
Еще больше вопросов о будущем районов и сёл появилось после ответа руководства Народного Собрания
30.10.2019 13:56Руководство Народного Собрания Республики Дагестан прокомментировало для РИА Дагестан материал опубликованный в «НД» о законопроекте, который будет рассмотрен на сессии 31 октября.

В Махачкале ликвидируют районы, а в районах упразднят села?
«По словам председателя Народного Собрания Дагестана Хизри Шихсаидова, СМИ пишут подобное от «неинформированности» и «незнания сути этого документа».Он рассказал, что речь идёт о том, что сельские поселения в пределах одного муниципального района, разграниченные всего одной дорогой или небольшой территорией, смогут при желании объединиться и создать единый населённый пункт...
Председатель Комитета НС по законодательству, законности, государственному строительству и местному самоуправлению Алавудин Мирзабалаев, законопроектом вносятся изменения в Закон РД «О некоторых вопросах организации местного самоуправления в Республике Дагестан» в части дополнения его «формированием представительного органа и органа муниципального округа, его главы и другими нормами, которые в законодательстве прописаны».
«Некоторые журналисты по своему незнанию пишут о том, что будут укрупнены районы и сельские поселения. Ничего подобного законопроект не содержит. Нормы создания или разделения муниципальных образований прописаны в законе и без согласия населения, проживающего на этих территориях, ничего не будет делаться. Мы лишь приводим наше законодательство в соответствие с федеральным», – подчеркнул Мирзабалаев.»
Факт того, что руководство Народного Собрания читает официальную прессу и своевременно реагирует на публикации вызывает уважение.
Однако, хотелось бы указать на следующее.
Во-первых, в материале ставится предположение о возможном применении «ружья которое выстрелит».
Во-вторых, «Новое дело» не получает от Народного Собрания Дагестана информационные документы даже в электронной форме, поэтому наши читатели не могут рассчитывать на полное информирования о планах республиканского парламента. В материале добросовестно представлены ссылки на материалы парламента и даже на пояснительную записку к 87-ФЗ, которым введено понятие «муниципальный округ» и где разъяснется возможно преобразования города в мунипальный округа
В-третьих, ни в самом законопроекте ни в опубликованной пояснительной записке нет критериев объединения в округ, в том числе ограничения сельскими поселениями, о которых сообщает председатель Народного Собрания РД. Что означает разделены дорогой или "небольшой территорией"? Можно ли объеденить в муниципальный округ Леваши и Мекеги? Именно на отсутствие каких-либо критериев объединения указывал в своём обращении в Государственную Думу глава Общественной палаты России, выдержки из которого приведены в материале.
В- четвертых, в материале со ссылкой на сообщение о заседании президиума говорилось о переходе с двухуровневой на одноуровневую систему
«На сайте НС РД указано, что законопроект «позволит консолидировать представительские и административные ресурсы, а также оптимизировать расходы на содержание органов местного самоуправления посредством создания одноуровневой системы местного самоуправления там, где это целесообразно».
Эта же фраза есть в пояснительной записке к законопроекту
Однако на уровне сел нет двухуровневой системы. Она есть только на районном уровне. Поэтому был сделан вывод о создании муниципальных округов на районном уровне с ликвидацией администраций сел, а также в Махачкале, где есть три внутригородских района, что соответсвует минимальному числу для объединения в муниципальный округ.
В-пятых, трудно согласится с мнением уважаемого врио председателя Комитета Алавудина Мирзабалаева в части приведения нашего законодательства в соответствии с федеральным. Как следует из законопроекта Дагестан перешел ко второму этапу и реализует своё право на установление порядка формирования органов власти в порядке ч.2 ст.36 131-ФЗ. К сожалению, в пояснительной записке и в указанных разъяснениях не объясняется почему парламент Дагестана не разрешает муниципальному округу иметь всенародно избранного главу и почему выбор был сделан в пользу назначения через конкурсную комиссию.
Кроме того, с учётом указанных разъяснений председателя Народного Собрания о том, что закон будет распространятся только на села, возникают сомнения в конституционности запрета на прямые выборы главы муниципального округа созданного путём объединения сел, входящих в один район.
Врио председателя Комитета Алавудин Мирзабалаев наверно лучше любого СМИ осведомлён об указаниях Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 2015 года №30:
«Формирование представительного органа муниципального образования, созданного по территориальному (районному) принципу, в отличном от муниципальных выборов порядке возможно, если при этом обеспечивается формирование соответствующего органа муниципальной власти как органа народного представительства, что предполагает вхождение в его состав лиц из числа ранее избранных населением на муниципальных выборах - глав соответствующих поселений и депутатов поселенческих представительных органов…
2. Субъектам Российской Федерации надлежит привести законодательное регулирование в сфере организации муниципальной власти в соответствие с правовыми позициями, выраженными в настоящем Постановлении, с тем чтобы на основе нормативно закрепленных критериев обеспечить возможность определения муниципальных образований, в отношении которых допускается применение в качестве безальтернативного одного из предусмотренных частями 4, 5 и 51 статьи 35, частями 2 и З1 статьи 36 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вариантов формирования представительного органа, избрания и места в структуре органов местного самоуправления главы муниципального образования, в том числе установить критерии определения тех городских поселений, в отношении которых возможно применение соответствующего безальтернативного варианта…»
Таким образом, в случае образования муниципального округа внутри района, в котором депутатский корпус формируется из избранных населением сельских глав и депутатов, то и глава муниципального округа должен избираться всенародно.
Именно из-за того, что в законопроекте предусмотрено безальтернативное назначение главы муниципального округа через конкурсную комиссию был сделан вывод, что закон будет распространятся и на районы в целом и на Махачкалу, в которой уже есть три отдельных муниципалитета.
То есть если глава муниципального округа будет назначаться через конкурсную комиссию, то районное собрание не будет состоять из избранных всенародно глав сел.
Именно поэтому в материале было обращено внимание на информацию о разработке фракцией КПРФ законопроекта, вводящего пропорциональную систему избрания районных депутатов.
Либо Народное Собрание решило обойти требования Конституционного Суда РФ и ввести сегрегацию внутри районов по признаку вида муниципального образования.
В связи с указанными пробелами в целях и задачах законопроекта, в материале предлагалось обсудить этот важный для Дагестана вопрос с экспертами и общественностью.