Суд установил границу между Дагестаном и Чечней по Закону, а территорию Кизляра по трем цветам

16.10.2019 17:15

На сайте Верховного суда Дагестана опубликовано решение суда о земельных участках на границе с Чеченской Республикой, включённых в состав Кизляра. 

 

Как ранее сообщалось в материале «Нового дела», 16 июля 2019 года Верховный суд Дагестана отказал в признании недействующим решения депутатов г.Кизляра от 15.12.2014 № 259 "Об утверждении Генерального плана и Правил землепользования и застройки городского округа "город Кизляр" в части лесных участков лесного фонда Кизлярского лесничества и Бороздинского участкового лесничества Шелковского района Чеченской Республики. 

Кизляр выиграл суд у Чечни и Дагестана по спору о федеральных землях

В материале «НД» отмечалось, что об этом решении суда не сообщали органы власти обоих республик,  а информация о нем появилась благодаря регистрации дела в Верховном Суде РФ , где на 11 декабря назначено рассмотрение апелляционной жалобы.

 

К сожалению, после материала «НД» пресс-служба Верховного суда Дагестана не выступила с краткой информацией по делу, как это обычно делается по резонансным делам.

 

В обнаруженном решении суда обезличены не только привычные фамилии и адреса, но и наименование горда «Кизляр», и что самое интересное – пропущена цифра 3 в номере дела. Это препятствует поиску решения в базах судебных решений. Такое скрытие информации по имеющему важное общественное значение делу  создаёт негативный фон и общественное напряжение. 

 

К сожалению google не может определить время опубликования страницы с решением, возможно из-за того, что решение появилось недавно. 

 

Согласно хронологии движения дела, 22 августа было вынесено дополнительное решение суда об исправлении описок в ранее принятом решении, для чего проводилось судебное заседание. Причем,  разница между опредление о заседании суда и сами заседанием - 5 минут. Возможно, с этим связана задержка с публикацией решения.  

 

Изучив текст решения, следует отметить, что в материале «НД» собранном по обрывкам информации, в целом была правильно восстановлена общая картина.

 

Однако, есть ряд важных пунктов существенно изменяющих представление о ситуации с границей Чечни и Дагестана.

 

Первоначальный вывод о том, что в деле истцами являются Комитет по лесному хозяйству Минприроды Чечни и Комитет по лесному хозяйству РД был сделан на основании данных сайта Верховного Суда РФ.

 

Однако, из опубликованного решения следует, что 3 апреля в суд с иском к Администрации Кизляра обратился сначала только Комитет лесного хозяйства Дагестана.

 

Затем, суд привлёк в качестве СООТВЕТЧИКА Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Чеченской Республики, которое предъявило свой иск к Администрации г.Кизляра, в котором в частности указывало: 

 

«Кроме того, лесные участки, включенные в границы населенного пункта муниципального образования городской округ «<адрес>» Республики Дагестан, частично предоставляются Администрацией <адрес> в собственность, в пользование третьим лицам, которые ставят их на государственный кадастровый учет, а именно: <адрес>, земельный участок с кадастровым номером № и земельный участок с кадастровым номером № Бороздинского участкового лесничества Шелковского лесничества, последний участок образован постановлением администрации городского округа «<адрес>» от <дата> № «Об образовании земельного участка по <адрес>».»

 

Но дальше дело приобрело неожиданный и редкий в судебной практике поворот

 

Комитет по лесному хозяйству Дагестана на судебном заседании НЕ ПОДДЕРЖАЛ СВОЙ ИСК, объясняя это изменением обстоятельств. 

 

«На судебном заседании представитель Комитета лесного хозяйства РД ФИО6 исковые требования не поддержал, пояснил, что после внесения <дата> изменений в обжалуемое решение депутатов ГО «<адрес>» от <дата> в границы населенных пунктов ГО «<адрес>» права и интересы Комитета лесного хозяйства РД не нарушаются, до внесения изменений права Комитета были нарушены, участки лесного фонда были включены в границы МО «<адрес>», тем самым они получили категорию земель населенных пунктов, которыми вправе распоряжаться администрация ГО «<адрес>».».

 

В судебном споре принимал участие также Департамент лесного хозяйства по Южному федеральному округу, который встал на сторону Чечни

 

Представители Росимущества и Минимущества Дагестана, поддержали позицию Кизляра, заявив, что права Дагестанского комитета по лесному хозяйству не нарушены. 

 

В итоге Дагестанский комитет остался формальным истцом, но реальной стороной по спору против Кизляра выступили власти Чеченской республики в лице Минприроды ЧР с небольшой процессуальной поддержкой от Департамента лесного хозяйства по Южному федеральному округу. 

 

Как следует из содержания решения запутанная юридическая история возникла из-за странного иска Дагестанского комитета и юридической коллизии, связанной с процедурой согласования границ. Плюс протекавшими одновременно с судебным делом юридическими и политическими процессами. 

 

Дагестанский комитет лесного хозяйства ссылался на то, что включение земель лесного фонда Российской Федерации в земли городского округа Кизляра нарушает их права, как ответственных за этот участок. 

 

Вступившее, в дело Минприроды Чечни предъявило аналогичные требования и также указало, что нарушается их право на реализацию государственных полномочий. 

 

Позиция Кизляра была ещё более тонкой:

- решение приняли,

- однако, к решению должна была быть приложена карта границ,

- но карту границ федеральные органы власти не согласовали,

- поэтому нарушений прав органов лесного хозяйства Дагестана нет,

- а вот границы монопольных образований утверждены Законом Дагестана, который истцы не оспаривают.

 

В материале «НД» было обращено внимание, на то, что за пять дней до вынесения решения в Кизляре изменяли Правила землепользования по шести участкам, один из которых примыкает к границе с Чеченской Республикой.

Как следует из решения суда, в ходе судебного процесса власти Кизляра действительно внесли изменения в План так, что «земли лесного фонда не включены в границы населённых пунктов».

 

Далее начинается юридическая казуистика, расшифровка которой выглядит примерно так. 

 

Не смотря на внесение изменения в Правила землепользования г.Кизляра, Минприроды Чечни указывал, что формально НЕ ВОЗМОЖНО определить на карте исключены земли или нет без заключения специализированной организации ( «Росинформторг»). 

 

Однако, судя по тексту решения, судья провела эксперимент и установила, что МОЖНО:

 

«Из исследованной судом Карты границ населенных пунктов городского округа «<адрес>», утвержденной Собранием депутатов ГО «<адрес>» от <дата>, следует, что земли категории «земли лесного фонда» (обозначены зеленым цветомне вошли в границы населенных пунктов городского округа «<адрес>» (границы обозначены синим цветом), на Карте красным цветом обозначена границагородского округа «<адрес>». …

 

С участием сторон и заинтересованных лиц судом сопоставлены указанные графические материалы и установлено, что земли лесного фонда Кизлярского участкового лесничества и Бороздинского участкового лесничества не входят в границы населенных пунктов городского округа «<адрес>».»

 

Безусловно это важная часть указанного решения не только для сторон, но и для судебной практики, т.к. это демонстрация метода установки границ с помощью сопоставления цветов на карте, в зале суда, в  сотни километров от спорного участка. Плюс демонтрация человеческих возможностей по отношению к бумажному носителю.

 

Формальный юридический подход к предмету иска (как в Древнем Риме) привел к  тому, что суд отверг современные координаты участка в пользу цветной карты:

 

«Доводы о том, что указанные в административных исковых заявлениях земельные участки лесного фонда должны быть указаны на карте с указанием координат (графических точек) их расположения, чтобы исключить полное наложение земельных участков на земли населенных пунктов и установить, предоставлены ли земли лесного фонда третьим лицам, также не состоятельны. Предметом рассмотрения данного дела является соответствие закону оспариваемого правового акта - решения Собрания депутатов ГО «<адрес>», которым утверждены Генеральный план и Правила землепользования и застройки <адрес>, а не рассмотрение гражданско-правовых споров об устранении препятствий в пользовании участками лесного фонда.»

 

 

Главный вывод решения суда – указанные участи не являются частью Чеченской Республики, т.к. не оспорен Закон Дагестана о границах: 

 

 «Кроме того, Законом Республики Дагестан № от <дата> «О статусе муниципальных образований Республики Дагестан» установлены границы муниципального образования «<адрес>», с учетом которого администрация ГО «<адрес>» установила границы муниципального образования «<адрес>», указанные правовой акт не оспорен и не отменен, поэтому доводы административных истцов о нахождении части земель лесного фонда Кизлярского участкового лесничества в распоряжении Бороздинского участкового лесничества, несостоятелен

 

Напоминаем, что в материале «НД» «Кизлярский урок» обращалось внимание на этот Закон РД и пробелами с токами ориентировки, а также на то, что описание границ сделано не по точкам спутниковой навигации. 

Так вот, в 2012 году был принят Закон со счастливым номером 13 «Об утверждении границ муниципальных образований Республики Дагестан и о внесении изменений в Закон РД «О статусе и границах муниципальных образований в РД»

Весит этот закон более половины гигабайта, т.к. в нем обозначены границы и координаты муниципальных образований. Но не по точкам GPSи не ГЛОНАС (!), а по углам , линиям и т.п..

На странице 3016 приложения к Закону есть карта описание границ города Кизляр и на стр.3017 описание точек координат. Но проблема в том, что в этом Законе забыли указать точку 12, что создаёт явную неточность.

При этом суд со сслыкой на законы обращает внимание, что земли лесного фонда могут быть частью муниципалитетов:

 

«Однако, права административных истцов включение участков лесного фонда в границы городского округа «<адрес>» не нарушаются, поскольку запрета в Градостроительном кодексе РФ не имеется, в границы городского округа могут быть включены участки лесного фонда, особо-охраняемые зон, участки культурного наследия и пр.»

 

В данном случае указанные участки не являются частью Кизляра, т.к. не утверждена карта границ. 

 

«Судом установлено, что на момент обращения административных истцов в суд с административными исками карта границ населенных пунктов ГО «<адрес>» как графическое приложение к Генплану не была изготовлена и утверждена решением Собрания депутатов ГО «<адрес>» от <дата>, следовательно, границы населенных пунктов городского округа «<адрес>» не были установлены, к моменту принятия решения были установлены лишь границы муниципального образования ГО «<адрес>».»

 

В итоге Верховный суд Дагестана своим решением с одной стороны вывел город Кизляр из спора, а с другой стороны установил, что спорные участки являются частью территории Дагестана. 

 

Решение не вступило в силу, т.к. на 11 декабря назначено рассмотрение апелляционной жалобы Минприроды Чеченской Республики.

 

Однако, есть высокая вероятность того, что Верховный Суд Российской Федерации оставит в силе решение Верховного Суда Дагестана, что формально будет означать утверждение земельного участка за Дагестаном.

 

К каким политическим последствиям приведёт оглашение такого решения не ясно. 

 

Однако, с юридической точки зрения, в случае проигрыша Минприроды Чечни в ВС РФ, ими будет подан иск об отмене части Закона РД о границах муниципальных образований.

 

Хотя чеченская сторона может поставить вопрос перед спикером НС РД Хизри Шихсаидовым о необходимости внесения изменений в Закон Дагестана без иска со стороны Чечни.  Тем более, что спикер парламента является членом комиссии по уточнению границ между двумя республиками. 

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях:
Смотрите также