Дагмелиоводхоз готовит Махачкале интересное предложение

29.07.2024 00:34

Из окна кабинета руководителя организации численностью в 1700 сотрудников открывается редкий для Махачкалы вид на Вузовское озеро и улицу Гаджиева с телецентром. Почти под окном проходит канал имени Октябрьской революции (КОР), из-за которого проект «Институт города» напросился на разговор к врио директора ФГБУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Республике Дагестан» Магомеду Юсупову

— У вас огромная территория, включая водоохранную зону, граничащую с Вузовским озером, и возникает вопрос: имеют ли право доступа к водным объектам любые граждане? Можно ли здесь хотя бы гулять?

 

— Мы не имеем права препятствовать доступу людей к водным объектам. Но мы должны предусмотреть все мероприятия для обеспечения технологического процесса подачи воды. Вода в канале им.Октябрьской революции, хоть и берет начало с чистой реки Сулак, но предназначена не для питьевых нужд, а для полива. Фактически Единый республиканский оператор в сфере водоснабжения приобретает у нас воду из канала и заполняет Вузовское озеро, из которого впоследствии вода после обработки в очистных сооружениях подается как питьевая. Причем уже почти три месяца по просьбе Единого оператора мы подаем воду из КОРа насосами в Избербаш. Эта ситуация и является причиной разногласий с Роспотребнадзором, который присылает нам требования пресекать попадание мусора и стоков в канал, считая его источником питьевой воды.

 

— Со стороны ул. Гаджиева и РГВК «Дагестан» в водоохранной зоне Вузовского озера строится городской парк. Вы имеете право рядом с каналом на территории больших пустых земляных отстойников разбить парк или сквер?

 

— Статус «водоохранная зона» не означает запрет на все, но подразумевает ограничения. Иными словами, там можно делать только то, что не наносит вреда. Водоохранная зона нашего канала граничит с территорией Вузовского озера, куда входят и отстойники. Ранее вся эта территория находилась на балансе нашего учреждения, то есть была в федеральной собственности. На наш взгляд, парк здесь можно и даже нужно делать. Буквально вчера подходил бизнесмен, который предложил установить zip-line сюда от улицы Гаджиева. Чисто визуально, не вдаваясь в проектные и технологические нюансы, Вузовское озеро можно разделить на две части, по одной из которых можно пустить пешеходную дорожку.

Это позволит сделать парк и пеший переход между улицами Гаджиева и Буганова, а отсюда недалеко и до троллейбусного кольца. Это еще более станет возможным реализовать после запуска водовода «Чиркей — Махачкала», что снизит прямую зависимость городских служб от объема воды в Вузовском озере, и оно будет выполнять функцию резервного водоема.

Мы сели за стол, поближе к бумагам, и перешли к предмету встречи. 

 

— Какую территорию занимает КОР в Махачкале?

 

 — Ширина канала от 8 до 16 м, примерно столько же водоохранная зона с обеих сторон вдоль него, хотя, к сожалению, не везде она фактически сохранилась. Длина канала в Махачкале, начиная с западной стороны Семендера до Нового Хушета, примерно 19 км. 

 

— В каком состоянии КОР?

 

  — Сам канал требует реконструкции, которая частично проведена ранее за пределами Махачкалы. Сейчас мы планируем заявиться на реконструкцию второго этапа, которая включает и часть города. Это капремонт шлюзов, гидротехнических сооружений и самого русла канала. Мы намерены привести в соответствие бетонное покрытие, углубить канал, где необходимо, расширить, а где-то даже сузить. Все это перспектива 2025–29 гг. Но уже сейчас возникли вопросы, связанные с безопасностью людей, требующие неотлагательного решения.

 

— Эти проблемы начались сейчас?

 

— Ранее канал в основном проходил между участками, дома на которых выходили на противоположную от КОРа сторону. Впоследствии дома стали строить с выходом на канал, а затем город построил там дорогу общего пользования. В результате периодически мы имеем автотранспортные происшествия, к сожалению, иногда трагические. В прошлом уже были подобные происшествия, Госавтоинспекция по этому поводу выносила требования к администрации города, администрация в свою очередь обращалась к нам, требуя поставить ограду. Но, согласно судебному решению, вопросы обеспечения безопасности дорожного движения входят в сферу ответственности администрации города. 

Мы вновь вынуждены испытывать трудности и разъяснять, что на тех участках, где допущена застройка и перекрытие прохода к каналу, мы не можем пустить технику для его очистки. Классическая система мехочистки канала — тросировка — выглядит так: с двух сторон едут КамАЗы, между которыми натянут трос, срезающий водоросли. Весной водоросли растут со скоростью 10 см в день, и в итоге вырастают стеной, уменьшая объемы поставляемой воды для конечных водопользователей, а на других участках происходят затопления близлежащих территорий из-за создаваемого подпора. Отсутствие доступа зачастую приходится компенсировать использованием низкопроизводительного ручного труда, так как экскаваторы ковшами могут «травмировать» плиты.

 

— Есть варианты решения проблемы?

 

— У города в бюджете нет денег на то, чтобы оградить их дорогу от нашего канала. В нашей смете тоже не заложены эти расходы, так как дороги общего пользования там не должно было быть в принципе. Однако безопасность горожан все-таки важнее. Мы изыскали внебюджетные средства, обратились за поддержкой в Минтранс Дагестана и поставили на самых опасных изгибах временные бетонные ограждения. Но они сужают дорогу, что тоже небезопасно. Мы предложили властям города ввести одностороннее движение на узких участках. Частично это решение было реализовано, но не по всей длине дороги, которую мы указывали в районе Учхоза — Семендера. Там как раз и было падение машина с трагическим исходом. Недавно мы получили письмо, которое пришло через Администрацию президента России. Жалоба гражданки, которая просит в Узбекгородке закрыть канал высоким забором, так как туда может упасть ребенок. Таких писем поступает большое количество. Но весь канал мы не сможем так закрыть. Вдобавок к этому мы должны прекрасно понимать, что в отсутствие ливневой канализации сооружение парапетов или заборов во время обильных дождей приводит к образованию бассейнов на прилегающей территории. Владельцы домостроений самовольно делают отверстия в наших сооружениях, создавая таким образом сливы воды в канал. И это постоянный процесс, создающий дискомфорт как нам, так и горожанам.

 

— Возле канала часто видны горы мусора. Что на это говорят в администрации?

 

 Санитарное состояние — это один из ключевых компонентов нашей работы. Особенность в том, что в отличие от других мест, мусор, попавший в КОР, там и остается, и не улетает транзитом. И одна из главных здесь проблем в том, что мусорные баки устанавливаются возле канала, потому что больше некуда. Даже там, где баки удалось убрать, граждане складируют пакеты мусора прямо на дорогу. У нас система шлюзов, на которых мы создаем определенные препятствия для движения мусора. И каждый раз после сильных ветров мы вынуждены очищать пространство возле шлюзов от попавших туда твердых коммунальных отходов. Это ежедневная рутинная работа, хотя нас и подвергают обструкции в социальных сетях активисты, показывая, что в нашем канале плавает мусор, и оставляя за скобками причину его попадания в мелиоративную сеть. Этот вопрос совместно с городом мы твердо намерены решить и исключить расположение мусорных куч и контейнеров рядом с открытым руслом канала. 

 

На следующий день при совместном осмотре канала в Кизляре «Институт города» обратил внимание Магомеда Юсупова на то, что кизлярцы вешают пакеты с мусором на специально установленные железные «вешалки». Позже выяснилось, что в Чеченской Республике такая система сбора мусора практикуется уже много лет. Соответственно, возник вопрос к руководителю Дагмелиоводхоза. 

 

 Почему не используют опыт Чечни и Кизляра для защиты канала Октябрьской революции в Махачкале? 

 

 Мысли хорошие. Давайте подумаем, может быть действительно на некоторых территориях убедим жителей и службы по благоустройству соорудить аналогичные приспособления для того, чтобы мусор не улетал в КОР и отходы не просачивались через землю.

 

В Кизляре мы осмотрели берег старого русла Терека. Эта часть, так же как федеральная собственность, находится на балансе у Дагмелиоводхоза. Однако возле канала в водоохранной зоне уже построены автомойки и АЗС, на которые получены «зеленки». Это подтверждение того, что проблема застройки канала имеет место не только в Махачкале, но и в других населенных пунктах республики.

 

 У канала Октябрьской революции в Махачкале есть границы, зафиксированные в реестре?

 

 Начнем с того, что канал — это федеральная собственность, а не муниципальная или республиканская. Работа по постановке полосы отвода канала на кадастровый учет проведена. Но проблема сейчас уже в том, что на кадастровой карте видно, что не только в водоохранной зоне «посажены» участки и объекты недвижимости, но даже на самом канале! Мы сделали несколько рейдов и зафиксировали десятки объектов, которые находятся на КОРе.

 

 Как будете решать вопрос с теми, кто уже застроил канал?

 

— Автомоек, АЗС и других объектов, которые сливают нечистоты, на канале не будет, это принципиальная позиция. Коммерческие объекты в настоящее время инвентаризируются, и мы хотим иметь прозрачные законные и понятные отношения с гражданами на основе договорных отношений по аренде и оплате, при этом речь идет исключительно о некапитальных легковозводимых объектах с согласованным видом деятельности. Имеются также несколько частных домов на канале либо прямо возле него, которые самовольно перекрыли канал, но я уверен, что как только мы приведем в порядок коммерческие и иные объекты, освободим территорию, занятую капитальными строениями, при поддержке общественности эти известные в республике уважаемые люди сами вынуждены будут освободить канал. Уже сейчас абсолютно все нарушители уведомлены и работа в этом направлении начата.

— Раньше говорили, что канал Октябрьской революции в Махачкале надо закрыть и это даст дополнительные площади. Что сейчас говорят в вашем ведомстве об этом?

 

 В 2021 году правительство Дагестана выступило в Совете Федерации на Днях республики и попросило профинансировать работы по «упаковке» канала в трубу и последующего запуска сверху общественного транспорта. Нам посчитали стоимость проекта 15–18 млрд рублей, а сейчас это уже более 20 млрд. Но проблема еще в том, что этот проект в принципе невозможно исполнить, так как по технологическим правилам у КОРа должны быть места доступа для мехочистки и весь канал закрывать нельзя. Чтобы уложить трехметровую трубу, надо углубить канал, что создаст риск ослабления несущих конструкций соседних многоквартирных домов. 

 

— Трубу ставить дорого и нельзя, автомобильную дорогу не проложить, тогда что остается?

 

— На наш взгляд, канал Октябрьской революции должен быть в Махачкале открытым для прохода пешеходов. Чтобы реализовать эту концепцию, нужно закрывать канал плитами и оставлять обслуживающие технологические окна. Что это даст? Во-первых, это вопрос безопасности, мы практически исключим вероятность попадания автотранспорта, скота, людей в ложе канала. Во-вторых, если не будет попадать в воду солнечный свет, то не будут так интенсивно расти водоросли, что существенно сократит расходы на эксплуатацию канала, и обеспечит бесперебойную подачу оросительной воды потребителям в полном объеме. В-третьих, это защита от попадания мусора «воздушным путем». В-четвертых, у Махачкалы появится 19-километровый пешеходный путь от Семендера до Нового Хушета шириной 20 метров, а в самых узких местах — не менее 5–6 метров. Одновременно рядом будут создаваться новые общественные места в виде спортивных площадок, зеленых зон и скверов.

 

— Это же очень дорого. Кому выгодно ставить плиты на канал?

 

 На самом деле мы уже зафиксировали, что в том же Узбекгородке многоквартирные дома покрыли канал плитами и самовольно сделали себе автопарковку. Кто-то поставил парковку перед торговым центром и закрыл доступ на канал. Предложения-запросы на перекрытие канала для различных нужд, от частных до коммерческих, а где-то даже из благотворительных мотивов поступают, можно сказать, ежедневно. Идея в том, что доступ для пешеходов приведет к росту числа потенциальных клиентов. 

 

— В чем выгода самому Дагмелиоводхозу?

 

— Во-первых, будем меньше тратить времени, техники и средств на санитарную очистку. Есть объекты, которые уже сейчас платят арендную плату за то, что находятся на территории КОРа. За 2023 год мы получили около 400 тыс. руб. аренды. Однако уже в этом году после проведенных осмотров и рейдов выяснилось, что бизнес готов платить намного больше. Есть участок канала, где уже получено согласие платить за использование территории 100 тыс. руб. в месяц. Простой небольшой ларек на одном из участков платил 6 000 руб. в год, а сейчас после актуализации он будет платить 5500 в месяц. Когда Дагмелиоводхоз будет получать на прозрачных договорных отношениях законную арендную плату, мы сможем решить вопросы повышения заработной платы рабочих, своевременных ремонтных работ и модернизации техники.

 

 Это в теоретических расчетах, но есть ли желающие вкладывать свои миллионы в покрытие плитами, а потом платить вам аренду? 

 

Магомед Юсупов показывает на столе альбом с проектом и поясняет: 

— Сейчас потенциальные инвесторы уже сами приходят и предлагают свои проекты, в том числе воплощенные в проработанные мастер-планы. Однако вопрос пока на паузе. Нужно, чтобы в Махачкале был закрыт весь канал, а не только те части, которые выгодны бизнесу. В идеале нужен якорный инвестор, который ради большой перспективной территории в центре города согласился бы покрыть плитами канал и на окраинах, там, где нет «экономики». Отдельная история с многоквартирными домами, которые самовольно сделали парковку. Здесь принципиальное решение, что они должны убрать свои заборы и дать возможность эксплуатационного прохода вдоль канала. Но частично их парковки могут быть оставлены, если будет организован правильный слив в канализацию.

 

 Где в этих планах администрация города?

 

— Администрация города, в частности, управление культуры, уже знают о том, что нами проводится работа по очистке территории канала и прилегающей водоохранной зоны. Я выступал на сессии депутатов городского собрания города Махачкалы и рассказывал о мерах, которые принимаются для профилактики попадания автомобилей и мусора в русло КОРа. Наше Махачкалинское подразделение филиала ФГБУ «Управление «Дагмелиоводхоз» — канал им.Октябрьской революции возглавил один из депутатов горсобрания Зубаир Агаларович Абасов. С его приходом деятельность филиала значительно активизировалась, идет системная претензионная работа, создаются условия для технического персонала, не допускаются факты самовольного строительства.

 

Что касается архитектурно-градостроительных планов, как такового взаимодействия с администрацией нет. Пока мы замеряем возможность реализации вышеупомянутого проекта, вырабатываем концепцию пешеходно-ориентированной территории вдоль канала. Планируем все это согласовать со структурами администрации города.

 

— Все это выглядит, как решение одного юрлица в отношении территории, которая касается половины Махачкалы, без учета общественного мнения и архитектурного сообщества. Не лучше ли провести какие-то открытые конкурс либо обычные общественные слушания для разъяснения планов и поиска лучших решений?

 

— Возможно, даже уверен, вы правы. Мы подумаем, как организовать такую работу с привлечением горожан, экспертов, архитекторов и властей города. Уверен, что совместным усилиями мы сможем начать новую историю нашего канала, интегрировав его с прилегающей городской средой.

 

Железнодорожный клад

часть истории города в одном депо
17.05.2024 19:20

В Махачкале требуют закрыть канал Октябрьской революции

после смертельного ДТП
07.02.2024 19:19

Жители Махачкалы установили мост при координации властей

интересный опыт
21.12.2022 18:58

1/3 млрд рублей на реконструкцию канала им.Октябрьской революции

8 октября закончился срок подачи заявок для участия в аукционе ...
08.10.2019 17:35
Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях: