Инвестору отказали в оплате долга не смотря на приём школы на высшем уровне
20.05.2023 11:30Если среди читателей «НД» и их знакомых есть ещё те, кто желает помочь родному городу или селу со строительством школ или детсадов, с расчётом на то, что бюджет в последующем возместит затраты, то им надо показывать судебные акты аналогичные тому который вынес Шестнадцатый апелляционный арбитражный суд по пристройке к школе №10 г. Махачкалы.
Политическая предыстория.
История эта случилась во времена Рамазана Абдулатипова, когда группы влияния ещё конкурировали за скорость освоения бюджета и пришли к такому совершенству, что школы и детсады строились заранее. Правда после прихода генерал-полковника МВД Владимира Васильева на участников подобных схем стали возбуждать уголовные дела в том числе на премьера Дагестана Абдусамада Гамидова, а про саму схему написали в федеральных сми со ссылкой на ФСБ. Ключевым деликтом схемы следствие считало завышение цен, которое скорее всего нужно было чтобы оправдать застройщиком полученные кредиты в подконтрольных банках. Правда в этих историях редко вспоминают, на каком периоде федеральная система финансирования отошла о расчётом за социальные объекты в конце года и ещё меньше рассуждений о роли такого порядка в вышеуказанных схемах региональных властей.
Однако в данном арбитражном деле нет обвинения в криминале. Это скорее одна из многочисленных форм той самой истории эпизоды которой представлял «НД» своим читателям:
- государство официально заказывает социальный объект,
- принимает его по акту и даже вводит в эксплуатацию,
- отказывается платить, т.к. не был соблюдён закон о госзакупках.
В данном деле для застройщику заплатили, но не все. При этом в решении говорится об особом инвестиционном контракте.
Схема и скорость освоения бюджета.
Согласно постановлению суда в мае 2017 года между ГКУ «РД «Дирекция единого государственного заказчика-застройщика» и ООО «Строитель-3» заключен инвестиционный контракт, предметом которого является реализация инвестиционного проекта «Школа на 604 ученических места – блок-пристройка в МБОУ «СОШ N10» в г. Махачкале Республики Дагестан».
Согласно пункту 2.3 контракта, для реализации настоящего проекта застройщик – инвестор за счет собственных или заемных средств производит строительство нового объекта, а Дирекция выкупает вновь построенный объект по согласованной сторонами цене.
Объем инвестиций оценили примерно 430 млн рублей.
В инвестиционном соглашении ссылка на государственную программу«Развитие образования в Республике Дагестан» на 2015 – 2025 годы, утверждённую постановлением Правительства Республики Дагестан в конце 2014 года.
О скорости освоения средств говорит, то что через 8 месяцев, 25 декабря составлен акт ввода в эксплуатацию. На следующий день власти республики выдали разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Тут же ООО зарегистрировало право собственности. Через три дня, 29 декабря, подписан договор купли-продажи, по условиям которого Дирекция приобрело у ООО в государственную собственность пристройку к школе. В этот же день Росреестр зарегистрировал за Дагестаном права на пристройку к школе.
При этом цена договора оказалась ниже первоначального контракта более чем на 50 млн рублей и составила 408,5 млн рублей.
Время ввода в эксплуатацию и регистрации объекта совпадает со сложившейся бюджетной практикой, когда федеральные средства на соц. объекты приходили только в конце года и нужно было срочно их осваиваться до 1 января, пока не обнулялись счета.
Политика и большие деньги.
ООО получило не всю сумму, а только 326 млн рублей.
Как следует из постановления суда ООО предъявлю превенции к Дирекции только в феврале 2021 года.
Это можно объяснить тем, что в период работы во главе Дагестана Владимира Васильева (3 октября 2017 — 5 октября 2020) любого подрядчика осмелившегося требовать у государства деньги обвиняли в участии крупных схемах с завышением сумм подрядов и могли подшить к делам Гамидова, Шахова, Кадиева, Шихсаидова и Юсуфова. Поэтому официальную претензию в Дирекцию отправили спустя три месяца после прихода Сергея Меликова.
Правда в этом деле есть один нюанс. 29 января 2018 года Врио Главы Дагестана Владимир Васильев и заместитель министра образования и науки РФ – руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов открыли блок-пристройку на 604 ученических места к махачкалинской школе № 10. То есть первоначально новая власть в Дагестане даже одобрила результат схемы строительства за счёт подрядчика.
Диктор РГВК «Дагестан»:
«Подрядная организация предложила более 20 проектов, выбрали наиболее удобный. И вот 9 месяцев спустя новый корпус открыт.»
Владимир Васильев на открытии пристройки к школе заявил:
«Это школа современная, она оснащена тем всем, что необходимо.»
Сергей Кравцов на открытии:
«Я уверен, что республика Дагестан будет развиваться, будут строиться новые школы».
Напомним, что недавно, в марте Сергей Кравцов уже в должности министра просвещения приехал в Дагестана вместе заместителем министра обороны России по строительству Тимуром Ивановым и первым вице-спикером Совета Федерации Андреем Турчаком чтобы проинспектировать строительства объектов образования, которые ведутся силами назначенного вне конкурса ГВСУ№4. Власти республики и Миноборроны при посредничестве Сергея Кравцова подписали новое соглашения о сроках ввода в эксплуатацию социальных объектов.
Суды на стороне 44-ФЗ.
Так как Дирекция отказалась платить, ООО обратилось в арбитражный суд Дагестана.
Решением от 6 сентября 2022 года застройщику-инвестору отказали во взыскании долга со ссылкой на то, что подписанные от имени государства Дирекцией документы были незаконны, т.к. не соответствовали правилам государственных закупок у единственного поставщика.
Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17 мая 2023 года решение дагестанского суда оставлено без изменения.
Обращает внимание, что также как и в других таких делах в суде не было спора о цене работ.
Предположение «НД».
В сухом остатке этой истории возникает ощущение, что государево не даёт реализации быстрой схемы решения со строительством школ в Дагестане. Старые «инвестиционные» государственные схемы не работают, а по новым власти не успевают осваивать бюджет и строить социальные объекты.
Однако если представить в этой модели участником схемы не частное ООО, а государственную компанию, такую например как ГВСУ №4 Министерства обороны, которой при Владимире Васильеве передали все контракты на соц. объекты без конкурсе? Если бы госкомпания строила за свой счёт школы и детские сады в Дагестане, а не работала как генеральный посредник с 5% прибыли, между счетами в казначействе Дирекции и субподрядчиков, как быстро бы строились социальные объекты?