«Согласился со второго раза»

10.02.2018 12:08
Фото: Евгений Костин/"Новое дело"

Пару дней назад получил от редактора задание — сравнить экономику Татарстана с нашей, чтобы попытаться понять, как прошлый опыт Артема Здунова может быть использован в наших реалиях. К исходу первого дня, перелопатив кучу экономической статистики, понял, что полученное задание невыполнимо в принципе. Может быть, недостаток патриотизма сказывается, не знаю.

Как-то мой товарищ поспорил с автомехаником, доказывая ему, что мы безнадежно отстали от Запада по части технологий. Механик возражал: говорил про ракеты, танки и автомат Калашникова — и уверял товарища, что тот попал под влияние западной пропаганды. А когда товарищ попросил его сравнить «запорожец» с «мерседесом», тот принялся доказывать, что во многих случаях «запорожец» намного лучше: «Представь, что ты поехал на охоту и застрял в непролазной грязи. Можно втроем вытолкать «мерс», сидящий на брюхе? То-то. А мы лет десять назад втроем подняли передок «запора» и передвинули почти на полтора метра. А представь, что тебе на капот «мерса» упала тяжелая ветка и разбила там все. И «приехала» машина. А на капот нашего «запорожца» хоть гирю урони, не почувствует…»

Увы, до таких высот мне никогда не дорасти, а то бы, конечно, пошел в пропагандисты —им намного больше платят. Можно, конечно, сравнить средние зарплаты в Татарстане (29645 руб.) и у нас (19633 руб.) и порадоваться тому, что разрыв не очень велик. Если же взять во внимание наши темпы роста (тут мы рвем на части всех и вся), то можно даже предположить, что недалек тот день, когда мы догоним и перегоним не только Татарстан, но и всех остальных. Одно мешает: я слишком хорошо представляю себе возможности нашей экономики, чтобы реально рассчитывать на какой-то прорыв и всерьез относиться к подобным прогнозам.

Цифры — вообще штука хитрая. К примеру, в Татарстане сегодня проживает 3 893 756 человек, у нас — 3 064 394. При этом бюджет 2017 года у них составил 235,8 млрд рублей, тогда как у нас был 99,6 млрд рублей. На душу населения соответственно выходит примерно 60000 рублей против 32000. Разрыв почти двукратный, и это очень много. Но если начать копаться предметно, анализируя статьи расходов, окажется, что в реальности разница эта намного больше. Связано это с тем, что большая часть нашего бюджета (примерно 70 млрд руб) — это трансферты федерального центра, выделяемые строго на реализацию четко оговоренных программ. В итоге самостоятельно распоряжаться мы можем лишь оставшимися деньгами — это примерно 30 млрд рублей. Татарстан же, в отличие от нас, — регион-донор, и поэтому львиная доля доходов бюджета — это собственные деньги, которыми республика может распоряжаться по своему усмотрению. Соответственно, разница в финансовых возможностях и финансовой самостоятельности образуется колоссальная. Подсчитать ее абсолютно невозможно, а посему все попытки провести даже поверхностный сравнительный анализ экономик двух регионов представляются провальными.

В Татарстане сегодня живут в другом времени и другой реальности. Решив сократить время поиска экономической информации, забил в поисковике: «ежегодное послание Рустама Минниханова республиканскому парламенту. 2017 год». Практика работы в Дагестане научила меня тому, что в посланиях всегда представлена самая свежая статистика по всем отраслям.

Послание Минниханова оказалось в корне «неправильным»: в нем не обнаружилось ни одной цифры. Скорее всего, наивный президент Татарстана предположил, что депутаты — вполне взрослые и разумные люди и при желании сами могут познакомиться с итогами работы республики за истекший период. Глупые советники не объяснили ему, что помимо депутатов послание будут изучать и простые жители республики, которым президент должен доходчиво объяснить, каких высот достигла республика и как его лично радуют темпы роста экономики.

Вместо этого Минниханов говорил о стоящих перед республикой задачах, окончательно отбив у меня желание сравнивать наши экономики. Представьте на минуту, как прозвучит в исполнении главы Дагестана такая вот фраза, к примеру: «Мир охватывает четвертая промышленная революция. Мы являемся свидетелями ярких технологических преобразований. Блокчейн, бигдэйт, искусственный интеллект становятся реалиями сегодняшнего дня. Главный вопрос, который следует задать себе, – готовы ли мы к этим изменениям?». Или такая: «Мы вошли в следующую стадию эволюционного развития экономической и производственной модели общества, так называемой цифровой экономики…. Уже сегодня мы должны обсуждать и принимать законы и механизмы, которые вступят в силу через 5, 10, 20 и даже 30 лет».

Мы недавно озаботились вопросами создания собственной нефтегазовой компании, тогда как они, судя по задачам, озвученным президентом, думают совсем о другом: «В области нефтеперерабатывающей промышленности актуальной остается задача по доведению к 2018 году объема перерабатываемой нефти в республике до 23 миллионов тонн с глубиной до 98%».

Кроме того, они активно участвуют в развитии рынка газомоторного топлива и вкладывают деньги в проекты по развитию электротранспорта и беспилотных автомобилей, в том числе по проекту «Шатл», в котором принимают участие, выпускают вертолеты, самолеты и суда.

Скажете, старые наработки? Тогда как вам это: «В рамках Года экологии в республике ликвидировано 1200 свалок, очищено 10 тыс. км береговой полосы, тысяча водных объектов, посажено 20 миллионов саженцев деревьев на площади 4 тыс. гектаров. Для развития республики в соответствии с принципами «зеленой экономики» в Казани планируется строительство завода по термическому обезвреживанию твердых коммунальных отходов. Это позволит решить проблему исключения из хозяйственного оборота значительных площадей ценных земель вблизи Казани, кратно снизить негативное воздействие на окружающую среду, достичь нулевого уровня захоронения ТКО, как это уже сделано в таких странах, как Швейцария, Германия, Голландия и Япония»?

Может, подбросить немного фактов из агропрома? Ведь тут, как нас уверяют, мы в числе лидеров, и бояться каких-либо сравнений нам не пристало. «В республике действует самый крупный в России агропромпарк с цехами переработки. С этого года запускается программа строительства агропром-парков в сельской местности — в Кукморском, Дрожжановском, Сабинском, Бугульминском, Альметьевском, Заинском, а в дальнейшем и в других районах республики. Задача ближайших лет — добиться полной переработки всей производимой продукции».

А вот что Минниханов говорит о «социалке»: «В Татарстане в полном объеме продолжается реализация республиканских программ, направленных на повышение качества жизни. На сегодняшний день их уже 37. На эти цели из бюджета республики в текущем году выделено 16 миллиардов рублей.

В программах — 2 911 объектов. В их числе 11 новых школ, 9 детских садов, 42 ФАПа, 6 врачебных амбулаторий; капитально будет отремонтировано порядка тысячи многоквартирных домов, 106 объектов здравоохранения, 146 образовательных учреждений; построено 260 км водопровода, пробурено 44 скважины и установлено 38 водонапорных башен. Кроме того, более 10 тысяч семей получат жилье по программе социальной ипотеки.

В текущем году уже сданы 2 дома для 275 дольщиков, ведется строительство еще 12 объектов. Из них до конца года будут сданы не менее 6 домов для 938 дольщиков.

Кроме того, нами принято решение о выделении в столице республики земельного участка площадью 17 га под инвестиционный проект для дальнейшего решения проблем дольщиков».

А теперь вопрос на засыпку. Скажите, как может пригодиться Артему Здунову его опыт езды на «мерседесе», если в ближайшее время он вынужден будет ездить на стареньком «запорожце»? Или, если сформулировать этот вопрос немного иначе: «Почему Васильев выбрал именно его в качестве премьера Дагестана?».

Поскольку готового ответа у меня нет, озвучу имеющиеся предположения. Для начала посмотрим, что объединяет двух назначенцев Васильева, занявших ключевые позиции в республике, — премьера Артема Здунова и прокурора Дениса Попова. Как сказал сам Васильев, фамилию Здунова он обнаружил в резервном списке президента России. Следовательно, на молодого татарского министра, который за время своей работы в правительстве не допустил ни одного серьезного промаха, а кроме того смог обеспечить успешную реализацию нескольких серьезных программ, обратили внимание в Москве. Это, безусловно, открывает перед молодым экономистом блестящие карьерные перспективы на федеральном уровне. Можно предположить, что командировка в Дагестан станет для него последней итоговой проверкой на прочность перед назначением на достаточно серьезный пост. В чем, несомненно, ему пообещал поспособствовать Владимир Васильев. Уверен, что именно это обстоятельство заставило татарского министра переменить первоначальное решение (как рассказал Васильев, на первое предложение переехать в Дагестан Здунов ответил отказом).

Теперь о Попове. Это тоже человек из резервного списка Путина. Источники «НД» утверждают, что ему в ближайшее время прочат должность заместителя Генерального прокурора России. И опять же, дагестанская командировка должна стать для него последней проверкой.

Понятно, что в данных обстоятельствах ни Здунов, ни Попов гарантированно не будут брать взяток и участвовать в распилах бюджета, хотя бы по карьерным соображениям или потому, что слишком много обиженных чиновников будут пристально наблюдать за ними. Приоритеты у них на сегодня другие. Тем более что оба они — люди далеко не бедные: Попов в 2016 году заработал более 3 млн рублей, а Здунов так вообще был самым богатым членом правительства Татарстана с годовым доходом более 8 млн рублей.

Думается, именно это обстоятельство и стало определяющим при выборе назначенцев — оба будут работать не за страх, а за совесть, а заодно заставят работать своих подчиненных. И это, несомненно, для республики благо.

Очевидно, что в первую очередь Попов озаботится проблемами застройки Махачкалы и «шалостями» с земельными участками, имеющими место в Дагестане. Кроме того, он по максимуму задействует сотрудников прокуратуры в программе ликвидации энергетических долгов. А если называть вещи своими именами — постарается свести на нет масштабное воровство в этой сфере экономики.

Здунов, в свою очередь, будет контролировать расходование бюджетных денег на всех уровнях. Для этого, как сообщил Васильев, будут использоваться наработки, успешно зарекомендовавшие себя в Татарстане. «Татарстан, — сказал он, — контролирует свой бюджет так, что нам у них учиться. Они завели около 100 показателей, которые постоянно контролируют, как расходуется бюджет. Нам этого так не хватает. На бюджет можно сделать лучшее для народа, при этом убрать условия для соблазна для чиновников, власти». Естественно, для переноса этого опыта на дагестанскую почву Здунов подходит идеально.

В конце прошлого года в Каспийске появилась территория опережающего развития (ТОР), еще одна такая территория вскоре возникнет в Дагестанских Огнях. Как известно из биографии Здунова, он плотно занимался реализацией проектов, связанных с новыми институтами развития, и на сегодняшний день он является одним из лучших в России специалистом по ТОРам (в Татарстане эти зоны называются ТОСЭРами).

Именно он курировал ТОСЭР в Набережных Челнах, обеспечив привлечение туда более 20 млрд рублей инвестиций и создав более 3600 рабочих мест. Кроме того, по инициативе Здунова в прошлом году появилось сразу три ТОСЭРа — в Нижнекамске, Чистополе и Зеленодольске. Открывая их, Здунов озвучил планы по привлечению как минимум 23 млрд рублей инвестиций и созданию более 7000 рабочих мест. Очевидно, что Васильев надеется, что и в Дагестане Здунов будет работать в данном направлении также плодотворно.

Участие Здунова в продвижении новых институтов развития ТОСЭРами не ограничивается. Благодаря его энергии и личному участию (об этом свидетельствуют публикации в татарских СМИ) сдвинулся с мертвой точки и ныне активно реализуется проект Камского инновационного территориально-производственного кластера «Иннокам».

Как известно, в Татарстане достаточно успешно организована работа правительства по поддержке малого и среднего бизнеса, созданию условий для нормальной работы. И это направление в республике курировал Артем Здунов.

Эксперты отмечают также серьезные контакты молодого татарского министра в Москве. Практически все проекты и предложения Здунова были активно поддержаны руководством Минэкономразвития России. Очевидно, что этот его потенциал будет активно задействован и на новом посту. Собственно, представляя кандидатуру нового премьера в Народном Собрании, Васильев обо всем этом сказал: «Здунова хорошо знают в правительстве России, ему доверяют, потому что те проекты, которые он защищал, были успешны. Поэтому я с чистой совестью предлагаю вам эту кандидатуру, я несу за нее ответственность».

Еще одно соображение. Посылая Васильева в Дагестан, Путин обозначил срок предполагаемой командировки — до сентября. По ряду признаков я предполагаю, что осенью (а может, и немного раньше) Васильев отбудет в Москву, передав дела своему преемнику. Но при этом оставит здесь команду, способную обеспечить устойчивое развитие экономики и соблюдение законности. Именно для этого ему потребовались «варяги» такого высокого уровня, как Попов и Здунов.

И напоследок. Практически во всех СМИ Татарстана (и электронных, и «бумажных») в эти дни активно обсуждается дагестанская командировка Здунова. И практически во всех публикациях помимо пожеланий успешно поработать на новой должности выражается сожаление по поводу того, что республика лишилась такого грамотного, креативного и успешного министра.

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях: