Дагестану нужна пчела с длинным хоботком

02.05.2023 17:26
фото Новое дело

30 апреля на недавно созданном апи-курорте «Медная гора», расположенном на границе Махачкалы и Карабудахкентского района, прошло годовое собрание пчеловодов Дагестана. В мероприятии приняли участие около 60 пчеловодов, представители Минсельхоза РД и Муфтият РД.

 

«НД» выяснило, что все растениеводство и садоводство, возрождение горных и степных лугов Дагестана зависит от пчел. При этом власти республики, с одной стороны, демонстрируют большое внимание к проблеме, но не с теми подходами и явно несоразмерными вложениями науки и материальных средств по сравнению с тем же садоводством.

 

О господдержке

 

Представитель Минсельхоза Дагестана из отдела, курирующего птицеводство и пчеловодство, рассказал о внимании председателя правительства Дагестана к проблеме:

«Мы просили 50 млн рублей на птицу, а дали 5. На пчел просили 5, а получили 10 млн рублей». 

Однако пчеловодам не польстило такое внимание. Апитерапевт Шамсу Шамсуев (его назвали «дедушка Шамсу»), критически высказавшись о продукции конкурентов из птицеводческой сферы, заметил, что трудно готовить документы на получение субсидии. Другой пчеловод попросил организовать работу так, чтобы документы можно было оформить за один день, т.к. пчеловоды всегда в разъездах.

Член общественного совета Вагаб Казибеков подтвердил, что, будучи в составе грантовой комиссии, часто вынужден был наблюдать за отказом в выдаче господдержки пчеловодам из-за того, что они не зарегистрированы как субъекты предпринимательской деятельности. Либо отсутствуют в системе регистрации сельхозпродукции «Меркурий», поэтому не могут показать реальный объем продукции.

Позже «НД» выяснило, что в 2022 году было выделено более 9 млн рублей на поддержку пчеловодов. Однако из-за отсутствия надлежаще поданных документов деньги пришлось вернуть в республиканский бюджет.

 

О сообществе пчеловодов

 

С годовым отчетом о работе сообщества выступил президент ассоциации пчеловодов Республики Дагестан, председатель гильдии медовых сомелье Российской Федерации. Надир Ахмедов призвал коллег активно регистрироваться в качестве юридических лиц или индивидуальных предпринимателей и обращаться за господдержкой. 

Было обращено внимание на ряд проблем. Например, после жалоб пчеловодов о вырубке лесов лесхоз показал, что это санитарные работы для омоложения леса. Однако от лесников поступили претензии к некоторым пчеловодам за обращение к лесу в местах размещения пасек.

 

Принимавший собрание пчеловодов Омари Калаев, являющийся членом пчеловодческого сообщества с 1986 года, рассказал про будущий лечебный курорт «Медная гора». На землях лесного фонда, взятых в аренду, размещено несколько апи-домиков, в которых совмещены улья и место для проживания туристов. Калаев предложил коллегам использовать наработки пчеловодов в развитии туризма.

 

В комментариях для читателей «НД» Надир Ахмедов рассказал, что в Дагестане активно пчеловодством занимаются около 2 тысяч человек. Плюс 3 тысячи любителей.

Председатель пчеловодов считает, что в республике около 150 000 пчелосемей. 

Общее производство меда за год в республике составляет примерно 1 тыс. тонну. 

«Дагестанский горный мед — самый дорогой мед по цене в России и в странах СНГ. Это доказательство того, что наш мед — лучший, чистый, целебный. Это и доказывает в конкурсах, занимая призовые места.

Дагестан — уникальный край с 5 географическими зонами и занимает первое место по растениям-эндемикам», — заявил председатель дагестанских пчеловодов. 

Надир Ахмедов сообщил, что у него «самая высокогорная пасека в России». Расположена она возле села Буршаг Агульского района на высоте около 2 500 метров над уровнем моря. 

 

О ключевой проблеме

 

На собрании пчеловоды просили обратить внимание властей на то, что им выделяют недостаточно земли для размещения пасек. «Мы, как цыгане», — сказал «НД» один из пчеловодов, чья база находится в Махачкале. «Сейчас поеду на север, на акацию. Потом в Цумадинский район», — поделился планами пчеловод с коллегами.

 

Один из пчеловодов, показав на привезенную банку своего меда, предупредил, что это не дагестанский мед. Пчеловод вывез пасеку во Владикавказ. «Если в Дагестане нет медосбора, можно и так работать», — пояснил «НД» фермер.

 

На территории апи-курорта выросло большое дерево павлонии с крупными сиреневыми цветами. Однако возле дерева не оказалось пчел, хотя один из ульев стоял прямо у ствола. «У павлоний медовик оказался слишком глубоко, поэтому пчел рядом не ищите», — пояснил один из приехавших пчеловодов. 

 

Ключевая проблема дагестанских производителей меда — пчела. После распада СССР в Дагестане утратили серую горную кавказскую пчелу. 

Мед кавказянки самый вкусный и полезный. «Хочется обратить внимание властей на дополнительное выделение субсидий и грантов для работы по восстановлению СГК».

 

Сейчас в Дагестане используют помеси разных пород: карника, карпатка, бакфаст. Раньше пчелиный материал завозили из Украины или Европы. Сейчас поставки оттуда прекращены. 

«Из Узбекистана весною в Россию завозят для продажи пчелосемьи (пчелопакеты) низкого качества, и в последние годы нашли в этих пчелосемьях новый клещ тропилелапсоз. Очень опасная болезнь. Пораженным этим клещом пасеки могут погибнуть в течение короткого времени», — рассказал председатель пчеловодов. 

 

Преданная хозяину и с длинным хоботком

 

«НД» обратилось с просьбой о разъяснении проблем пчеловодства в Дагестане к исполняющему обязанности руководителя Федерального аграрного научного центра в РД, кандидату сельскохозяйственных наук Нариману Ниматулаеву.

 

Ранее в Дагестане использовалась кавказская серая пчела. Одна из интересных ее характеристик — преданность хозяину и агрессивность к нападающим и чужакам. У кавказской пчелы длинный хоботок. «Дагестанский мед считался одним из лучших в мире именно из-за того, что здесь большое разнообразие растений. А кавказская пчела собирает мед с разных растений одновременно», — указал Ниматулаев. 

 

Эта пчела работает при низких температурах, на высокогорье, в туман и дождь. На зимовку кавказянка идет малым количеством в семье, поэтому ей не нужно много меда для сохранения.

Главным минусом является то, что при многоцветии пчелиная семья вся выходит собирать урожай и не позволяет пчеломатке откладывать потомство. А ведь пчела живет только 25 дней, и семья погибнет, если не будет отложено потомство.

 

По словам эксперта, данный вид пчелы сейчас остался только в Грузии, где сохранили древнюю популяцию. В Дагестан продают матку, но с помесью, что не дает нужного результата. 

 

Говоря об экономическом эффекте возрождения кавказской пчелы в Дагестане, Нариман Ниматулаев отметил, что благодаря своим свойствам опылять множество разнообразных растений одновременно пчела восстановит пастбища. Это приведет к росту кормовой базы и, соответственно, поголовья скота, сохранению почв от эрозии. Возрождение кавказской пчелы — это вопрос продовольственной безопасности региона.

 

Пчеловодам приходится успевать за цветением. Например, они поедут в Ногайскую степь, где зацветет молочай. 

В развитии пчеловодства заинтересованы садоводы и растениеводы, т.к. дикая пчела и шмель не могут обеспечить достаточного эффекта. В Хасавюртовском районе ученые восстанавливают культуру рапса, и без помощи пчеловодов не обойтись. 

 

У руководства Федерального аграрного центра есть примерный  план генетической работы для восстановления популяции кавказской пчелы в Дагестане. Эта потребует не менее 10 лет. Но эту работу нужно начинать уже сейчас, пояснил и.о. директора аграрного центра. 

 

Выводы

Обращает внимание, что в Стратегии социально-экономического развития Дагестана до 2030 года нет слов «пасека», «пчела», «улей» и «мед».

 

Очевидно, что если сопоставить миллиарды рублей, вкладываемые в растениеводство и садоводство, и несколько миллионов рублей, которые пчеловоды даже не получат, то возникает эффект автомашины без связи топлива и мотора. 

 

Поэтому, если не перейти от обычных мер поддержки в виде субсидий к научным методам внедрения кавказской породы пчелы, у республики не будет должного эффекта в обеспечении продовольственной безопасности, восстановлении почв на севере и создании зеленых поясов задыхающихся от смога городов. 

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях:
Смотрите также