Экстремальные аттракционы изменят дорожную сеть Дагестана

17.02.2024 00:26

Индустрия туризма принесла в Дагестан новые технологии, которые могут решить проблемы труднодоступных населенных пунктов там, где невозможно или невыгодно строить дороги и опорные мосты. О том, как местная компания в сотрудничестве с московскими специалистами и лидером производства завоевывает российский рынок экстремальных аттракционов и переходит к планам строительства завода для поставки оборудования, которое не производилось в стране, читайте в интервью с Мирзой ОМАРИЕВЫМ.

 

— В каком году бывший летчик и экс-руководитель Махачкалинского аэропорта занялся экстремальными аттракционами? 

 

— С 2014 года я прекратил работу в авиации и решил заняться чем-то другим, что может быть востребовано в нынешних условиях и тенденциях развития экономики. Я и мои единомышленники приобрели неработающую строительную фирму — ООО «Астердом» — и перепрофилировали ее в структуру по проектированию и строительству опасных и особо опасных объектов. В 2018 году, когда еще не было никакого туристического бума, впервые в Дагестане мы построили канатный аттракцион — зиплайн «Отлыбоюн» на Буйнакском перевале длиной около 900 метров, который и в настоящее время работает.

В том же году мы начали строить экстрим-парк в моем родовом селении Кули. Там сложная ситуация с трудоустройством молодежи, большой отток населения, осталась одна четвертая часть жителей. Создав там привлекательную туристическую локацию, мы хотим содействовать сохранению того, что на сегодня осталось из самого крупного высокогорного селения, которое в бытность славилось на весь Советский Союз.

 

— А когда получили первый заказ?

 

—  Мы начали работу рядом с селением Кули. На высоте более 2500 метров над уровнем моря мы построили небольшой экстремальный мост через пропасть, самые высокогорные и большие качели, смотровую площадку со стеклянным полом над отвесной скалой высотой более 300 метров. Соответственно, эта информация и видеоролики разлетелись по интернет-ресурсам, и владельцы туристических объектов начали проявлять интерес к нашей работе. Одними из них были руководители экотуркомплекса «Главрыба». У них возникла идея построить пешеходный канатный мост от пещеры «Нохъо» на противоположный берег Сулакского каньона. Далее у них же возникла идея построить там же и зиплайн по аналогу того, который мы построили на Буйнакском перевале. В итоге мы построили мост длиной 80 метров, проходящий на высоте 60 метров, и зиплайн длиной 250 метров. Из-за большого наплыва посетителей и возникновения многочасовых очередей в дальнейшем было принято решение построить еще один мост с аттракционами типа «Гигантские качели» и «Роупджампинг». Мы сдали в эксплуатацию второй мост длиной 90 метров и шириной 2 метра. В центре моста сооружены аттракционные площадки.

Позже в этом же районе за плотиной Миатлинской ГЭС для другого заказчика мы построили и ввели в эксплуатацию канатную переправу длиной 450 метров с электромеханическим перемещением по спаренным тросам. Это уникальный аттракцион собственной разработки.

 

— Это ваши единственные клиенты в республике?

 

— Нет, мы построили и строим еще несколько объектов в разных регионах республики. Весной позапрошлого года мы построили зиплайн возле песчаной горы Сары-Кум. Сейчас завершается строительство двух уникальных объектов в с. Кахиб Шамильского района. Летом увидите, как там будет красиво. Раньше в тех местах, куда только с риском аварий добирались на уазиках, мы построили канатный переход и мост длиной около 80 метров. Посетители по шесть человек будут транспортироваться в противоположную сторону из Нового Кахиба в Старый и по мосту переходить прямо к старым башням. Рельеф места непростой, но с задачей справились. 

В настоящее время в Агульском районе возле села Тпиг идет строительство моста длиной около 100 метров. Дополнительно там будет построен и зиплайн. 

Возле базы отдыха «Белые журавли» в местности Карадах на границе Гунибского и Хунзахского районов построили мост через реку Аварское Койсу длиной около 120 метров. Одновременно получили там же заказ на строительство канатного перехода. Однако из-за местных противоречий в оформлении небольшого земельного участка, связанных с позицией жителей Гунибского района, нашим рабочим не дали разрешения закрепить на скалы тросы и несущие опорные стойки. 

 

— Экстрим-парк в Кулинском районе достроили?

 

— Нет еще, там работа масштабная, так как хотим создать основательную базовую площадку для посетителей. На высоте более 2500 метров мы хотим построить всю необходимую инфраструктуру, в том числе модульные гостиничные номера, оттуда же рассматриваем конные экскурсионные маршруты с восхождением на гору Пабаку, к водопадам Щунудаг, лицензионную охоту, дикую форелевую рыбалку и многое другое. Сейчас идут проектные работы для строительства на этой местности самого длинного в России зиплайна длиной более 1700 метров, высота полета составит более 300 метров на скорости до 120 км/час.

 

— Вы только в Дагестане работаете? 

 

— География нашей работы не ограничена Дагестаном. Кстати, последнюю заявку получили вчера из Пскова на строительство трех мостов, таких же, как на Сулакском каньоне. Под Новый год мы сдали объект в Ростовской области. В Кабардино-Балкарии на Голубых озерах построили и сдали два объекта. Сейчас наши специалисты работают в Осетии.

Имеются в проработке заявки для строительства нескольких объектов в районе Кисловодска, имеем заявки и начали работу в Татарстане и Башкирии. Также имеем заявки из ближнего зарубежья — Азербайджана и Киргизии. Сейчас у команды плотный график работы до конца года.

 

— Из кого состоит ваша команда? 

 

— Ключевое подразделение — проектное бюро, которое находится в Москве. Дагестанские проектировщики тоже есть, но пока они делают работу под контролем московских коллег. Работники по шефмонтажу являются редкими специалистами, так же, как и подготовленные альпинисты. Они у нас не дагестанцы в основном, хотя имеются и местные специалисты с хорошей подготовкой. Наши сотрудники входят в пятерку лучших специалистов в России. У нас опасное производство, и в республике нет учебного комбината для подготовки необходимых работников. Поэтому прибегаем к услугам подготовленных высокооплачиваемых специалистов из Москвы и других регионов. Их работа достаточно высокооплачиваемая, но она того стоит. Кроме этого, у нас работают очень опытные специалисты с советской школой подготовки в цеху металлообработки. Есть также специалисты по изысканиям, подготовке документации, сертификации и т.д.

 

— Это строительство, а кто обслуживает объекты?

 

— По контракту мы предоставляем гарантийное обслуживание в течение года после ввода объекта, а затем мы предлагаем заключить с нами сервисный контракт для устранения поломок и повреждений, которые могут возникнуть в процессе неправильной или ненормативной эксплуатации или естественного износа. 

— Какова технология строительства мостов?

 

— На стадии заказа выполняются инженерно-геодезические и инженерно-геологические изыскания. Далее идет проектирование объекта на основе технического задания и экспертиза проекта. После приступают к работе непосредственно строители и монтажники. Это если очень кратко.

 

— Откуда берете материалы?

 

— Импортные комплектующие закупаем у наших партнеров, которые являются официальными дилерами производителя, а то, что имеется в России, закупаем напрямую у поставщиков. Например, важный компонент — специальные стальные тросы соответствующего ГОСТа — мы заказываем у АО «Северсталь», с которым имеем партнерское соглашение, имеются определенные скидки по ценам и срокам изготовления. 

 

—  Какая у нас необходимость в тросовых мостах?

 

— Думаю, очень большая. Начиная с тех же аулов, разделенных на две части, где-то есть кладбища или поля, к которым доступа нет, и там очень трудоемко и долго по времени строить опорный мост. Дагестан — это очень пересеченная горная территория с непростым климатом. Соответственно, улучшение дорожной сети возможно только с помощью тоннелей, что очень непросто технологически, или мостов.  С учетом долговечности конструкции и низкой себестоимости по сравнению с другими видами мостов выгода, думаю, очень большая.

Опорные мосты, возможно, в чем-то проще в строительстве, но доставка в труднодоступные места строительных материалов и логистика, связанная с этим, требуют больших финансовых и временных затрат. А у нас имеются опыт и технологии, которые позволяют организовать работу и доставлять комплектующие в любую точку. Допустим, при строительстве мостов конструкции весом до 500 килограммов мы доставляли с помощью промышленного альпинистского снаряжения, тросов и веревок, которые натягиваем с помощью лебедок, и конструкции перемещаются и монтируются собственными усилиями. 

 

—  Сколько стоит решить проблему, чтобы у нас не появлялись видео, как люди по узким тропам несут больных или ведут детей в школу?

 

— Самая дорогая часть — это опоры, места крепления, для длинного моста дорогие, для короткого — подешевле. Здесь порядок цен абсолютно не пугающий по сравнению с получаемой заказчиком социальной и экономической выгодой.

В одном из районов Дагестана мы вышли с инициативой о пересмотре проекта строительства опорного моста, на который выделено более 1,5 млрд рублей. У нас есть партнеры из профильного подразделения «Северстали», которые занимаются мостами, с громадным опытом. Мы предложили руководству Минтранса РД построить вантовый мост, что будет дешевле и красивее, а также займет гораздо меньше времени на проектирование и строительство.

 

 Ведь для горного Дагестана это может оказаться прорывом, который изменит, как минимум пешеходную сеть.

 

— Скажу больше. Сейчас мы думаем о создании производства горных подъемников, как для горнолыжных курортов. В Дагестане, да и не только, прогнозируются на первом этапе заказы на строительство скамеечных и бугельных подъемников, а в перспективе, может, и  получится производство более технологичных кабинных подъемников.  Например, в заповеднике Сары-Кум не все люди могут добраться при сорокаградусной жаре по лестницам, которые периодически заметает песком, на высоту 150–200 метров. Мы предложили установить там скамеечный подъемник, нашли решение по геологии, которое не нанесет ущерба заповеднику, а по механизмам обратились к специализированной фирме в другом регионе и представили техническое задание. Они нам предварительно обозначили цену без монтажных работ — только оборудования и комплектующих — в сумме 80 млн рублей. Однако наши специалисты, побывав на их производстве, обнаружили, что они закупают китайское оборудование и перепродают за три цены. Анализируя ситуацию на рынке, мы приняли решение приобрести необходимые станки, оборудование, и даже думаю, сможем скопировать эти же конструкции, но с большей надежностью и дешевле. 

 

 В стране есть такие заводы?

 

—Думаю, что нет, может единичные или разовые имеются.  В основном подъемники, которые стоят на горнолыжных курортах России, — это производство европейских стран, а позднее Китая. Ни советское, ни российское серийное производство нам не известно. Эта отрасль в России должна только зарождаться.

 

— Ваши пожелания потенциальным клиентам ООО «Астердом»?

 

— Удачи в ваших начинаниях и бизнесе. Имейте в виду, что инвестиции в туристическую инфраструктуру и аттракционы — это самые быстро окупаемые инвестиции. Наш девиз — «Мы можем все!».

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях:
Смотрите также