Что общего у аварцев с европейскими аварами

15.11.2021 13:12

ПРЕАМБУЛА: Лубок (лубочная картинка) — вид графики, изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов. Первоначально вид народного творчества (т. е. анонимного). Были очень популярны, доступны, заменяли собой книги и украшали интерьер. В Европе известен с XV в., в России в XVII, в Дагестане — с XXI в.

Патимат Тахнаева

 

ЛУБОК: АВАРЫ (АВАРЦЫ?) В КОНСТАНТИНОПОЛЕ

 

Прислали мне презабавную картинку (по всем определениям — лубок) с пометкой «часто пересылаемое». Думаю, настолько часто пересылаемое, что опоясало планету Дагестан, возможно, не один раз. На ней изображены воинственные всадники до-огнестрельных времен, в массивных кольчугах и шеломах — у них щиты, копья, колчаны со стрелами. Трое высоко держат алые знамена с изображением странного животного, которое последние десятилетия принимают за символ истории аварского народа. Это животное с неестественно согнутыми передними лапами, в которых немыслимым образом удерживается нечто вроде двухконцевого штандарта (или хоругви) с непонятной рунической вертушкой по центру, радикально повернутой назад головой — принято считать волком. Оно дало название псевдоисторическому знамени Аварского нуцальства «БацI байрахъ» («Волк знамя» с авар.яз.).

Об истории возникновения этого нелепого знамени мы еще поговорим, но сначала обратимся к сопровождающему изображение тексту: «Летом 558 г. жители Константинополя наблюдали на своих улицах всадников, одетых в броню из железных пластин. Воины отличались высоким ростом, и ехали на мощных лошадях, также защищенных доспехами. Эти воины были послами авар, которые заявили императору Юстиниану, что они авары — самый сильный на земле народ, который может истребить любого врага». Поскольку воины на картинке держат «исторические» знамена Аварского нуцальства, вне всяких сомнений, это аварцы, представители современного дагестанского народа? А не «авары», известный исторической науке как воинственный кочевой народ центрально-азиатского происхождения, восходящего корнями к древнемонгольским племенам и испытавший сильнейшее влияние тюркоязычных племен? Однако «знамена Аварского нуцальства» развеваются над отрядом аварцев. Несомненно, по задумке анонимного автора лубка, сердце каждого современного аварца должно наполняться особой гордостью при виде этих воинов и чтении текста.

 

лубок авары и аварцы

 

АВАРЫ ИЗ СЕВЕРНОГО КАЗАХСТАНА

 Цитата вырвана из источника (письма тюркютского кагана Дяньгу императору Маврикию, датированное 598 г.), который привел в своей монографии «История хазар» (1962) известный историк-хазаровед М.И. Артамонов, — точнее, она выдрана из контекста источника и истории его возникновения. Но прежде чем перейти к разбору истории цитаты и ее полного содержания, настоятельно рекомендую всем «знатокам» истории Дагестана и «аваров» осилить труд М. И. Артамонова «История хазар» [Л.: Изд-во Гос. Эрмитажа. 1962. 523 с.] (книга доступна в сети). Прежде чем писать (или размышлять) о древних аварах (якобы «предках» современных аварцев), «нагнавших страху» на одного из выдающихся монархов раннего средневековья византийского императора Юстиниана Великого I, необходимо разобраться в условной терминологии кочевого мира Евразии и попытаться не запутаться в племенах-акторах VI-VII веков (гуннов, савиров, утигур и кутригур, уар и хунни), которых нещадно «штормило» на обширном пространстве от Китая, Западной Сибири и Южного Урала до Восточной Европы. Это важно, иначе будет не совсем понятно отправное заключение хазароведа М. И. Артамонова: «Когда император Юстиниан занимал царский престол, некоторая часть племен yap и хунни бежала и поселилась в Европе. Назвав себя аварами, они дали своему вождю почетное имя кагана. …Явившиеся в Европу авары не имели ничего общего … с настоящими аварами, а представляли собой бежавшую от тюркютов часть огор — угров, состоявшую из племен yap и хунни. Название первого из них созвучно с именем авар, что и послужило причиной выгодной для беглецов ошибки. Появившиеся в Европе авары вели свое происхождение из среды угорского населения Северного Казахстана». Современник Феофилакт Симокатта отзывался об уграх как о могущественном и многочисленном народе, небольшая часть которого, состоявшая из двух племен, yap и хунни, не желая подчиниться тюркютам, откочевала (бежала) на запад, за Волгу, где и получила свое европейское имя — авары.

Ганбат Бадамхан Монгольские воины тюркского каганата

Другой российский историк-хазаровед А. П. Новосельцев, автор монографического исследования «Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа» (1990 г.) также писал о тюркско-угорском происхождении «авар»: «В VI в. роль тюркских племен в Восточной Европе усилилась. В 50–60-е годы под напором тюркских орд устремились на запад авары, народ неясного, очевидно, смешанного тюркско-угорского происхождения. В степях же Восточной Европы в середине VI в. утвердилась верховная власть Тюркского канагата. Центр его находился в районе Алтая, но пределы простирались от Желтого моря до Причерноморья. Тюрки сокрушили эфталитов (563–567 гг.) — союз ираноязычных племен в Средней Азии и закрепились в этом регионе». По М. И. Артамонову, северокавказские племена, с которыми, перейдя Волгу, прежде всего встретились племена yap и хунни, приняли их за тех авар, от которых они в свое время тоже бежали за Волгу. Пришельцы не стали рассеивать выгодного для них заблуждения и тоже стали называть себя этим именем, аварами. Между тем тюркютский каган Истеми, занятый на тот момент войной с эфталитами (Согдиана, Бактрия), сообщал византийским послам, что как только развяжется с этой войной, он непременно займется беглыми уарами и хунни — им «не избегнуть его сил», ибо они «не птицы, чтобы, летая по воздуху, избегнуть мечей тюркских», они и «не рыбы, чтобы нырнуть в воду и исчезнуть в глубине морской пучины». М. И. Артамонов писал: «У авар были все основания торопиться с поисками надежного убежища».

Авары время не теряли, вскоре они нашли себе друзей в лице северокавказских алан. Через аланского вождя Сарозия им удалось связаться с начальником византийского войска на Кавказе (в Лазике) и, получив разрешение императора, в 558 г. отправить свое первое посольство в Константинополь.

ЦИТАТА. А теперь возвращаемся к нашей картинке, «Аварцы на улицах Константинополя в 558 г.», вспоминаем ее текст — и сверяем ее с текстом из монографии М. И. Артамонова: «Население столицы толпами сбегалось смотреть на аварских послов. Особенно поразили византийцев во внешнем виде невиданных еще варваров волнистые волосы, заплетенные в косы». Однако автор анонимного лубка смело заменил в тексте косы воинов, предмет изумления византийцев, на броню из железных пластин, высокий рост всадников и их мощных лошадей.

Менандр Протектор, византийский историк VI века, сохранил содержание той речи, с которой аварский посол Кандих обратился к императору Юстиниану. М. И. Артамонов цитировал его: «С дерзостью отчаяния аварский посол говорил: «К тебе приходит самый великий и сильный из народов; племя аварское неодолимо, оно способно отразить и истребить противников. И поэтому тебе полезно будет принять авар в союзники и приобрести себе в них отличных защитников; но они только в том случае будут в дружеских связях с Римской державою, если будут получать от тебя драгоценные подарки и деньги ежегодно и будут поселены тобой в плодоносной земле». М. И. Артамонов пояснял: «Авары хорошо были осведомлены о политике Византии, которую она применяла к варварам как для того, чтобы отвести их жадность от своих владений, так и для натравливания их друг на друга. Очутившись вблизи византийских границ, авары хотели немедленно урвать свою долю вынужденных милостей империи. Кроме того, они нуждались в земле для поселения и рассчитывали получить ее в Византии подобно многим другим племенам, поселившимся на территории, которая считалась принадлежавшей империи». Таким образом, авары заявились в Константинополь не только похваляться силой и бряцать доспехами — они пришли просить взять их на службу.

В Византии аварское посольство было принято благосклонно. С аварами был заключен вполне взаимовыгодный союз, но увы, авары не оправдали надежд Византии — «вместо того, чтобы воевать с врагами Византии кутригурами, они вмешались в войну между болгарскими племенами на стороне кутригур и напали на преданных союзников империи утигур». Между тем, беглая аварская орда, по сведениям, сообщенным Византии тюркютами, состояла всего из 20 тысяч воинов (не семей или кибиток) и, покинув свою страну, находилась в очень трудном положении — без собственной территории и без основного источника средств к существованию для кочевников — без скота. Авары вынуждены были жить войной и грабежом, умело пользуясь межплеменной усобицей на обширных восточноевропейских границах Византийской империи. Но они были сильны тем, что всегда оказывались желанными союзниками той или другой воюющей стороны. Дальнейшие, немало занимательные аваро-византийские отношения (558–601 гг.), кровопролитная история приобретения аварами собственной территории и создания собственного государства — Аварского каганата (просуществовавшего в 562–823 гг., в период расцвета занимавшего территории современных Венгрии, Австрии, Швейцарии, Словакии, Германии, Польши, Украины, Хорватии, Сербии, Румынии, Болгарии и Северной Македонии) не имеют ни малейшего отношения к дагестанским аварцам, за которых пытаются выдать воинственных всадников со «знаменами Аварского нуцальства» на том лубке.

 Читайте в следующем номере:

«ЗНАМЯ АВАРСКОГО ХАНСТВА»-правда и вымысел.

Кто такие- ЛЕКИ, АВАРЫ, ХУНЗАХИ и др.

 

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях:
Смотрите также