Город Кубачи
08.11.2021 12:14Выходные это время для отдыха, путешествий и исследований. В этот раз объектом изучения проекта «Институт города» стал город Кубачи.
Про типичные ошибки.
Дагестанский туризм развивается с типичной ошибкой, когда местные не рассказывают некоторые вещи из-за того, что думают «это и так все знают».
(карта 1820 года)
В республике плохо с картами, знаками и ориентирами в городах, т.к. мы долго жили как закрытое общество, где не особо ждут туристов. «Зачем нужна дорога, если она не ведёт в Кубачи» говорят дагестанские шутники, наверно, поэтому на федеральной трассе нет указателей поворота на Кубачи.
Туризм подсветил слабое использование топонимики. В сёлах редко кто расскажет как называется поле, гора или ущелье на родном языке и отчего произошли эти названия. Скоро местные жители и сами забудут эту топонимику.
С культурой сыграло злую шутку идеология единства Дагестана, которая стёрла с памяти карты разделения на не государственные образования, в последствии объединённые в Дагестанскую область, руководителем которой был потомок грузинской знати из армянского рода – Леван Иванович Меликов (30 мая 1860 года). В результате на территории Дагестана не найти указателей о старых полугосударственных образований. Поэтому проезжая с. Маджалис туристы не увидят разъяснение, что люди жили здесь с 14-го века и ничего не прочитают про большое государство Кайтагское уйцмийство. А ведь туристы платят за разнообразие.
Город Кубачи.
Про историю этой местности можно прочитать десятки книг и найти множество информации о развитии с 6 века. Ещё лучше хотя бы раз увидеть и послушать на месте рассказы про предков зороастрийцев, осмотреть жертвенник на верху села, а также убедиться, что кубачинцы не являются даргинцами, как их классифицировали во времена СССР.
С 1962 - 2015 г.г. Кубачи был посёлком городского типа республиканского значения. От статуса городского населения жители решили отказаться, посчитав выгодным для себя сельский статус. Однако, это настоящий город.
У Кубачи нет сельскохозяйственных земель и не присутсвует даже запахов крупного и мелкого рогата скота. Стены и дороги не украшены кизяком, как в других дагестанских селах.
У сел не бывает таких высоких сторожевых стен с башнями. В старом и новом Кубачи большие добротные дома, выстроенные в улицы, которые можно часто увидеть на современных картинках средневековых городов Европы.
(фото hydamak livejournal.com)
Санузлы в Кубачи в домах ничем не уступают городским квартирам. Все дома газифицированы, в отличие от того же Гуниба.
Здесь частично городское деление на кварталы, почти так же как в Дербенте.
Говоря современным языком, Кубачи являлся одним из центров промышленной агломерации, т.к. рядом были расположены поселения:
Сулевчи, занимавшееся керамикой почти в промышленных масшатабах;
Амузги, где производилась знаменитая сталь;
Харбук с производством огнестрельного оружия.
Кубачи повезло больше чем соседям, т.к. жителей не сослали в ЧИАССР, на место проживания депортированных чеченцев. Советская власть была заинтересована в получении валюты, поэтому ремесленников не тронули, но согнали в один комбинат, по принципу колхоза. У предприятия был даже свой валютный счет, т.к. товары шли на экспорт.
Сейчас по словам местных жителей в Кубачи проживает до 2 тысяч человек, но летом в село возвращаются жители с равнины, других регионов страны и Кубачи вырастает до 5 тысяч человек.
Из 2000 человек 200 школьники. Лет 10 назад молодёжь составляла половину населения. Сейчас в Кубачи около 70% жителей старшего возраста.
В Кубачи это не моноэтническое поселение, здесь работают выходцы из других сел и даже имам не местный, выступает с проповедью в пятницу не на кубачинском, а на даргинском языке.
Кубачи это дагестанская кубышка в горах, где жители сотнями лет собирали не только ювелирные изделия, но и персидскую керамику, образцы которой не везде сохранились в самом Иране. Кроме того в музее комбината Кубачи хранится та самая двойная сабля, утраченная иранским Надиршахом, в боях с горцами.
Экономика.
Цена проживания в Кубачи не высокая: коммунальные платежи до 3 тысяч рублей; чтобы выжить одной семье с двумя детьми нужно около 15 тысяч рублей в месяц.
Бывшее руководство Кубачи утверждает, что 10 лет назад собирали 6-7 млн рублей налогов, но обратно получали дотаций на 700 тысяч рублей.
В посёлке работает школа, недавно сдали, но не оформили до конца дом культуры.
Бывший глава села, Расул Куртаев один из первых стал привозить туристов в Кубачи и налаживать туристическую индустрию, подключая местных учителей. Его проект «Кубачи-тур» уже занимается туристическими проектами вне села и республики.
По приблизительным подсчётом в Кубачи приезжают около 1000 туристов в месяц. Судя по пакету туристических услуг, каждый клиент оставляет в Кубачи примерно 1000 рублей, но сумма может увеличиться если гость остаётся ночевать и покупает местные сувениры. Это минимум 12 млн рублей в год.
Согласно решению Арбитражного суда РД от 30 сентября 2020 года ГУП «Кубачинский художественный комбинат» объявлен банкротом по заявлению Россельхозбанка. Сумма долга - 50 342 475,01 рубля. По решению суда арбитражный управляющий должен получать 30 тысяч рублей в месяц за счёт имущества должника.
Кубачи как каскад ГЭС.
Кубачи чем-то напоминает территорию Чиркейского водохранилища. Там раньше считалось что вся мощь и основной доход и главное польза для республики в самой высокой платине и в турбинах вырабатывающих электроэнергию. Но случилась типичная история эпохи постмодернизма – на первое место вышли услуги. Небольшое фарелевое хозяйство превратилось в центр туризма известного за пределами республики. И теперь больше говорят не о Чиркейской ГЭС, а Сулакском каньоне, который притягивает туристов со всей страны. Дневная выручка от сферы услуг возле гэс составляет не меньше 2 млн рублей, а количество занятых в работой в десятки раз превышает количество работников гэс. Здесь даже появилось "колесо обозрения".
В Кубачи власти и сами жители всегда больше делали ставку на ювелирную продукцию. Удалённость села от асфальтированных дорог и уровень транспорта во времена СССР не позволяли серьёзно говорить о туризме. Ставка была сделана на художественный комбинат и экспорт, который приносил валюту.
Сейчас технологии строительства дорог и доступ к комфортабельным микроавтобусам подняли туризм в Дагестане на новый уровень. В результате технически добраться до Кубачи стало гораздо проще и сюда пошёл поток не заказчиков серебряных изделий, а туристов, жаждущих красивых пейзажей, ярких историй и необычны впечатлений.
Мастерплан Кубачи
Кубачи это типичный средневековый европейский город. Лучше всего Кубачи сравнивать с одним из старейших государств – княжеством Сан Марино.
(Сан Марино)
Те же каменные дома, узкие улицы, барельефы хранящие вековые истории и уклон на ремесло вместо сельского хозяйства. Кубачи так же как города Северной Италии и Швейцарии, находясь в труднодоступном месте превратилось в культурный склад не только своего производства, но и соседей.
Кубачи можно поучится у Дербента, который не смотря на федеральные документы упорно твердит туристам, что городу 5000 лет. Кубачи юридически может пока оставаться селом, но уже сейчас лучше начать позиционировать себя как город. Начать хотя бы с информационных стендов в Кубачи и лекций экскурсоводов.
Критиков Кубачи как города с населением 2-5 тысяч человек можно отправить в город ремесленников Чекалин Тульской области с населением мене 300 человек. Город основан 16 веке и назван Лихвин. В конце XIX века в Лихвине было: 266 домов, четыре храма, 25 торговых лавок, семь трактиров, оптовый винный склад, 80 ремесленных заведений и три училища — мужское уездное, мужское приходское и женское двухклассное. В 1944 году город Лихвин был переименован в Чекалин в честь погибшего здесь 16-летнего партизана Александра Чекалина. Районные власти собрались было изменить статус города и сделать его селом, но инициатива встретила бурный протест местных жителей.
Среди кубачинцев не мало грамотных финансистов, которые могут объяснить на пальцах в чем разница налогообложения города и села, и как в городе по закону могут оставить больше налогов чем в селе.
Кубачи не стоит наступать на те же грабли, что и организаторам юбилея Дербента, выставившего город как какой-то островок в истории и пространстве. Кубачи нужно поднять старые карты и убедительно показывать что это ремесленная агломерация, связанная торговлей не только с соседями, но и средневековыми торговыми центрами России, Средней Азии, Ближнего Востока, Европы.
Деньги и любят тишину, поэтому изначально раскрутка туризма и ювелирного дела имеет определённые столкновение. Кстати, кубачинские экскурсоводы сами рассказывают, что основатели поселения выбрали это место, как скрытое с глаз туманами.
Кубачинцам нужно перевернуть это и попытаться продавать себя как высокогорный город, стоящий над облаками, с башен которого виден восход над Каспийском морем со стороны Средней Азии. Это место из сказок про горы сокровищ, где турист может попробовать на вес слитки серебра и перемерить горы ювелирных изделий.
Если Кубачи решаться подавать свой город не только как производство серебряных украшений, но больше как культурный центр с незабываемыми пейзажами и уникальной историей, то они смогут задекларировать эту позицию во всех бумагах касающихся схем территориального развития.
Кубачинцы делали ставку больше на ювелирное производство, чем на туризм, они не смогли убедить чиновников республики уделить им больше внимание. Спрос на ювелирные украшения не такой высокий и мультипликативного эффекта от этого не так много. Ярче всего это доказывает цитата из постановления суда об открытии последней стадии банкротства художественного комбината:
«В судебном заседании представители Минтуризма РД заявили о том, что в результате анализа мер по восстановлению предприятия принято решение о наибольшей эффективности в случае перехода к конкурсному производству, нецелесообразности введения иной процедуры банкротства.»
В 2017 году спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко дала поручение сенаторам зарегистрировать региональные бренды. Ильяс Умаханов получил задание зарегистрировать местный товарный знак Кубачи на серебряные изделия. Получается у федеральных властей есть интерес к Кубачи, а у дагестанских властей пока нет какой-либо стратегии развития. В подтверждение этому можно указать на проект стратегии развития Дагестана до 2030 года, где Кубачи упоминается только один раз, как пример роста туристического спроса.
Потенциальный союзник Кубачи это Дербент. Самый южный город России позиционирует развитие туристического хаба, который гости выбирают для путешествий по южному Дагестану. Чем больше Кубачи будет привлекательнее для туристов, тем больше гостей останется на ночь в Дербенте. Накопив большой опыт, власти Дербента как минимум могут помочь Кубачи в создании стратегических документов, а также решении транспортно-логистических задач.
Каждый кто пытался разобраться в проблемах развития Кубачи слышал одну и ту же историю про битву за строительства дороги по старому пути в обход райцентра.
Сейчас новигаторы показывают прямую дорогу. Но асфальтируют почему-то дорогу от райоцентра. Если будет признано якорная роль Кубачи в развитии Дербентского, Кайтагского и Дахадаевского раойнов, то Минтрансу РД, наверно, следует пересмотреть темпы строительсва дороги в Кубачи.
Но все начинается с понимания самими жителями Кубачи своих перспектив, т.к. строить туристические «потёмкинские деревни» дело затратное и неэффективное. Если сами жители не захотят развивать своё «гнездо» то им никакие идеи, инвестиции и дороги не помогут.