Неверный шаг — погубленная жизнь

20.10.2023 16:44

Сегодня, пересматривая хронику террора 1990-х и 2000-х годов, невольно задаешься вопросом: как мы все это пережили, как мы смогли выйти из того беспредела и разгула терроризма? Ежедневные сводки об убийствах, взрывах и терактах не давали республике нормально развиваться и идти по цивилизованному пути. Все же здравый ум и рассудок наших людей победил, и общество смогло дать правильную оценку беспределу и выйти из того хаоса. Правоохранительные органы, общественность и все структуры через большие потери все-таки смогли остановить и победить терроризм.

О преступлении, соучастником которого был наш сегодняшний собеседник, в СМИ прошла лишь небольшая информация: «Двое сотрудников милиции были убиты в Махачкале, сообщает «Интерфакс» 13 апреля со ссылкой на МВД Дагестана. Нападение на милиционеров произошло около 22:15 по местному времени рядом с гаражом скорой помощи на улице Казбекова в центре города. По милиционерам стреляли из автоматов. Ведется поиск преступников, на месте инцидента работают следователи». Как шел к этому преступлению и что его подвигло на это, сейчас рассказал сам соучастник

Студент одного из престижного вуза Махачкалы Артур Абжаватов — успешный и общительный юноша. Рос в неполной семье и зарплаты матери-учительницы, конечно, не хватало. Он устраивается на работу в салон сотовой связи, получает приличную зарплату. Вскоре он влюбляется в девушку, но не смог сделать предложение, она вышла замуж за другого. После этого Артур нашел утешение для себя в религии, стал посещать мечеть. Появились новые друзья, товарищи, сменился круг общения. Новые приятели, зная о его несчастной любви, стали буквально опекать его. Теперь, спустя годы, Артур, проанализировав все, что с ним произошло, дает четкую и трезвую оценку всему этому:

— В первую очередь, почему удалось им проникнуться таким доверием ко мне — это то, что я воспитывался в неполной семье. Меня воспитывали мама и бабушка, видимо, мне не хватило жесткой мужской руки, жесткого мужского авторитета. Не было старшего брата, не было того, на кого я мог бы положиться, на кого я хотел бы быть похожим. И именно этим воспользовались эти люди тогда. Я стал видеть в этих людях, которые воздействовали на меня, старших братьев. Потому что там в первую очередь делался упор на религиозное братство, а оно намного крепче кровного. Они говорили, что всегда помогут и в быту, и еще где-то. Они и помогали мне решить бытовые конфликты, уличные проблемы. Я постепенно стал видеть, что я силен благодаря им, что они моя сила, моя опора. У меня не было брата, а тут появились они, как братья. Если раньше у меня была маленькая семья, теперь она стала больше. Я стал гордиться этим. Иногда начинал кичиться этим перед другими. Я начинал ловить себя на мысли, что мне приятно, когда меня кто-то стал бояться, уважать благодаря таким друзьям. Я не отдавал себе отчета, что они связаны с криминалом или с какой-то другой незаконной деятельностью. Я и не думал об этом.

Одним из таких друзей Артура был Ахмед. С ним он познакомился все в той же мечети. Новый друг постепенно завоевал доверие и стал частым гостем в их семье. Помогал продуктами и деньгами. Но и Артура просили оказывать услуги: доставать сим-карты, телефоны и т.д. Потом ему поручали покупать оружие, боеприпасы, обмундирование, религиозную литературу и хранить все это в своей квартире.

 — Для меня то время было овеяно каким-то ореолом романтизма. Я с детства интересовался историей. Особенно историей Первой и Второй мировых войн, истории мировых революций. Мне всегда была очень интересна такая тема. Внутренняя энергия, накопившаяся во мне, искала выплеска, реализации. Я не подозревал, что новый друг связан с религиозно-экстремистской деятельностью.

 

Мать и родственники заподозрили неладное. Разговоры по душам ни к чему не приводили. Друг Ахмед все чаще и чаще стал оставаться у Артура с ночевкой. Подолгу они говорили о чем-то «важном». Через год их знакомства Ахмед из автомата расстреливает двух сотрудников полиции, которые от полученных ран скончались на месте. Артур сам не стрелял, но находился рядом в этот момент.

 — Я очень хорошо помню момент задержания. В этот момент в голове всплывали картины из моей жизни, где несправедливо поступил по отношению к кому-то, обидел, и все это, как кинолента, проплыло перед глазами, за считаные доли секунды. Я понял, что вот оно пришло, возмездие, и сейчас придется отвечать за все.

Артур отбывает наказание в исправительной колонии №8 «Белый медведь» в г. Лабытнанги Ямало-Ненецкого автономного округа Тюменской области. Суд приговорил его к 25 годам колонии строгого режима за участие в незаконном вооруженном формировании. Он свою вину признал.

— Когда я получил срок, мне было 26 лет. Задержали меня в 25, год длился судебный процесс. 26 лет — казалось бы, вся жизнь впереди. Но одним неверным поступком моя вся жизнь оказалась перечеркнутой. Один неправильный выбор, и все пошло неправильно. Это не как в компьютерной игре: тут нет возможности перезагружаться, нет возможности переиграть. Но понимаешь это только потом. Но в тот момент, когда ты в азарте, входишь в своеобразный раж, ты этого не видишь, не понимаешь. Попав сюда, нарушив закон или совершив другой неправильный поступок, ты теряешь свою жизнь, теряешь жизнь своих родных и близких. Я лишил себя очень многого, даже банальных вещей. Молодежи хочу сказать: видьте образ матери перед собой. Представьте себе сначала свою мать перед собой, прежде чем совершать тот или иной поступок, который может иметь последствия.

На вопрос, мог бы Артур избежать этой судьбы, он отвечает, что мог бы, если бы знания об исламе получал от истинных верующих, а не от тех новых друзей.

— Терроризм не имеет религии. Это я понял потом. Ни одна религия не учит разрушению. Ислам не учит разрушению. Ислам не учит злости. Ислам учит справедливости. И если ты хорошо знаешь ислам, свою религию, то будешь знать, что ислам учит уважать и любить все конфессии. Так же, как и христианство. Когда я учился в школе, у нас преподавали родной язык. В нашем классе были чеченцы и кумыки. Большинство учеников одной национальности посещали уроки другой национальности, чтобы изучить и тот язык. К примеру, мы, кумыки, посещали уроки чеченского языка, а чеченцы — уроки кумыкского. Представьте, как было бы интересно и легко, если бы дети этнических мусульман знакомились бы с православием. Это просто для себя, чтобы расширить кругозор. Мы не говорим, что кто-то пытается навязывать христианам ислам, а мусульманам православие. Я познакомился с религией как таковой в 12 лет. Первая религиозная книга, которую я прочел, была Закон Божий, Ветхий Завет, Новый Завет. Мне это было очень интересно. Я и сейчас перечитываю Библию. Читаю Коран в переводе. Мне интересно, потому что в сравнении нахожу, что противоречий-то как таковых между религиями нет. Базовые общечеловеческие ценности едины. И мультикультура будет элементом, который способствует тому, что тебя не смогут втянуть в ненужное дело или в неправильное направление.

В 2008 году Артур в 20 с лишним лет не думал, что быть на побегушках у малоизвестных ему людей — это авантюра с криминальным оттенком, что, предоставляя свою квартиру в качестве перевалочной базы для боевиков и склада для оружия, он подписывается под собственным приговором.

— Если человек знает, что ему грозит, то он десять раз подумает. Если бы я на тот момент знал, что со мной может такое произойти, что таким суровым может быть наказание, вплоть до пожизненного лишения свободы, конечно, десять раз подумал бы, стоит ли это делать, готов ли я положить ради этого свою жизнь. У нас в стране есть преступления, за которые уголовная ответственность наступает в 14 лет, это именно преступления террористической направленности. И закон будет очень суров к этим людям. Пока ты молодой, у тебя вся жизнь впереди, можно сделать один неправильный шаг, отступить, либо все потерять, все перечеркнуть и осложнить себе жизнь на многие годы вперед.

Теперь Артур живет воспоминаниями о вчерашнем дне, о свободе, цену которой узнал, лишь оказавшись за решеткой. И те мелочи, которые вне мест заключения кажутся несущественными, здесь приобрели особую важность.

— Вспоминаю свое детство, свою вольную юность. Вспоминаю, что летом поют сверчки, а здесь сверчки не поют. Здесь недостает такой банальной вещи, как сверчки даже.

 

 

 

МНЕНИЕ

 

Мухаммадрасул Саадуев, помощник Муфтия РД, член Общественной палаты г. Махачкалы, богослов

Самая большая беда нашего общества — это невежество. Ни одно государство не может развиваться без ученых. После того, как в России и в Дагестане разрешили проповедовать религии, открылись мечети, стало возможным посещать исламские страны, молодежь со свойственной ей тягой к знаниям начала без разбора принимать все, что подавалось под именем религии. Незнанием и неразборчивостью определенного слоя населения воспользовались экстремистски настроенные организации стран арабского мира. К великому сожалению, много людей попали в их сети. Последовали не пропаганда религии, а теракты. Исламские ученые, которые к тому времени были в Дагестане, приложили огромные усилия, многие отдали жизни, чтобы довести до народа, что терроризм и ислам — это совершенно противоположные понятия. Только просвещение и обучение людей правильному исламу спасло наше общество от падения в пучину невежества. Нам необходимо все время без устали просвещать подрастающее поколение, говорить с ним, показывать красоту веры, лицо истинного мусульманина. Только тот, кто владеет знаниями, сможет дать отпор экстремизму, который подают под лозунгом ислама. 

 

 

 

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях:
Смотрите также

Беларусь и Дагестан соединили воздушным коридором

первый рейс Минск-Махачкала-Минск

27.04.2024 11:59

Юсуфа Юсуфова вернули в Минсельхозпрод Дагестана

распоряжение премьера

27.04.2024 10:00

Водного оператора не напугало уголовное дело энергетиков

повторение ошибки на миллиарды рублей

27.04.2024 01:35