Директор перевернутой школы

19.03.2023 00:00

Ваше дело. Интервью №22

 

«…да, милые мои, давно оно прошло, то время, когда будущее было повторением настоящего и все перемены маячили где-то за далекими горизонтами…» 

«Гадкие лебеди» Аркадий и Борис Стругацкие

 

Представьте себе, что в Махачкале нет пробок из-за родителей, везущих своих детей в школы, дети учатся в классах, где не собирают на подарки учителям, шторы и ремонт, родители знают, что их ребенок не ест что попало, купленное в магазине рядом со школой, в Дагестане решена проблема дефицита школьных мест, а в селах больше не ищут преподавателей химии или физики.

 

Знакомьтесь — Халипа Тагиров, директор школы «Дом знаний».

«Дом знаний» — дагестанский образовательный проект, в котором половина учеников и учителей живут и работают за пределами республики.  

 

— Я родился в селении Унчукатль Лакского района в 1992-м году. Мама — учитель математики и информатики. Отец — учитель физкультуры, тренер по боксу и еще занимается строительством. В нашем селе культ образования. Сельская школа, которую я закончил с медалью, была построена еще до революции. В 2014 году получил диплом ДГТУ по специальности «управление и информатика в технических системах». Затем пять лет работал в филиале Правовой академии и параллельно получил заочно юридическое образование. 

 

— Как вы стали директором онлайн-школы?

 

— Мой коллега познакомил с людьми, которые задумались над тем, чтобы дать своим детям качественное и комфортное образование. Мы изучили опыт разных стран и попытались собрать все лучшее с разных проектов из разных стран и методик обучения

 

— Идея выглядит фантастически: родители не тратятся на дорогу, ребенок питается дома и получает хорошее образование от лучших педагогов из любой точки мира, в любое время. Это на самом деле работает?

 

— Более чем. Я сам вначале очень сложно себе представлял это. Мне еще как-то это удалось, но взрослому поколению пока трудно, потому что они считают, что пойти в местную школу, закончить ее и получить аттестат — это единственный вариант и нет больше никаких альтернатив. Но нужно мыслить шире.

 

— Какой самый главный недостаток онлайн-школы?

 

— Мы не можем всем помочь. К нам тоже попадают дети, которые не очень заинтересованы. Мы работаем над развитием внутренней мотивации у детей, но на ранних этапах их внимание удержать не всегда получается, если родители не помогают.

 

— В каком соотношении должно делиться время на образование и на досуг?

 

— В нашей школе ребенок потратит времени на обучение ровно столько, сколько нужно конкретно ему. В обычной школе ребенок должен отсидеть все занятия, даже если не отвечает. Свободное время ученики могут потратить на гимнастику, общение с родителями. 

 

— Сколько человек в классе?

 

— У нас групповые занятия. На которых до 8 человек, но в среднем бывает 4–5. Занятие длится 25 минут. Индивидуальное занятие — 15 минут. Если ребенок шустрый и все усвоил, он может проходить программу быстрее. В обычной школе такое невозможно. Если ребенок что-то не успевает, за ним остаются «хвосты», которые он сдает в любое время, пока четверть не закончилась. У нас дети проходят все темы, а не только те, по которым их опросили.

 

— Родители не могут закрыть «хвосты» за деньги, это же бизнес?

 

— Нет, мы автономная некоммерческая организация. Если ребенок не успевает, он должен перейти на индивидуальный учебный план, который отдельно оплачивается. Были случаи, когда ребенок оставался на второй год, ученик не успевал, но родители видели, что прогресс есть. Это говорит о том, что у нас нет цели «рисовать» оценки или делать это за плату — мы дорожим своей репутацией и хотим довести до учеников мысль, что ответственность за их обучение лежит только на них самих.

 

— Чем отличается подготовка к урокам в вашей школе?

 

— Наша система называется «Перевернутый класс». Учителя приходили с идеальным уроком, здесь снимался видеоролик, потом монтировался с включением графиков. Сейчас у нас 10 тысяч идеальных уроков по всем предметам. В отличие от обычной школы, прежде чем попасть на урок, ученик должен просмотреть видеоурок. То есть дома сначала относительно легкая часть, а потом на уроке с учителем сложные аспекты темы. Чтобы контролировать просмотры учеником материалов, наши (к слову, дагестанские) программисты разработали современную и уникальную платформу, которая позволяет вести весь образовательный процесс и контролировать все этапы обучения. Соответственно, ученик не может отсидеться, все должны пройти материал. 

 

— У вас такая же система оценок?

 

— Нет, у нас 100-балльная система оценки, которая конвертируется в обычную 5-балльную систему лишь для занесения в аттестат. Ученики могут улучшать свои оценки, проходя уроки, делая дополнительные задания. После занятия учитель оценивает письменную и устную работу, пишет выводы по занятию, которые попадают к родителям, и рекомендацию, направляемую ученику. 

 

— Ваши родители не говорят, что их обыкновенные лучшие ученики сильнее ваших отличников? 

 

— Выборка в муниципальной школе изначально лучше, чем у нас, так как там больше детей. Но есть примеры сдачи ЕГЭ. На него мы сами сильно не ориентируемся, наши дети даже лучше сдают, чем ученики из обычных школ. Есть примеры, когда муниципальные школы, чтобы не ухудшить свои показатели, избавляются под конец года от детей, которые точно не сдадут ЕГЭ, и эти дети приходят к нам. Если ребенок у нас хотя бы полгода позанимается, то он точно сдаст эти экзамены.

 

— Минимальная плата за одного ученика?

 

— У нас есть тариф, по которому мы зачисляем ребенка как школьника по соответствующей лицензии. Минимальная оплата будет 11 тысяч рублей в месяц, но у нас есть разные тарифы и можно обучаться по отдельным предметам и от 4 тысяч рублей в месяц. 

 

— У вас несколько смен?

 

— У нас ученики и учителя сидят в разных часовых поясах. Сейчас у нас свыше 300 зачисленных учеников и каждый выбирает удобное время. Есть десятиклассники в Южной Корее. Одна учительница географии вела уроки, пока путешествовала по Южной Америке. Я, наверное, не совру, если скажу, что половина наших учеников — это не дагестанцы.

 

— Как ученики общаются между собой?

 

— В основном старшеклассники между собой созваниваются, у нас есть самоуправление в школе. Они выбирают министров образования, культуры, они помогают другим детям советами. У нас также есть множество кружков, на которых дети социализируются по интересам. Например, «Я ветеринар» родился благодаря девочке, которой очень трудно было общаться с другими детьми. 

Тут надо понять, что в обычной школе детям не дают выбирать. Куда, в какой класс попал, с теми и общается ребенок, и зачастую не может от этого общения отказаться, даже если оно вредное. У нас здесь есть возможность выбирать коллективы, сообщество по интересам — кто на рисование, кто на спортивную секцию.

 

— Как физкультура может быть онлайн?

 

— У нас мастер спорта по легкой атлетике записала специальные уроки для учеников и преподавателей. А уже наши учителя помогают поддерживать физическую форму, показывают, как надо применять эти занятия дома либо на улице.

 

— Вам, наверное, помогла пандемия?

 

— Мы получили лицензию в 2019 году, получили аккредитацию в начале 2020 года. Никаких планов у нас на пандемию не было. Наоборот, пандемия нам сыграла в минус. Мы методично и планомерно вводили онлайн-образование. Началась пандемия, и многие муниципальные школы перешли в онлайн так, как смогли. Но вышло это в целом очень плохо, хотя винить их мы и не можем — они не были готовы к такому. Естественно, все родители были недовольны и стали возмущаться. И теперь нам приходится переубеждать и развеивать страхи, которые накопились у родителей в этот период. Мы открыли бесплатный доступ к нашим продуктам, и у нас больше 20 тысяч учеников обучалось.  

 

— Сколько учителей из Дагестана у вас работает? 

 

— Сейчас где-то половина от общего количества, так как вначале мы набирали их в Дагестане. У нас были учителя из Германии, Индии.

 

— Какое место вы занимаете в России среди онлайн-школ?

 

— По официальным рейтингам, мы в десятке. По моим ощущениям, мы где-то в пятерке лучших. Могу уверенно сказать, что наша методика отличается от всех. Многие другие онлайн-школы просто перенесли обычные классы в онлайн и не добавили ничего нового. Мы отличаемся от всех подходом и методикой, но еще, конечно, и бюджетом. Например, есть школа, которая уже потратила миллиард рублей. У них в классах учеников больше в два раза, а плата выше в 3 раза, чем у нас, плюс надо отдельно платить за психолога, классного руководителя и наставника. Они за счет маркетинга привлекают. 

 

— В Дагестане нехватка школ, трехсменки переименовали в потоки, где-то не хватает учителей. Почему вам государство не заплатит и не переведет детей в Тляратинском районе, в с.Львовское 1 или других местах, там же есть интернет? Не дешевле ли создать одну государственную школу в Махачкале?

 

— Чиновники опасаются давать бюджетные деньги бизнесу. В Москве есть опыт заключения контракта с подобным проектом. Я был в Башкирии, где поняли, что скоро не останется учителей, но тоже пока не решились на переход в онлайн. Сейчас на федеральном уровне разрабатывают общую для всех государственную систему «Моя школа», на базе которой подразумевается развитие единой системы, в том числе на случаи перехода в онлайн. Однако она подразумевает развитие сети региональных и муниципальных систем, которые будут интегрироваться с ней.

 

— А как у вас обстоит дело с национальными языками?

 

— Мы не нашли преподавателей по всем предметам на всех языках. Но нам удалось записать видеоуроки по нескольким языкам для всех классов — аварский, лезгинский, кумыкский, а также частично по другим языкам.

 

— У вас есть какие-то благотворительные проекты?

 

—- К нам в 2021 году обратились детский омбудсмен и министр молодежи с просьбой решить проблему с образованием вывезенных из Сирии детей. Они все были разного возраста, но по развитию отставали от своих ровесников и не могли учиться с ними. Мы взяли около 10 детей, для которых Минмолодежи закупило планшеты. Частично расходы покрылись за счет грантов. Сейчас проект продолжается уже третий год, и на данный момент занимается порядка 15 детей. Мы даем уроки детям-беженцам. Внутри коллектива появилась идея бесплатно предоставить уроки детям из семей участников СВО. 

«Это по силу любому, квалификация не нужна, рука быстро набивается»

возрождение водного спорта через серфинг
16.04.2022

У нас тут феминисткам делать нечего

ваше дело, интервью №5
23.02.2022 00:41
Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях: