Не было бы счастья…

16.01.2016 19:52

По мнению Юсупа Умавова дагестанские заводы выживают за счет войны санкций


В принятом недавно бюджете Дагестана на 2016 год промышленность финансируется «по остаточному принципу» — республика не запланировала серьезных инвестиций в отрасль, являющуюся одним из главных «бюджетных кормильцев». На последних парламентских слушаниях, посвященных обсуждению бюджета, министр промышленности, торговли и инвестиций НД Юсуп Умавов в частности сказал о том, что заявленные инвестиционные проекты при нынешнем уровне финансирования реализовать вряд ли удастся из-за нехватки денег. Корреспондент «НД» решил поговорить с Умавовым о том, как на фоне хронического недофинансирования будет развиваться промышленное производство в будущем году.


— Юсуп Джанбекович, наши чиновники безусловно понимают, что без развития промышленности дотационность Дагестана снижаться не будет. Об этом недавно в очередной раз заявил руководитель Управления ФНС России по РД Умахан Джабраилов. «Если республика хочет, чтобы налоговые сборы росли, — отметил он, — необходимо развивать налогоемкие производства — строить заводы, вкладывать средства в обрабатывающие отрасли». (НД № 45 2015 «Хотите больше налогов — стройте заводы»)

О необходимости «рывка» в развитии промышленности не раз говорил и глава Дагестана Рамазан Абдулатипов. Собственно, приоритетный проект «Новая индустриализация» был инициирован им как раз для того, чтобы обеспечить этот самый «рывок». И при этом в бюджете средств на реализацию этого проекта практически не запланировано. Очевидно, что ваше весьма эмоциональное выступление на парламентских слушаниях продиктовано именно этими обстоятельствами?


— Мое выступление на парламентских слушаниях многие, в том числе и вы, поняли неправильно. Я ни в коем случае не пытался упрекнуть минфин в недостаточном финансировании, а, по существу, защищал позицию этого министерства.

— ???

— Сейчас объясню. Многие участники слушаний просто-напросто выпрашивали дополнительные деньги, не понимая, с какими трудностями столкнулась республика при формировании бюджета в кризисный для России период. Вот я и сказал о том, что в 2016 году не нашлось средств даже для поддержки приоритетных проектов, чтобы они поняли, что есть проблемы и поважнее тех, о которых они говорят.

— Получается, что вашему министерству на самом деле деньги не нужны?

— Конечно, нужны, но я реалист и прекрасно понимаю, что их неоткуда взять. Если бы нам выделили дополнительно, скажем, 3 миллиарда рублей, я был бы просто счастлив. Половину этих денег направил бы на техническое перевооружение наших заводов, а оставшиеся средства вложил бы в строительство новых предприятий. Но денег нет, и поэтому нам надо выживать за счет внутренних резервов.

— Таковые имеются?


— Конечно, имеются, об этом красноречиво свидетельствует то, что за 2013–2014 год индекс промышленного производства в республике по сравнению с 2012 годом вырос на 23%. Это очень серьезная цифра. Хорошо отработали мы и в этом году. За 11 месяцев рост промышленного производства в Дагестане составил 105,2%. Для сравнения показатели СКФО — 101%, а в целом по стране зафиксирован спад. Думаем, что по итогам года цифра окажется еще выше, а в 2016 мы сможем обеспечить рост процентов на 10.

Это связано в основном с нашим участием в программе импортозамещения. Санкции, контрсанкции, по существу, пошли на пользу республике, активизировав работу наших предприятий. Кроме того, нам на руку сыграла и ситуация с ростом курса доллара. Смотрите, до введения санкций Лукойл заказывал заводу Гаджиева менее 50 погружных насосов, а остальные покупал у немецкой фирмы «НЭЧ». Но с ростом курса доллара продукция из ФРГ сильно подорожала. В итоге заказ 2015 года составил 150 насосов, а на 2016 год заводу уже заказали 240 изделий, и вполне вероятно, что эта цифра не окончательная.

Огромные возможности открываются перед нашими предприятиями и по линии Минобороны. Тут вообще немереные деньги. Практически любой завод, имеющий современное высокотехнологичное оборудование, может получить заказы на миллиарды рублей. К примеру, КЭМЗ, который в последние годы активно занимался вопросами техперевооружения, за счет участия в программе импортозамещения планирует увеличить объемы производства в полтора раза. С учетом кадрового голода в Кизляре, завод недавно открыл в Каспийске свой филиал, на котором будет создано до 500 рабочих мест. Участвуют в программе импортозамещения и другие наши предприятия. На «Авиаагрегате», к примеру, начали производить комплектующие для нового самолете СР-10.

— Об этом проекте хотелось бы поговорить поподробнее, так что вопрос коротко сформулировать не удастся. Первоначально планировалось, что дагестанский завод будет выпускать большую часть изделий для сборки СР-10. Помешало отсутствие современного оборудования. Но при этом у «Авиаагрегата» имелась реальная возможность эту проблему решить — необходимые предприятию станки с ЧПУ планировалось закупить в рамках реализации другого масштабного проекта — производства мини-грузовиков совместно с китайскими партнерами. То есть, и для грузовиков, и для СР-10 необходимы были одни и те же станки.

Под программу техперевооружения «Авиаагрегат» планировал взять кредит в «Россельхозбанке». Последний деньги предприятию выделить был готов, но при условии, что республика предоставит гарантии на 500 млн рублей. Решение о предоставлении государственных гарантий на эту сумму правительство республики принимало целых три раза. На второй раз — в октябре 2014 года — все, наконец, «срослось», и завод долгожданные гарантии получил. Но поскольку в это время как раз началось стремительное падение рубля, и проценты по банковским кредитам начали доходить аж до 40%, представители «Россельхозбанка» предложили предприятию с кредитом повременить, а получение гарантии перенести на 2015 год. В правительстве республики при этом сказали, что проблем с гарантиями не будет, поскольку проект находится на контроле у главы республики.

Но, как оказалось, гарантии на следующий год перенести невозможно. И поэтому в апреле было принято новое решение правительства по этому вопросу. Предполагалось, что депутаты НС утвердят гарантии для завода на майской сессии, последней перед летними каникулами. Но в последний момент «Авиаагрегат» из списка претендентов на гарантии исключили. В итоге гарантии по кредиту завод получил примерно месяц назад. А поскольку процесс переоформления документов в банке растягивается примерно на 3 месяца, очевидно, что завод оформить кредит попросту не успеет. И эту проблему снова придется решать в будущем году. Создается ощущение, что наши чиновники и депутаты абсолютно не заинтересованы в реализации проекта СР-10, который мог бы существенно повлиять не имидж Дагестана. 

— Это все объективные факторы, с которыми приходится считаться. Во всяком случае, мы свою часть работы выполнили. Я бы обозначил здесь еще другую проблему. В республике нет ни одного головного офиса крупного банка. Был бы такой офис, кредит можно было бы оформить не за три месяца, а за месяц. Есть проблема и с залоговыми фондами. Если завод, к примеру, оценивается в миллиард, он может оформить кредит всего на 400 млн рублей (40%). Тогда как в других регионах этот показатель доходит до 70-80%.

— Но этой проблемой, насколько я знаю, никто не занимается, а головных офисов в Махачкале нет…

— Этой проблемой как раз мы сейчас активно занимаемся, в том числе на уровне правительства и главы республики. Например, такая работа ведется сейчас с ВЭБом и МСП-банком.

— Хорошо, поговорим о другом заводе. Как известно, глава Дагестана поставил задачу — перенести завод Гаджиева за пределы Махачкалы. Предприятию выделили площадку в Карабудахкентском районе, и оно начало ее обустраивать за счет собственных средств. Но поскольку завод этот — не самый богатый, деньги на переселение планировалось заработать за счет строительства на его территории многоэтажных домов. Но в последнее время строительство здесь заморожено — мэрия Махачкалы не дает заводу разрешение на возведение многоэтажек.

— Я в курсе, эту проблему, безусловно, надо решать. Думаю, что мы подключимся к этому вопросу, постараемся помочь предприятию, тем более что речь идет о выполнении распоряжения главы республики.

— То есть, до сих пор вы этим вопросом не занимались?

— Хочу отметить, что мы адресно работаем по всем проблемным вопросам предприятий в оперативном режиме, по мере возникновения таких вопросов. Это касается и данной проблемы — мы вместе с заводом ищем возможное решение.

— А как обстоит дело с «Дагдизелем»? Как известно, завод не смог выполнить масштабный оборонный заказ из-за отсутствия комплектующих.


—Да, контракт 2014 года не был выполнен из-за прекращения поставок комплектующих из Украины. Но зато все заключенные контракты 2015 года предприятием выполнены. Другое дело, что их объемы оказались меньше того, на что мы рассчитывали. Для полного отказа от зарубежных поставок на заводе в ближайшее время будет проведена коренная технологическая модернизация. Решение об этом уже принято на федеральном уровне, средства на эти цели предусмотрены — завод получит их уже в виде необходимого оборудования. Учитывая, что заводом заключен крупный контракт на 2016–2017 годы, а также ведется работа по освоению импортозамещающих комплектующих, мы надеемся, что уже в будущем году флагман дагестанского машиностроения заработает в полную силу.

— Еще один «больной» вопрос. Как известно, у Каспийского завода листового стекла возникли серьезные проблемы, связанные с тем, что предприятие в свое время брало кредит в валюте. Скажите, решился ли вопрос со структуризацией долга завода Внешэкономбанку?

— Нет, Внешэкономбанк пока находится в процессе поиска решения, которое бы устроило все стороны, заинтересованные в стабильной работе предприятия. В то же время отмечу, что завод продолжает работать в обычном технологическом режиме.

— Но, невзирая на все эти трудности и проблемы, индекс промышленного производства в республике вырастет на 10%?


— Безусловно. Мы сделаем все возможное для того, чтобы этого добиться. Кстати, в последнее время у нас появилась надежда на то, что ситуация с финансированием республиканской промышленности будет меняться в лучшую сторону. В этом плане мы рассчитываем на помощь Фонда развития промышленности, который выдает предприятиям займы под 5% годовых сроком на 5–7 лет. Мы представили в Фонд 16 заявок, четыре из них приняты и находятся в работе. Кроме того, я недавно принимал участие в работе Координационного Совета промышленности России, в ходе которого министр промышленности Денис Мантуров сообщил, что в ближайшее время будет внедрена практика софинансирования на конкурсной основе региональных программ развития промышленности из федерального бюджета в размере от 50 до 90%. То есть, Москва может выделять регионам до 90% необходимых средств, доля же последних будет начинаться от 10%. Я доложил председателю правительства об этом, и он пообещал, что при указанной схеме софинансирования республика на эти программы деньги найдет.

P.S. «НД» предполагает, что у читателей могут возникнуть вопросы, поэтому редакция планирует возвращаться к данной теме в ближайших номерах.
Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях:
Смотрите также