Малый бизнес вынужденно обгоняет большой в технологическом развитии?
02.02.2026 00:51У редакции «НД» и команды инженеров компании «Солнечные батареи» случайно получился интересный сравнительный эксперимент. Руководитель компании Магомед Магомедов давно хотел познакомить читателей газеты с одним из его интересных клиентов, а редакция решила в ответ устроить встречу инженера с одним из инвесторов с большим жизненным опытом в бизнесе республики, имя которого мы не будет раскрывать, так как не получили на это разрешения. Так как оба объекта интереса находились на границе с «южным полушарием» Дагестана, то встречи были организованы в один день.
Потеря предсказуемости
Самое ценное в разговоре со старшими — получение опыта, который позволяет не делать ошибки. А тут случилось другое. Работающий в бизнесе более 30 лет, построивший несколько проектов на десятки миллионов рублей предприниматель стал рассказывать приехавшей в гости «молодежи», что не понимает, куда катится мир.
— Условия стали непредсказуемыми. Мне расширяться или, наоборот, сократить свой бизнес? — задается риторическим вопросом предприниматель.
По сути бизнесмен выразил обоснованную озабоченность новыми условиями предпринимательской жизни. Естественно, хозяину казалось, что с такими настроениями обсуждать с инженером техническую модернизацию бизнеса не было смысла, и разговор должен был закончиться последней чашкой кофе.
Технологии как надежда
Однако этот человек не стал бы успешным только лишь своим упорным трудом и знаниями, если бы у него не было удивительного чутья, поэтому он не собирался так просто отпускать гостей.
— Я не сказал, что не доверяю технологиям, я люблю все новое. Но я лучше куплю бывшее в употребление немецкое оборудование, чем новое китайское. Вот, посмотрите, Германия справилась с энергетическим кризисом, и у них избыток электричества.
Естественно, гости объяснили, что умеющие считать немцы сделали это за счет дотируемого правительством Китая производства солнечных батарей.
А дальше был поток вопросов и ответов, благодаря которым бизнесмен понял, что он знает суммы расходов на электроэнергию, но не понимает их структуру. Он в этот момент рассматривал подведение газовой сети, но не знал, когда это будет, а дизель-генератор расходовал около 12 тысяч рублей в сутки, не обеспечив до конца нужное количество электроэнергии, и портил отдых на турбазе.
Через некоторое время стало понятно, что инженер дал информацию, которая как минимум дает надежду на снижение расходов хотя бы на электричество, которые в месяц составляют более 500 тысяч рублей. Поэтому диалог продолжился осмотром мощностей предприятия и обедом с обменом номерами телефонов ответственных подчиненных и предложением провести энергоаудит, чтобы предоставить эффективные инженерные решения.
Счастье в тумане
Через два часа Магомед Магомедов привез корреспондента «НД» в Сергокалинский район, куда-то в горы между селами Миглакасимахи и Чабазимахи, где не было даже грунтовой дороги. Вокруг стоял туман, за которым не видно было никаких гор, а на полях лежал снег. В этой белой холодной дымке появился «французский замок» с огромным круглым витражным стеклом, высоким куполом и стенами, сложенными из трех видов камня. При этом дом не выглядел громоздким, и не создавал ощущения безвкусицы.
Рядом расположена длинная железная конструкция, на которой размещены восемь солнечных панелей, поворачивающиеся в зависимости от сезона вверх или вниз. Неподалеку невысокий ряд дров.
Чуть подальше в тумане мы нашли аккуратное здание фермы. На первом этаже скотина, а на втором небольшая птицефабрика. Сбоку на стене фермы закреплен короткий ряд солнечных панелей.
На границе участка в тумане виднелись несколько сотен посаженных хозяином кедров, которые из-за мороза покрылись красивым серебром.
Через некоторое время к дому на «Ниве» с прицепом и на грузовой «ГАЗели» подъехал хозяин с двумя взрослыми сыновьями.
— Меня Магомедзагир зовут, — представился, широко улыбаясь, невысокий бородатый мужчина в рабочей форме и пригласил в дом, пока его сыновья пошли разгружать машины.
Гостей предупредили, чтобы обувь не снимали, потому что продолжается ремонт. Внутри встретила такая же улыбающаяся хранительница очага, которая начала уже что-то готовить на кухне.
Есть вещи в доме, которые показывают, что в нем обитают жизнерадостные люди. Здесь такой штукой были качели, подвешенные на высоте около четырех метров. Супруга Магомедзагира предложила смущенным взрослым гостям покататься, чем с детской радостью воспользовались инженер и корреспондент.
Откуда здесь столько тепла и света, ведь у них нет электричества и газа? Всех улыбок членов семьи не хватит, чтобы обогреть дом на высоте 1300 метров, в котором высоченный зал под куполом.
Энергетическое сердце дома
Магомедзагир повел экскурсию по дому. Столичному корреспонденту было рассказано, что хозяин домовладения родился в Махачкале, но учился до 3-го класса в местной школе. Окончил юридический факультет в Саратове, но не очень хотел заниматься этой профессией, поэтому выбрал работу за полярным кругом, в Карелии, чтобы быстрее выйти на пенсию. Работал в милиции, а потом в прокуратуре. В 2005 году, как только достиг выслуги лет для выхода на пенсию, сразу перебрался на малую родину.
Вышли на небольшую террасу. Показав на балкон выше, хозяин начал рассказывать энергетическую историю дома.
— Я остановился на солнечной станции потому, что подсчитал, что здесь 300 солнечных дней в году. Первая солнечная батарея у нас была на том балконе. Эта станция была рассчитана на 12 вольт. Помогала заряжать электроинструменты и давала свет. Когда мы построили ферму, приняли решение переселиться в дом, чтобы быстрее закончить его строительство и быть ближе к хозяйству. Понадобилось больше электричества. Нашел компанию в Челябинске, чтобы купить солнечную станцию, а они мне говорят, что в Махачкале есть Магомед. Вот так мы и познакомились. Так у нас появилась солнечная станция на 5 кВт.
— На самом деле, конструкцию с изменением положения солнечных панелей Магомедзагир сделал сам, — говорит руководитель компании «Солнечные батареи». — Он сам глубоко вник в тему и делал все скрупулезно, даже трубу с кабелем прокладывал по уровню.
Спустились в подвал, в «энергетическое сердце» дома. На земле четыре карбоновых аккумулятора с циклами заряда 4–5 тыс. На стене прикреплен инвертор и еще какой-то цинковый небольшой ящик, про который Магомедзагир рассказал отдельно.
— Это нам подсказал Магомед. Дело в том, что обычные генераторы, которыми мы пользуемся, когда не хватает солнца, дают плохой синус электричества, и инвертор его не принимает. В результате не заряжаются батареи и не работает техника. Более качественный и мощный дизель-генератор обошелся бы дороже 100 тысяч. А это техническое устройство решило проблему за 9 тысяч рублей.
Хозяин дома получил от инженера замечание за использование в одной из связок провода с меньшим сечением, чем требует техника.
— Исправим, — серьезно и ответственно ответил Магомедзагир.
Тепловая система
Дом нагревается за счет уникального твердотопливного котла, который был заказан из Костромы. Красный высокий цилиндр ест совсем мало дров и угля, но нагревает воду для отопления и дает тепло по трубе, которая проходит через весь дом.
Магомедзагир показал еще два уже электрических бойлера, которые помогают нагревать воду, в том числе за счет солнечной энергии.
— В летнее время за счет регулировки бойлера я могу одновременно его нагреть до 70 градусов за пару часов. Причем в режиме экономии, станция успевает греть воду и заряжать аккумуляторы, — поясняет Магомедзагир.
Ферма отапливается по другой системе, для которой приходится закупать газовые баллоны.
— У нас планах построить биореактор, — поделился хозяин. — С его помощью можно двумя коровами дом отапливать, а у нас уже 15 есть. Плюс помет от кур.
Гармония с природой
После экскурсии нас пригласили за стол, который был уставлен едой, приготовленной доброй хозяйкой.
— Мы в тумане не увидели, что за деревья вы посадили, — поинтересовались у хозяина гости за трапезой.
— 500 кедров и тысячу дубов четырех видов. Еще березу посадили. Через лет 10 можно сок пить.
— Охотой увлекаетесь? Что здесь водится?
— Есть оружие, но только для того, чтобы навыки не терять. Хищников полно, но они нам вреда не приносят, а только пользу. Шакалов много, мы их даже подкармливаем. Их основной рацион — полевые мыши. Поэтому они нам очень помогают.
Чтобы отогнать волков, мы вешали стреляные гильзы на ограде. В результате волков не было, но пришли зайцы, которые начали портить наши кедры и есть овощи в огороде. Мы сняли эти гильзы, и благодаря хищникам у нас зайцы ни одного дерева не повредили.
Многое познается в сравнении
За два часа обратной дороги до Махачкалы подвели итоги случайного эксперимента.
Два бизнесмена из одного района и этноса, с разными объемами оборота оказались на абсолютно разных уровнях технологии автономии и энергопотребления. У первого в сотни раз больше возможностей, чем у второго, но состоятельный бизнесмен теряет сотни тысяч рублей в месяц только из-за того, что не обратил своевременно внимание на энергосберегающие технологии и солнечную энергетику. Малый предприниматель, наоборот, построил свой бизнес и домохозяйство исключительно на идеологии автономии и гармонии с природой. В результате фермер искал и продолжает искать лучшие сберегающие и генерирующие технологии. А крупный бизнесмен только на пороге возможных будущих технических преобразований. Малый бизнес вынужденно обогнал большой в развитии технологии — классика.
Но бизнесмен с 30-летним стажем поставил важный вопрос, с которым столкнутся все дагестанские производители в условиях роста тарифов — стоит ли тратиться на модернизацию оборудования для экономии расходов на тепло и электроэнергию в условиях, когда не понятна судьба самого бизнеса?
Если взять модель фермера, который иного пути не видел, так как у него не было ни линии электропередачи, ни газовых сетей и иного источника доходов для семьи, то предприниматель, принявший решение сохранить бизнес, должен сразу ставить стратегическую задачу — достижение максимальной энергетической автономии. Для решения этой задачи есть современные, ежегодно развивающиеся технологии.
Конечно, ресурсоснабжающие организации и дагестанские власти многое делают для того, чтобы рано или поздно дагестанский бизнес пришел к энергосберегающим технологиям, потому что каждые полгода повышаются тарифы. Но ведь можно же, забегая вперед, предлагать и системные решения — хотя бы в части программ субсидий для покупки солнечных систем.
Почему Дагестан не пользуется научными достижениями в возобновляемой энергии?
Госдума рассмотрит законопроект, касающийся энергетики Дагестана
Кадровые решения Квалификационной коллегии судей Дагестана
кому дали рекомендации для назначения
02.02.2026 00:47