за того, что во время торгов за калым невеста должна сидеть в глухой комнате,  под покровом одеяла, в пылу споров о светлом будущем столицы Дагестана все забыли, как выглядит Махачкала и какие у нее проблемы. 

Временно исполняющий обязанности "старшего родственника" неоднократно разведенной невесты немного рассказал о своем видении проблем, но не стал участвовать в борьбе за руку и сердце Махачкалы. При этом зарегистрированные "женихи", несмотря на приоритет "наличия у кандидатов программ развития городского округа;" (п.55 Положения о проведнии конкурса), не заявили пока о наличии таких программ, поэтому неясно их представления о "невесте"  и что они с ней будут делать после первой брачной ночи. 

Поэтому предлагаю вам еще раз внимательно посмотреть на этот город и подумать о его будущем. 

КАРТА - ЭТО НЕ ГОРОД

Знакомьтесь, это столица Республики Дагестан - Махачкала

(Фото сайта Это Кавказ, автор: Владимир Севриновский)

 

А вот контуры кадастровой карты города.

Знатоки наверно уже догадались, что на первом фото показано село "Остров Чечень",   доставшееся Махачкале в бытность мэрства Саида Амирова. Ранее Устав  г.Махачкалы приписывал к территории города воздушное пространство. 

Это тот самый эффект, о котором социологи говорят, что  "карта - это не территория". 

 

 

 

По подсчетам, которые позволяет провести сайт Росреестра, получается, что главная Махачкала почти в 3,5 раза меньше в длину, чем расстояние от Махачкала-1 до северной окраины о.Чечень. 

По данным Википедии, в п.Сулак  проживают 8 651 человек, а на острове Чечень - 214 (на 2002 г.) 

Но карта - это не территория, т.к. из-за концентрации капитала и столичного статуса Махачкалы прилегающие к ней мунипалитеты являются частью города . 

Вот карта границ населённых пунктов Махачкалы по Генплану, который размещен на сайте Махачкалинской администрации 

 

 

 

 

 

 

 

 

Что здесь не так? Здесь не видно, что к Махачкале очень плотно прилегают на севере населённые пункты, расположенные вдоль трассы слева, отнесенные к  Новострою и не входящие в Махачкалу.

Такая же история с с.Агачаул.

И, конечно же, Каспийск, который, судя по динамике роста, получает жителей Махачкалы, бегущих от плотной застройки.

(взято из Программы развития транспортной инфраструктуры Махачкалы, утв. в 2018 г.)

Отсутствие подробной комплексной публичной карты не позволяет увидеть еще одну проблему Махачкалы - дыры в виде федеральных земель. "Россия к нам вернулась" и стала забирать обратно федеральные земли, которые местные бароны приписывали своим владениям, пользуясь временной слабостью страны. 

Скорее всего в районе "Лазурного берега" махачкалинские земли передадут под государственное жилье служивым людям,  которые будут работать в Каспийске и не будут строить пристройки.  

Земли в районе "Ипподрома" изначально были федеральные, поэтому нам на них рассчитывать не стоит. Сейчас ещей выясняется, что земли под рынком на И.Казака тоже являются федеральными, т.к. принадлежали стратегическому предприятию или что-то вроде того. Даже здание Администрации г.Махачкалы принадлежит Российской Федерации, как бывшее здание КПСС (Указ Президента РСФСР 30.11.92 г. №9-П

(фото НД

ГОРОД - ЭТО ЛЮДИ

В Махачкале обитают коровы, козы, собаки и потомки Адама. Но проблема в том, что мы практически не имеем в публичном поле информацию, кто мы и в каких условиях живем. 

Не смотря на все заявления о численности наслеения в 1 миллион, Википедия пишет, что население города - 596 356,  аналогичну цифру можно найти в Программе развития транспортной инфраструктуры утв. в 2018 г. , но с учетом данных на 2017 г. 

Общаяя температура по палате не основание для назначения пациенту курса лечения. Нужны данные по каждой части города. Их как-то можно собрать у той же Википедии и перепроверить по данным Избиркома, и то в отношении сёл и посёлков города.  Практически никаких данных не содержит и Государственный реестр муниципальных образований Российской Федерации, который ведет Минюст РФ.

Зато на официальном сайте Министерства юстиции Республики Дагестан в 2018 г. выложили "Единый реестр административно-территориальных единиц Республики Дагестан" от 27.07.2018 № 00",  где можно найти какие-то данные по Махачкале, но за 2002 г. 

Но даже те скудные сведения, которые удалось собрать по сусекам для этого материала, показывают интересную картину. 

Как видно, Кировский район самая "сельская" часть города, а наибольшая  плотность среди посёлков и сёл у Ленинкента и Тарки. 

Но горожанам, бизнесу , властям нужны данные о всех частях города, например, по Редукторному поселку, который официально не признается мунипальной единицей в составе Махачкалы. Тот же самый дефицит информации по Семендеру, Учхозу и т.д.

Кстати, здесь интересно вспомнить, что на ЭХО-Москвы-Махачкала проводился опрос среди радиослушателей на тему "Махачкала - город или село?".

В твитере большинство читателей решили вот так:

Важно также знать примерные условия проживания людей в Маахчкале и в прилегающих муниципалитетах, тем более что кадастровая стоимость недвижимости является базой для исчисления местного налога.  

Частично эти данные можно найти на карте, сделанной в рамках Генплана, но мы видим, что они неполные.

Кстати, благодаря приходу в Махачкалу 2GIS мы можем продемонстрировать миру особенности своего менталитета, который вляиет на архитектуру и экономику. 

Например, найдем похоронное бюро или ритуальные услуги.

 Мечети.

Библиотеки.

Спортзалы.

Городские антропологи в других субъектах пользуются данными операторов мобильной связи, чтобы определить часы-пик и места наибольшего скопления прямоходячих.

Архитектор Камиль Цунтаев, выпускник проекта "Архитекторы РФ" и автор проекта smartKala рассказал в эфире ЭХО-ММ об изучении городской среды в других субъектах, а также о проекте по пуску автобусов от аэропорта через главную площадь до Северной автостанции.

Для пользователей iPhone iPad iTunes 

 

ИСТОРИЯ - ЭТО РЕАЛЬНОСТЬ

Как известно, прямоходячие потомки Адама и Евы имеют более длинную память по сравнению с теми же обитателями Махачкалы, такими как козы или собаки. В силу профицита этого богатства люди стремятся урезать память, оставляя приятное и выкидывая неудобное. Поэтому история - это не просто наука, а оружие в руках правящего класса для юридических ярлыков и фикций, которыми украшают подданных и территории. 

Например, в ст.2 Закона Республики Дагестан  "О некоторых вопросах организации местного самоуправления в Республике Дагестан" (с изменениями на 6 ноября 2018 года) указано:

"В Республике Дагестан с учетом исторических и иных местных традиций устанавливаются следующие наименования органов местного самоуправления: 1) представительный орган муниципального образования: а) собрание депутатов городского поселения; б) собрание депутатов сельского поселения; в) собрание депутатов внутригородского района; г) собрание депутатов муниципального района; д) собрание депутатов городского округа; е) собрание депутатов городского округа с внутригородским делением; 2) глава муниципального образования: а) глава городского поселения; б) глава сельского поселения; в) глава внутригородского района; г) глава муниципального района; д) глава городского округа; е) глава городского округа с внутригородским делением; 3) администрация муниципального образования: а) администрация городского поселения; б) администрация сельского поселения; в) администрация внутригородского района; г) администрация муниципального района; д) администрация городского округа; е) администрация городского округа с внутригородским делением."

Закон не дал опредления понятия "исторический", но в итоге получилось, что республиканские чиновники установили прокрустово ложе для местных органов власти, которые могли назвать свои представительные органы, если даже не старыми названиями типа джамаат или годекан, то хотябы теми, которые были 70 лет при СССР -  сельсовет и т.д. 

В сознании произошло разделение местных дагестанских общин, называвших себя джамаатами и органов местной власти. 

Но память, укрытая под железными замками, дает о себе знать. Вот, например, в 2018 г. исполнилось 100 лет с трагических событий гражданской и Первой мировой вонйны, в котрой Махачкала принимала активное участие.

Власти республики и города специально забыли про эти даты, несмотря на сулившие городу очевидные барыши от туристов: ну ее эту гражданскую войну , революцию, горские советы, взятие горцами Петровска, последние бои Первой мировой войны с участием остатков царских войск, вывезенных из Ирана, и ворвавшихся в Дагестан Османских воинских частей, а также последующая интервенция  и частичное управление городом английской армией, прибывшей в Петровск и на о.Чечень в составе индийских подразделений Британской империи. 

Подробнее можно об этом услышать в записи радиопередачи на ЭХО-ММ с участием историка Юсупа Идрисова.

История не любит пустоты, поэтому на ее место часто приходят взгляды, прямо противоположные официальным. Так случилось и с памятными плитами о боях возле с.Агачаул с участием османской империи и остатками войск полковника Бичерахова.

История - это еще и большие деньги, поэтому некоторые города страны бьются за финансирование круглых исторических дат, таких как 2000-летие Дербента, который на самом деле требует себе все 5000 лет.

Интересно, что в приведенном ниже дагестанском реестре мунипальных единиц исторические даты создания выглядят несколько по-другому:

В 2014 г. Рамазан Абдулатипов вместе с врио мэра Магомедом Сулеймановым установили непонятно в каком месте  памятный камень в честь 170-летия укрепления Петровское, "с которого берет начало город Махачкала"

Но в Махачкале уже давно идут споры, достойные задачника по логике, на тему целое и часть.

Махачкале пытаются присвоить примерно 1000 лет, для чего ссылаются на историю пос.Тарки.

В конце 2015 г. в официальном издании города, в "Махачкалинских известиях" была опубликована статья о возрасте города: 

"Если верить историческим документам, поселок Тарки упоминается в работах армянского ученого-историка Гевонда еще в далеком VIII веке, но в 966 году н. э. населенный пункт был разгромлен в результате похода русского князя Святослава Игоревича. Вторично, в XV веке н.э., аул Тарки в истории России упоминается в качестве караванного пути в один из древнейших городов мира – Дербент."

При этом приводилось такое мнение

 

Через три года, в конце 2018 г. в той же газете "Махачкалинские известия" приводится цитата врио мэра города со встречи с археологами

«Эти исследования позволят восстановить историческую справедливость, что у нас было такое поселение, как Тарки, чья история насчитывает более тысячи лет. Если вы проведете археологические раскопки, то мы можем констатировать этот факт и подтвердить его на научном уровне», – выразил свое мнение Мурад Алиев.

На самом деле весь исторический спор складывается из-за несправделивого навязывания частям всего целого, причем при утрате одной из частей. Расшифровываю: если, Тарки возник раньше Махачкалы, то Махачкала - это не Тарки; если Махачкала берет начало с Петровского укрепления, которое появилось на месте Анжи-арка, территорию которой выкупил Император России у шамхала Тарковского в 19 веке, то где Петровское?

Если восстановить историческое название территории, которую занимал г.Порт-Петровск, то путаница, которую создали советские власти в 1925 году можно легко разрешить: Махачкала - это городская агломирация с юридическим статусом "городской округ с внутригородским делением", в составе которой помимо вышеуказанных поселков, сел и микрорайонов будет район "Петровский" с микрорайонами: 1-я Махачкала, "Анжи-арка", "Портовское шоссе", "Родопский бульвар" с улицами Пушкина, Буйнакского, Даниялова, пр Р.Гамзатова, ул.Котрова, ул.Ермошкина и ул.Коркмасова

В обоснование такого решения можно привести карту территорий объектов культурного наследия, выполненную в рамках разработки генплана Махачкалы.

А также карту возраста зданий, на которой красным обозначены самые старые дома города.

В случае если, Остров Чечень не передадут Кизлярскому району, то принимая во внимание, что связь с ним только по морю и учитывая его историческую взаимосвязь с Махачкалинским портом, думаю, что остров должен войти в Петровский район. 

Выделение Петровского или Порт-Петровского района позволит решить много задач, связанных с реальным столичным статусом Маахчкалы, прежде всего в плане культуры, итсории, музеев и туризма. 

При этом согласен с руководством города и тем более с жителями Тарков в том, что если поселению 1000 лет, нужна специальная программа по празднованию юбилея, но не для расходов на салюты, а для развития культуры, образования,  туризма и благоустройства Тарков. А там глядишь по склонам горы и другим горожанам что-нибудь прикатит. 

АДМИНИСТРАЦИЯ И ДЕПУТАТЫ - ЭТО НЕ УПРАВЛЕНИЕ

История самоуправления в Махачкале трагическая. Сперва, как во всех городах СССР в начале 90-х, в связи с ослаблением партийного контроля дали больше рельной власти местным советам и садоводческим товариществам, а после прихода Саида Амирова власть снова была централизована в одни руки. Садоводческие товарищества, которые хоть как-то формировали органы самоуправления и связи населения с чиновниками, были ликвидированы, ибо имели права на обращения в суд и мешали "дербанить" земли. 

Во времена Муху Алиева ничего не изменилось в местном самоуправлении, наоборот была продолжена "линия партии" о том, что мы не немцы и прямые выборы на местах для нас смерть и раскол в обществе. 

С приходом Рамазана Абдулатипова и после ареста Саида Амирова появилась надежда, что населению хоть как-то позволят взять власть на местах и самоорганизоваться. Но в 2015 году с целью (как бы это помягче и политкоректнее сказать) оптимизации местного управления Рамазан Абдулатипов уничтожил местную власть, переключив ее на себя и своих людей. Юридически это оформили законами о местном самоуправлении, согласно которому главы городов, районов и сел не могли быть избраны. А с Махачкалой провернули эксперимент, создав на ее базе городской округ с внутригородским делением из трех как бы самостоятельных районов.

Глава города, фактически, назначается Главой Дагестана, а главы районов как бы мэром. (Подробнее читайте здесь)

Правда есть один нюанс: избрание мэра и глав районов оформляют решениями депутатов города, которые избираются по партийной системе. Как известно, партии у нас все федеральные и члены партий подчиняются своему руководству в рамках "партийной дисциплины". Поэтому депутаты зависят не от своих избирателей, а от руководства. И, естественно, не стоит напоминать, что уже много лет в стране, в респубике и тем более в Махачкале абсолютно случайно в большинстве оказываются члены "Единой России". 

В результате "исторически" сложившейся системы в том, что в отличии от позднефеодального принципа "вассал моего вассала - не мой вассал",  глава Маахчкалы де-факто не может назначить главу района по конкурсу без одобрения Главы Республики

Никакой связи с жителями у руководства нет и город с чиновниками живут в отдельных зеркальных мирах: чиновники рапортуют о благоустройстве дворов, а жители пишут о застройке дворов многоэтажками; чиновники рассказывают, что остановили все многоэтажное строительство, а город продолжает расти вверх и вкось и т.д. 

Характерным примером несогласованности является организация пассажирского транспорта. 

В Махачкале  вы не найдете данные о трафике движения пассажирского транспорта, в том числе троллейбуса и автобуса, хотя это можно организовать если не табличками на остановках, то рассылкой данных в публичные карты типа Яндекс или 2GIS. 

Зато в каждом автобусе можно увидеть позорную надпись о том, что "дети школьного возраста" оплачивают проезд. 

Словно  школа и знание для детей в этом городе, как пятая лапа для собакию гуляющей по главной площади Маахчкалы.

Ходят разговоры, что врио мэра Махачкалы добился снижения цены на газ для автомобилистов. Дети чиновников, наверно, ездят на персональных авто, поэтому им цена на газ ближе, чем проблемы стоимости проезда детей простых жителей в школу и в учреждения дополнительного образования.

По вышеуказанным причинам вы  не услышите от партийных городских депутатов предложений об освобождении школьников от уплаты за проезд. 

Этого не допустят и республиканские чиновники, которые делают вид, что собираются ввести безналичный расчет в общественном транспорте. Наличные деньги, поступаемые от махачкалинских автобусов, троллейбусов и маршруток практически невозможно проконтролировать, а наличка на теневом рынке в Москве самый востребованный дагестанский товар. Поэтому в Махачкале нескоро можно будет пользоваться проездной электронной картой. 

Это показывает то, что чиновники не спрашивают у населения мнение и не считают необходимым делиться с жителями какой-либо удобной для них информацией, за исключением новостей о поднятии стоимости на мунипальные услуги. Например, с 20 января проезд в троллейбусе будет 13 рублей, тогда как в автобусах остается проезд 10 рублей, а в маршрутках - 17. Опять, наверно, решили обанкротить троллейбусное управление и раздербанить его земли.

Была надежда на татарских чиновников, но нам подогнали не тех ребят. Вместо того, чтобы реализовывать хотя бы в Махачкале лучшие мунициплаьные практики Татарстана, они занились вопросами теневого контроля над городом, фактически, продолжая использовать систему созданную при Саиде Амирове и Рамазане Абдулатипове. 

В резултате разрушения надежд на лучшее видим рост недовольства, оформленный в национальные движения, т.к. националисты более опытнее, чем простые горожане. Чтобы убедиться в этом посмотрите на свежие  бурные обсуждения и доводы комментатовров под записью опроса радиослушателей ЭХО-ММ  о принадлежности Махачкалы.

МАХАЧКАЛА - ЭТО МОСКВА

Теоретически восстановить структуру управления в Махачкале можно, запустив программу по созданию ТОСов, которые согласно 131-ФЗ образуются по решению жителей, исходя из общих дорог, коммуникаций и интересов

Но, как вы видите, здесь правило двух ключей, поэтому без согласия руководства города, ТОСы не смогут появиться в Тарках, Шамхале или Редукторном. Точнее даже не руководства города, а руководителя Администрации Главы и Правительства РД, т.к. именно на него негласно де-факто возложены вопросы политического контроля и ротации местного самоуправления. Если такое согласие теоретически будет, то тогда можно исправлять всю систему управления Махачкалы.

Парадокс, но для Махачкалы самым лучшим примером организации может стать Москва. 

Во-первых, оба города единственные в России, которые увеличили чило жителей в 2 раза после 90-х годов. 

Во-вторых, у обоих городов продолжается миграция, рост строительства жилых домов и стремление к расширению границ.

В-третьих, эти города являются агломерациями, объединяющими множество де-факто самостоятельных исторически сложившихся территорий.

В-четвертых, Махачкалаю также как и Москва, берет начало с крепости, порта, первых городских улиц и т.д., а потом уже из-за роста присоединяет ближние территории.

Система управления Москвой удивляет:

- это субъект страны и органы управления города являются государственными;

- но на его территории действуют муниципалитеты;

- мэр города избирается всенародно;

- городская дума избирается только по одномандатным спискам и подчинена населению, а не партийному руководству;

- согласно Закону г.Москвы "Об организации местного самоуправления в городе Москве", главы мунипалитетов могут избираться напрямую жителями из состава депутатов, а также через конкурс. Но мунипальные депутаты избираются только по одномандатным округам;

- Москва восстановила исторические названия территориальных единиц и должности типа управа и префекта. 

Википедия: "До 1 июля 2012 года в Москве было 125 районов и 10 административных округов. С 1 июля 2012 года, после расширения территории Москвы были образованы 2 новых административных округа (Новомосковский и Троицкий), а в их составе - 21 поселение. [...] Управление округами осуществляют окружные префектуры, районами — районные управы".

Что из этого может получиться в Махачкале?

Основная идея в том, что пока у жителей не будет ощущения, что Махачкала - их город, то они не будут вкладываться в его инфоаструктуру и ценить вложения региональных и федеральных бюджетов.

Нужно сделать так, чтобы у жителей были свои дворы, улицы, кварталы, микрорайоны, поселки. Поэтому должно быть возвращено право на местное самоуправоление со статусами юридических лиц и без таковых, с правом организации ТОСов. Желательно, чтобы мунипальные территориальные единицы образовывались реально, а не фиктивно по историческому и функциональному принципу. 

Поэтому следует наделить села и посёлки в составе Махачкалы органами местного самоуправления хотя бы представительными, но избираемымим не по партийным спискам, а по одномандатным округам. 

В микрорайонах города необходимо сделать отдельные управы, руководство которых входит в администрацию соответствующего района и ответственно за взаимодействие с жителями микрорайона. Управа микрорайона должна иметь отдельную строку финансирования в районном бюджете.  

Но в первую очередь желательно разобраться с картой города. Возможно, следует присоединить Новострой с правом муниципального внутригородского района, а также с. Агачаул. 

В результате должны образоваться 5 районов: Советский, Ленинский, Кировский, Новолакский и Порт-Петровский (Петровский). 

Махачкала остается агломерацией.

Естественно, чтобы не ломать все сразу нужен план переходного или пробного периода. 

Например, создать в рамках Советского района г.Махачкалы Порт-Петровский округ с управами по числу микрорайонов.

Впереди очередные выборы внутригородских депутатов, нужно уже сейчас думать, как переходить на систему одномандатных округов.

ВОЗВРАЩАЯСЬ К ЖИТЕЛЯМ

В конце, как и положено в духе работ строительства светлого будущего, считаю необходимым сослаться на авторитетов. Анонсируя своего кандидата на пост мэра Махачкалы, Владимир Васильев заявил:

"Стать мэром может только человек, который превосходит этого кандидата, что я предлагаю, если будет превосходить - замечательно. И тогда, я думаю, мы сможем сделать небольшой кусочек Москвы в Махачкале в центре <...> - я на это рассчитываю"

Возможно у Владимира Абдуалиевича есть свои уже принятые решения, и может что-то из выше приведенного будет реализуемо. Но кто бы не пришел руководителем Махачкалы и какие бы планы не были у Главы Дагестана, если жители не примут благие и эффективные предложения, то мало что получится. 

Поэтому проблема может оказаться не в чиновниках, а в жителях, которые за много лет феодального управления привыкли, что вопросы благоустройства решаются не гражданами, а руководством города. С такими намерениями и образом мысли никакие проекты по софинансированию даже 1 к 1000 не получатся. 

Предлагаю начать с малых дел, не слезая с дивана, попробовать внести свой вклад в карты Яндекса или 2GIS: подскажите, где у вас рядом можно "потусить" или где лучше поставить мусорные баки, где в городе лучший хинкал за пределами дома вашей мамы и тещи и т.п..

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта n-delo@mail.ru
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях:
Смотрите также

Ключевые факторы в кавказской политике

По стране в последние годы идут непривычные антикоррупционные кампании. Особое ...

16.02.2019 10:30

«Упаси вас Всевышний бросить тень на мое имя»

Салман Дадаев — о новых методах работы мэрии Махачкалы

09.02.2019 11:30

Васильев призвал вернуть незаконно нажитое

Тридцать одно должностное лицо, обладающее особым правовым статусом, было привлечено ...

09.02.2019 07:30