Библиотека белых книг
26.01.2024 11:51Представьте современную библиотеку, где любую книгу можно напечатать разными шрифтами либо озвучить или распечатать макет объекта. И все это бесплатно. Будущее наступило, в этом можно убедиться в учреждении, находящемся в Махачкале на улице М.Гаджиева, 160.
О работе Республиканской специальной библиотеки для слепых рассказывает ее директор Гаджи Малучиев.
— Мы не ждем, когда к нам придет читатель, а активно ищем его через открытые источники, социальные сети, его друзей и знакомых. С будущим пользователем работают наши специалисты, в том числе и психологи, так как они — потенциальные посетители библиотеки — не всегда готовы обсуждать свои проблемы. Тех, кто не привык или же отвык читать книги, мы стараемся общением, приглашением к участию в различных общественных мероприятиях приучить общаться с читающими интересными людьми, красиво рассказывающими о прочитанном. Ну, а затем ждем, когда у потенциального посетителя библиотеки появится потребность самому взять в руки книгу.
— Ваша работа чем-то напоминает соцзащиту и одновременно маркетинг.
— Если работать по старинке, то в нашей библиотеке будет крайне мало посетителей. Работники специальной библиотеки для слепых — это особые специалисты, применяющие знания по психологии, маркетингу, социальной педагогике, активно использующие компьютеры и специальную технику, что позволяет накапливать позитивные личные взаимоотношения с уникальными читателями. У нас достаточная численность работников, и мы можем обслуживать наших читателей вне стационара, адресно, обеспечивая надомную доставку, есть пункты обслуживания в других городах. Готовы обеспечить посылками в любой населенный пункт республики, но большая часть активных читателей регулярно предпочитает посещать непосредственно здание библиотеки и быть активными участниками различных проводимых здесь мероприятий.
— Когда была создана библиотека?
— В советском прошлом специализированные библиотеки открывали в каждом регионе СССР. В Дагестане библиотека работает с 1967 года. Долгие годы учреждение функционировало хотя и в центре города, но в приспособленном помещении, не очень подходящем для своих целей. В ноябре 2019 года мы переехали в это светлое большое и удобное помещение на улице Магомеда Гаджиева, 160. Это бывшее здание библиотечного молодежного центра, а еще раньше Пушкинской библиотеки. Однако и здесь есть свои но — вроде и недалеко от центра города, но по улице М. Гаджиева ездит очень мало общественного транспорта (в основном от остановки «ЦУМ»), да и то очень нерегулярно, что создает логистические трудности для потенциальных посетителей.
— Откуда такое современное оснащение?
— Благодаря поддержке министра культуры, Заремы Ажуевны Бутаевой непосредственно, у нас не было проблем с комплектованием оборудованием. За последние два года мы закупили книг на 5 млн рублей, издания РТШ (рельефно-точечный шрифт) и обычные книги (плоскопечатным шрифтом) для людей, не имеющих проблем со зрением, приобрели автоматизированные рабочие места для слепых, специальные РТШ- и 3D-принтеры, качественную звукозаписывающую аппаратуру.
— Аудиокниги где покупаете?
— В настоящее время в Интернете можно найти множество сайтов, предлагающих пользоваться аудиокнигами, где текст книги начитан людьми с профессионально поставленным голосом, но не все подобные сайты работают в рамках закона, большинство из них нарушает закон о авторских правах. Наша библиотека в рамках масштабного федерального проекта получает от московских специализированных издательств заранее записанные на жестких дисках или на специальных флешках книги, прослушать которые можно только на специальном носителе — тифлофлешплеере (специальном устройстве с особым отображением кнопок управления), что позволяет пользователям не нарушать авторские права. Незрячие получают такие плееры бесплатно по линии министерства соцзащиты.
— Если говорить с государственной позиции «клиентоцентричности», сколько примерно ваших клиентов в Дагестане?
— В настоящий момент 7 280 жителей республики являются инвалидами по зрению. Еще около 20 тысяч человек — слабовидящие. Это те, у которых остаточное зрение 5% на один глаз. Все они наши потенциальные читатели.
— Вы всех их знаете?
— Мы знаем, сколько незрячих в целом по Дагестану и в каком муниципальном образовании или населенном пункте сколько инвалидов по зрению, но из-за ограничений, создаваемых законом о «персональных данных» никакое ведомство (Минтруд, Минздрав, Пенсионный фонд и пр.) либо действительно не владеет, либо, ссылаясь на закон, не сообщает данные, ценные для нас, а именно адрес, телефон и фамилию, имя, отчество инвалида по зрению. Имея адрес и телефон, сотрудники библиотеки могли бы связаться с незрячими дагестанцами или их родственниками, увлечь их и приобщить к нашим мероприятиям, на которых обсуждается то или иное произведение, а в последующем обеспечивать их самостоятельно выбранными книгами. Собирая данные о незрячих, мы официально обращались к дагестанцам через газеты на национальных языках, местные муниципальные газеты, пытались привлечь через директоров школ, но пока результат значительно ниже планируемого.
Гаджи Сафижуллаевич повел нас по вверенному ему учреждению и стал показывать необычные для стандартных библиотек помещения и приспособления, знакомя с уникальными профессионалами.
— Вот здесь у нас абонемент плоскопечатной литературы. Около 40% книг новые.
— Можете показать самую старую книгу? — обратились мы к работнику отдела Наиде Яралиевой.
— Конечно! — ответила специалист и пошла за книгой.
— А это наша постоянный читатель. Поэт Надежда Семеновна Передрий, — представил директор пожилую посетительницу в очках, читавшую об итогах года в одной из газет, сидя напротив стола абонемента.
— Я абориген, так как читатель с момента открытия этой библиотеки, — пошутила старейший клиент «фирмы».
Нам принесли две книги: «Сага о Форсайтах» 1946 г. и «Н.В. Гоголь» 1947 г.
Слева от отдела периодики игровая комната, в центре которой большой специальный стол для игры незрячих в настольный теннис, в подсобном помещении стоят несколько созданных специально для слепых настольных игр (тактильные карты, специальные шашки, специальный бильярд и пр.). Вернулись обратно в фойе и зашли в отдел медиа и тифлотехнологий.
— Мировая и российская литература поставляется нам централизованно в рамках федеральных проектов, но если наши читатели хотят, прочесть книгу ранее изданная в Дагестане (художественная литература, научные труды по истории Дагестана, краеведческие материалы) мы готовы обеспечить и издать даже в одном экземпляре, в этом нам помогает приобретенный не так давно скоростной специальный принтер РТШ, любой текст в ворде специализированной компьютерной программой переводится в рельефно-точечный шрифт и распечатывается уже шрифтом Брайля. В год Расула Гамзатова мы издали книги с его произведениями в формате РТШ. Также мы напечатали работы даргинских, лезгинских и кумыкских авторов. Мы делаем иногда 3–5 экземпляров, которые уходят в сельские или горные районы. И все это бесплатно.
Для эксперимента на компьютере была введена фраза «газета Новое дело». Принтер в большом прозрачном ящике моментально выпустил из себя лист плотной бумаги с выпуклыми точками:⠛⠁⠵⠑⠞⠁ ⠝⠕⠺⠕⠑ ⠙⠑⠇⠕
— Где в Дагестане учат читать шрифт Брайля?
— В Избербаше есть школа-интернат, где учатся более 200 детей. Там работают очень опытные профессионалы, накопившие опыт нескольких десятилетий. Незрячие и слабовидящие дети, обучающиеся в этом специализированном образовательном учреждении, легко читают художественную литературу и учебники, изданные шрифтом Брайля, и с ними работают по специальным программам для социализации. С недавних пор под патронатом Муфтията Дагестана выпускница социального факультета ДГУ Патимат Магомедовна Гамзатова организовала центр «Ихсан» для незрячих детей. В Редукторном поселке Махачкалы также есть Специальная (коррекционная) школа-интернат IV вида для слепых и слабовидящих детей.
— Взрослым легко научиться читать этот шрифт?
— Если уже немолодой человек потерял зрение из-за заболеваний, чаще всего это диабет, либо из-за травмы, то мы сталкиваемся с проблемой отказа обучаться чтению по Брайлю. Хотя, согласно предположениям некоторых медиков, у читающих книги, набранные рельефно-точечным шрифтом, практически не наблюдается наступление деменции.
На полке в шкафу стояли макеты Джума-мечети и ряда памятников.
— Иногда читатель, чаще ребенок, обращается с просьбой помочь узнать, как же выглядит тот или иной живой или неживой объект, например, какое-либо животное или здание. В последнем случае — это была крепость Нарын-кала. Если у читателя есть время, то прямо при нем настраивается техника и на 3D-принтере печатаем объемную модель. Знакомясь с выпущенной моделью, читатели испытывают множество положительных эмоций.
— Что делать тем, кто не умеет читать специальный шрифт?
— Для этой категории у нас есть аудиобиблиотека. Постоянные читатели приходят со своими тифлофлешками, на которые мы записываем нужные им произведения. Для тех, кто к нам не может приехать, существует российская платформа — библиотека av3715. Возможно не самое удачное название, но очень удобный сервис. Можно послушать одну и ту же книгу, но в разных голосах. На платформе есть мировая классика, научная литература и даже религиозная библиотека.
Директор привел в закрытое помещение и показал студию с микрофоном, где озвучивают дагестанские книги, в том числе на национальных языках. Оттуда мы перешли в другое крыло, в большой читальный зал с необычными стеллажами, на которых стояли небольшие молочного цвета коробки, похожие на старые советские перфокарты, внутри которых черные плоские флешки.
На многочисленных столах сложены толстые книги с белыми листами и текстом в виде выпуклых точек.
— Рашидат Абдурахмановна, старейший работник нашей библиотеки, — директор представил сидящую на боевом посту у компьютера улыбающуюся женщину со взглядом, безошибочно оценивающим читателя. — Это наш зал, где практически вся литература издана шрифтом Брайля. Обычно пока наш один сотрудник общается с посетителем, другой ему уже подбирает нужную литературу. А третий специалист работает с тем, кто привез нашего клиента, тоже подбирая ему литературу или аудиозаписи. Здесь же лекторы выступают перед нашими читателями на различные темы.
— Обычные читатели могут пользоваться вашим богатством?
— Конечно! — отвечают работники читального зала. — Школьники, студенты приходят после занятий иногда по десять человек сразу. У нас очень много новых книг — не только художественной литературы, но и специальной литературы по психологии, педагогике, истории и пр.
— Не может быть! Вы хотите сказать, что школа не убила желание читать?
— Вот эта легенда, что дети перестали читать, она уходит в прошлое, — поддержал коллег Гаджи Сафижуллаевич.
Всю информацию о работе библиотеки можно найти на ее сайте http://сбсрд.рф
телеграм-канал @biblioteka_slepih
эл. почта: [email protected]
тел 8 (8722) 69-36-68
Не было бы счастья…
Два социальных проекта получили отрицательную строительную экспертизу
в Хивском и Кулинском районах
16.01.2025 01:00